Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Жанна де Зальцман
Существует также механизм эго, чья задача — помешать такому росту. Можно говорить, следовательно, что мы одновременно жаждем истины и не хотим ее знать. Но Искренняя Душа извечно тоскует по истине; хотя эго закатывает настоящее пиршество, когда мы увязаем в ложных представлениях о своем духовном прогрессе, именно эти ошибочные допущения и являются подлинными врагами свободы. Иными словами, притязания на просветленность отвергают саму возможность настоящего просветления. Кто считает себя просветленным? Многие полагают, что просветленными себя объявляют шарлатаны, техно-гуру и так называемые «мастера», которые спят с наивными девушками. Однако притязания на просветленность встречаются намного чаще, чем может показаться. Большая часть образованных и одухотворенных эго пусть и не осмеливаются называться «просветленными» (особенно в беседах с окружающими), но либо неявно, либо достаточно откровенно берут на себя роль духовного наставника, ментора, посредника, медиума или снисходительного товарища, то есть придают своим способностям и приобретенным познаниям намного большую значимость, чем те имеют на самом деле. Однако пускаясь по духовному пути под мудрым руководством, быстро понимаешь, что склонность возвеличивать самого себя и свои достижения распространена шире, чем можно предполагать. Трудности, впрочем, возникают лишь в том случае, когда мы не можем или не хотим принять необходимые советы, указывающие верный путь. Нам просто нужно научиться учитывать возможность ложных допущений, а первый шаг к этому — умение понять, что притязания на просветленность присущи не «кому-то другому». Они могут возникнуть у всех без исключения.
Вымирающая просветленность
Если говорить о том, что мы делаем на современной духовной сцене, то мы делаем множество вещей. Среди них есть прекрасные, есть и ужасные... Кто-то становится мудрей и сострадательней, но многие эксплуатируют других людей, преследуют свом эгоистические цели, углубляя окутывающую нас: тьму и нашу сансару. Чарльз Тарт
Когда нечто становится столь популярным, каковой стала в наши дни просветленность, оно непременно теряет существенную грань своего смысла, ибо подлинные духовные принципы невозможно распространять массовыми тиражами. Хотя нью-эйджевская философия утверждает, будто мы перешли на тот этап эволюции, когда любой может обрести просветление, которое было прежде доступно лишь избранным, с этим выводом трудно согласиться. За весь срок человеческой истории, включая современную «Новую Эпоху», широкие массы никогда не проявляли готовности к той самоотдаче, какая требуется для просветленности. Рассуждения о притязаниях на просветленность не могут считаться достаточно полными, если не определить вначале четкое различие между доморощенной духовностью «Нью-Эйдж» и традиционными путями к освобождению, по которым приходится идти всю жизнь. Подавляющая часть нью-эйджевских философий и психологии указывают пути к удовлетворенности сновидениями эго. Они объясняют, как получить наибольшую радость от все той же иллюзорной жизни, тогда как по-настоящему духовные направления учат тому, как вырваться из этого сна. Это следует подчеркнуть особо, поскольку слова «духовность» и «просветление» стали ныне слишком популярными, и большинство людей полагает, будто экстрасенсы, псевдошаманы и знахари с магическими кристаллами занимаются приблизительно тем же, что и традиционные наставники дзэн, учителя ваджраяна-тантры или суфийские шейхи. Всех сейчас гребут под одну гребенку, прикрывая удобным понятием «духовность», но это приносит огромный вред и настоящим учителям, и нам самим. Как и слово «любовь», понятие «просветление» само по себе говорит очень мало. «Любовью» мы называем и безрассудную увлеченность, и пристрастие к мороженому, и чувства, испытываемые к своим детям. Но большинство людей даже не догадываются, что же такое настоящая любовь. То же относится и к «просветлению». Сознание обычного человека открыто для самых разных заблуждений и предубеждений относительно духовности. Эти неверные представления иногда ведут к порочному подходу к духовной практике у тех, кто рискнул оторваться от на первый взгляд безопасной опоры экзотерической религии. Георг Файерстайн Это слово так часто мелькает в популярных телешоу и на страницах «Нью-Йорк таймс» и «Ньюс уик», словно все без исключения прекрасно понимают его смысл. Этот факт явно показывает, что весь западный мир стал жертвой массового заблуждения о просветленности. Когда все вокруг постоянно говорят о просветлении, значение этого понятия умаляется, ибо оно по самой своей сути невыразимо, не может определяться словами. Мы живем в мире, где поиск пути к просветлению превратился для многих людей в досужее развлечение. Сэнсэй Дэйнан Генри чрезвычайно критично относится к тому, насколько вольно пользуется «Нью-Эйдж» духовными понятиями: Я не имею ничего против того, что «нью-эйджеры» занимаются всеми этими глупостями. Я против того, что они пользуются терминологией древних традиций, да еще и настаивают при этом, будто речь идет о просветлении. Не о просветлении они говорят. Они говорят лишь об определенном диапазоне ощущений, мыслей и сексуальных переживаний. Стоит у них появиться приятному чувству или глубокой мысли, как они тут же заявляют: «Это просветление!» А еще они любят поговорить об «истинном Я». Лепечут о «Высшем Я» — а сами имеют в виду крепкое здоровье и прекрасный секс! Трудно такое выдержать. На мой взгляд, они и близко не подбираются к истине. Вот в чем причина моей нетерпимости. Мнение сэнсэя Дэйнана сурово, но справедливо. Такие люди, как он, всю жизнь посвятили попыткам передать идею Реальности, кроющейся за словом «просветление», но они постоянно сталкиваются с необходимостью распутывать и разоблачать нелепые догадки и мечтания о духовной жизни, которые возникают у учеников под влиянием ложных культурных представлений и неправомерного использования священных понятий. Роси Мел Уайтзмэн из Дзэн-центра в Беркли рассказывает о случае, свидетелем которого он стал еще в семидесятых годах на одном семинаре, где выступал один из самых популярных гуру того времени. Какая-то женщина выскочила из зала и обиженно заявила кассиру: «Я заплатила сто долларов, чтобы стать просветленной! Верните мне деньги!» Но за деньги просветления не купишь. Настоящее просветление определенно не найти на полках магазинов; его не сберечь консервантами и пластиковой упаковкой. Безоговорочное приятие Бога, либо Вселенной — величайший дар, «бесценная жемчужина», и дешево ее не обрести. Одного этого достаточно, чтобы усомниться в ценности поддельных самоцветов в затейливых обертках, которые бойко предлагают псевдоспиритуалисты. Западный индивидуализм плох — плох во всех отношениях. Но та его идея, что человек самодостаточен, что он не нуждается в обществе, поскольку все управляется отдельными личностями, — поистине опасна.
|