![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Исключение понятий
Обследуемым зачитывают пять слов, из числа которых четыре объединяются общим родовым понятием, а пятое не относится к данному понятию. Требуется заслушать эти слова и в течение последующих 10 секунд записать «лишнее» слово. Затем зачиты-вают следующие пять слов и т.д. Задание повторяют 15 раз. Пример задания: 1. Василий, Федор, Семен, Иванов, Петр. 2. Дряхлый, маленький, старый, изношенный, ветхий. 3. Скоро, быстро, постепенно, торопливо, поспешно. 4. Лист, почка, кора, чешуя, сук. 5. Ненавидеть, презирать, негодовать, возмущаться, понимать. 6. Темный, светлый, голубой, яркий, тусклый. 7. Гнездо, нора, курятник, сторожка, берлога. 8. Неудача, волнение, поражение, провал, крах. 9. Успех, неудача, удача, выигрыш, спокойствие. 10. Грабеж, кража, землетрясение, поджог, нападение. 11. Молоко, сыр, сметана, сало, простокваша. 12. Глубокий, низкий, светлый, высокий, горький. 13. Хата, печь, дым, хлев, будка. 14. Береза, сосна, дуб, сирень, ель. 15. Голод, холод, дискомфорт, жажда, нажива. 16. Секунда, час, год, вечер, неделя. 17. Самолет, пароход, техника, поезд, дирижабль. 18. Смелый, храбрый, решительный, злой, отважный. 19. Футбол, волейбол, хоккей, плавание, баскетбол. 20. Карандаш, ручка, рейсфедер, фломастер, чернила. Оценка выводится в условных баллах:
Инструкция: «Я буду зачитывать по пять слов, из которых че-тыре объединены общим родовым понятием, а одно к такому понятию не относится или относится в меньшей мере. Такое слово вам следует определить и записать его на своем бланке под соответствующим номером. Например, я зачитываю первые пять слов: кирпич, камень, глина, известА, дом. Первые четыре слова имеют общее родовое понятие — " строительный материал", по-следнее слово в этой группе " лишнее". Нужно записать: № 1 — дом. Затем будет зачитана вторая группа слов и т.д. На запись вам дается по 10 секунд. Если не успели определить нужное сло-во, лучше пропустить запись, чем писать наобум. Какие вопро-сы? (Ответить на вопросы.) Приготовиться! Начали!» АНАЛИЗ ОТНОШЕНИЙ ПОНЯТИЙ Исследуем предъявляемый бланк, на котором представлена исходная пара слов, находящихся в определенном отношении (например, лес — деревья), и затем слово (например библиотека) и пять других (например: сад, двор, город, театр, книги) слов, из которых только одно (книги) в том же отношении, как и в паре исходных слов (в лесу — деревья, в библиотеке — книги). Ос-тальные четыре слова должны быть отвергнуты. Всего предъявляется 20 заданий на 3 минуты. Во втором ряду в каждом задании нужно подчеркивать одно нужное слово. Оценка выставляется в условных баллах. 1. Школа — обучение. Больница — доктор, ученик, учреждение, лечение, больной. 2. Песня — глухой. Картина — хромой, слепой, художник, рисунок, больной. 3. Нож — сталь. Стол — вилка, дерево, стул, пища, скатерть. 4. Рыба — сеть. Муха — решето, комар, комната, жужжать, паутина. 5. Птица — гнездо. Человек — люди, птенец, рабочий, зверь, дом. 6. Хлеб — пекарь. Дом — вагон, город, жилище, строитель, дверь. 7. Пальто — пуговица. Ботинок — портной, магазин, нога, шнурок, шляпа. 8. Коса — трава. Бритва — сено, волосы, сталь, острая, инструмент. 9. Нога — сапог. Рука — калоши, кулак, перчатка, палец, кисть. 10. Вода — жажда. Пища — пить, голод, хлеб, рот, еда. 11. Электричество — проводка. Пар — лампочка, лошадь, вода, трубы, кипение. 12. Паровоз — вагоны. Конь — поезд, лошадь, овес, телега, конюшня. 13. Алмаз — редкий. Железо — драгоценный, железный, сталь, обычный, твердый. 14. Бежать — стоять. Кричать — молчать, ползать, шуметь, звать, плакать. 15. Волк — пасть. Птица — воздух, клюв, соловей, яйцо, пение. 16. Театр — зритель. Библиотека — актер, книги, читатель, библиотекарь, любитель. 17. Железо — кузнец. Дерево — пень, пила, столяр, кора, ветка. 18. Нога — костыль. Глава — палка, очки, зрение, нос, слезы. 19. Утро — ночь. Зима — мороз, день, январь, осень, сани. 20. Спортсмены — тренеры. Студенты — институты, воспитатели, учителя, преподавате-ли, родители.
Инструкция: «Перед вами 20 заданий, представляющих собой пары слов. В первой строчке дана пара слов, которые находятся в определенном отношении, например: лес — деревья (целое и часть, можно сказать: в лесу деревья). Во второй строчке даны слово и пять слов, одно из которых относится к этому, первому слову так же, как и в соответствующей паре слов из первой строч-ки, например: библиотека — книги (в библиотеке книги, биб-лиотека целое, книги — часть библиотеки). В этом случае во второй строке следует подчеркнуть слово книги. Какие вопросы? (Ответить на вопросы) Приготовились! Начали!» Включить секундомер. Через 3 минуты подать команду «Стоп!»
|