Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Сложные ассоциации
Обследуемым предъявляется бланк с набором из 20 пар слов. Каждая пара находится в определенных отношениях. Представ-лены также 6 пар слов в шифре, обозначенных буквами. Надо определить, какой паре слов из шифра соответствует по сходству пара слов в наборе. Запись ответов ведется обследуемым на лис-те бумаги следующим образом — пишется номер пары слов из набора и через черточку ответ — буквой. Оценка выставляется в условных баллах. Шифр: А. Овца — стадо. Б. Малина — ягода. В. Море — океан. Г. Свет — темнота. Д. Отравление — смерть. Е. Враг — неприятель.
Инструкция обследуемым: «Возьмите бланк " Сложные ассоциации". Перед Вами на таблице сверху шесть пар слов под названием " Шифр". Каждая из этих пар слов находится в какой-то логической связи и отмечена буквой. Внизу 20 пар слов под номерами. Эти пары слов также находятся в какой-то логической связи. Необходимо к этим парам слов подобрать наиболее близкие к ним по аналогии (по ассоциации) пары слов из шифра. Ставьте на своем листке номер каждой пары слов, а за ним букву соответствующей пары из шифра. Например, первая пара слов: испуг — бегство. Отношение между ними: испуг — причина, следствие — бегство. Этому соответствует в шифре: отравление — смерть. Значит, пишем № 1 и рядом букву " Д" и т.д. На задание дается 7 минут. Какие вопросы? Приготовились! Начали!» Через 7 минут подается команда «Стоп!». КОЛИЧЕСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ Обследуемым предлагают ряд однотипных логических задач. Исходными суждениями в этих задачах являются хорошо усвоенные отношения предметов по количественной величине. Нужно сделать умозаключение и определить отношение (больше — меньше) двух величин, вынесенных в знаменатель. определить, что больше — В или А? Ясно, что А больше В (это видно из того, что если А = 9, то Б = 1, если Б = 1, то В = 4. Следовательно, А = 9 больше В = 4). Составляют несколько вариантов заданий по 18 задач; на каж-дый вариант предоставляют по 5 минут.
Инструкция: «Всем предстоит решить 18 логических задач в течение пяти минут. Путем рассуждений нужно определить, боль-ше или меньше величина в знаменателе, на основании сравнения двух численных отношений в числителе (показать и разъяснить пример на доске). Переходите от задачи к задаче по порядку их номеров. Главное — не делайте ошибок. Какие вопросы? Нача-ли....Стоп!» ВОПРОШАЙКА В качестве материала к игре можно использовать любую сю-жетную картинку, имеющую проблемное содержание. Игра стро-ится по-разному, в зависимости от возраста и обстоятельств. Младшим школьникам предлагается задавать взрослым вопросы обо всем, что он хочет узнать. Если взрослый не сможет отве-тить, то выигрывает ребенок. Подростки могут играть между собой. После того, как школьник спросил все, что мог, полезно по-просить его составить небольшой рассказ по этой картинке и обратить внимание на то, на какие вопросы ребенок дал ответы, а на какие не дал. Отмечается также характер вопросов, склон-ность к стереотипам, четкость и т.д. КАЮЧ К НЕИЗВЕСТНОМУ 1. Детям младшего школьного возраста предлагается отгадать, что спрятал в руке учитель. Для этого они могут задавать вопро-сы, а учитель будет отвечать. Учитель объясняет, что вопросы как бы ключи от дверей, за которыми открывается что-то неиз- вестное. Каждый такой ключ открывает определенную дверь. Этих ключей много. На каждом таком занятии (можно как 5-минут-ную разминку на уроке) предлагается по 2—3 «ключа», на кото-рых записаны ключевые слова для вопросов (например: «виды», «свойства», «влияние», «изменение» и т.п.). Дети должны зада-вать вопросы, используя эти ключевые слова: К какому виду от-носится? Какие у него свойства? 2. Детям подросткового возраста вместо предметов можно пред-ложить рисунки или фотографии, сделанные с большим увели-чением. Главное, чтобы они по внешнему виду напоминали какие-то известные предметы или явления, но в то же время содержали в себе ряд противоречивых деталей, которые не позволяют легко установить, что изображено. При постановке вопросов к изо-бражению непонятного объекта можно использовать следуюшую схему: К какому виду явлений относится? Почему изменяется? Что влияет на него? Какие имеет свойства? и т.д. Инструкция: «Представьте, что перед вами изображения со-вершенно непонятного объекта. Какие вопросы вы можете за-дать, чтобы понять, что это? Постарайтесь задать как можно боль-ше разных вопросов и заполнить схему: каждая стрелка соответ-ствует новому типу вопроса с новым ключевым словом». СХОДСТВО И РАЗЛИЧИЕ Учащимся предлагается сравнить между собой различные пред-меты и понятия. Для младших школьников это сравнение хоро-шо знакомых предметов: молоко и вода, корова и лошадь, само-лет и поезд, — при этом можно использовать и их изображение. Для более старших детей понятия могут быть сложнее: картина и фотография, утро и вечер, упрямство и настойчивость. Отметьте общее число правильных ответов, количество ошибок (сравне-ние по разным основаниям), соотношение отмеченных призна-ков сходства и различия, преобладающие признаки (внешние, функциональные, классо-родовые отношения и проч.). Выигры- вает тот, кто предложил болъше оснований для сравнения или тот, кто назвал признак последним. что нового? Для выявления скрытых, необычных свойств предметов необ-ходимо преодолеть привычный взгляд на предмет, стереотип дей-ствия. Например, спичка не только горит и светится, но и умень-шается при этом в размере и весе, вода жидкая, но может при замерзании служить строительным материалом. Учащимся предлагается открыть необычные свойства самых обычных предметов: полиэтиленовых крышек, использованных стержней от шариковых ручек, гвоздей, пенопласта, мороженого и т.п. Отмечают наиболее оригинальные, многочисленные и раз-нообразные ответы. В конце можно устроить дискуссию о пра-вильности сделанных предложений. ОШИБАЮЩИЙСЯ УЧИТЕЛЬ Ведущий или один из участников делает умышленные ошиб-ки при чтении, при доказательстве различных положений (в том числе и математических зависимостей). Остальная группа долж-на находиться в постоянной готовности находить и исправлять ошибки, обосновывая при этом свою точку зрения. Для этого можно использовать целостные тексты. Тогда игра «Ошибающий-ся учитель» преобразуется в игру «Опечатка». ОПЕЧАТКА Инструкция: «В тексте допущена опечатка — пропущено одно коротенькое слово. Из-за этого одно из предложений противо-речит смыслу всего текста. Найдите это предложение и исправь-те опечатку. Например: " Многие знатные вельможи смирились с потерей своего вли-яния на государственные дела. Чтобы устранить всесильного ми-нистра, они устраивали заговоры, в которых были замешаны да-же мать, жена и брат короля. Но Ришелье беспощадно подавлял сопротивление вельмож, заключал их в тюрьму и многих казнил. Некоторые знатные феодалы укрывались от гнева Ришелье в своих замках. Отсюда они давали отпор королевским чиновникам и войскам. Ришелье приказал срыть укрепленные замки дворян"». (История средних веков. 6 кл. М., 1985.) Эти упражнения направлены на развитие критичности мыш-ления. СОСТАВЛЕНИЕ ПРЕДЛОЖЕНИЙ Берутся наугад три слова, не связанные по смыслу, например, «озеро», «карандаш» и «ыедведь». Надо составить как можно боль-ше предложений, которые обязательно включали бы в себя эти три слова (можно менягь их падеж и использовать другие слова). Ответы могут быть баніальными («Медведь упустил в озеро ка-рандаш»), сложными, с: выходом за пределы ситуации, обозна-ченной тремя словами, и введением новых объектов («Мальчик взял карандаш и нарисовал медведя, купающегося в озере»), и творческими, включающими эти предметы в нестандартные свя-зи («Мальчик, тонкий как карандаш, стоял возле озера, которое ревело как медведь»). В этой игре, как и в других, ведущему важно установить, а игрокам найти «золотую» середину между количеством и качест-вом ответов. Необходимо, с одной стороны, стимулировать боль-шое число любых разнюобразных ответов, а с другой — поощ-рять оригинальные, творческие ответы. Обязательным условием эффективности этих игр является со-поставление и обсуждение игроками всех предложенных ответов и развернутое обоснование, почему именно тот или иной ответ им понравился или не жіонравился. Это задание направлено на установление связей, обобщение, создание целостных образов. ІПОИСК АНАЛОГОВ Называется какой-лмбо предмет или явление, например «вер-толет». Необходимо выписать как можно болыне его аналогов, т.е. других предметов, сходных с ним по различным существен-ным признакам. Следуіет также систематизировать эти аналоги по группам в зависимоссти от того, с учетом какого свойства за-данного предмета они подбирались. Например, могут быть на-званы «птица», «бабочка» (летают и садятся), «автобус», «поезд» (транспортные средства), «штопор» и «вертолет» (важные детали вращаются). Побеждает тот, кто назвал наибольшее количество групп аналогов. Задание направлено на выделение свойств, умение классифи-цировать по признакам. ПОИСК ПРОТИВОПОЛОЖНЫХ ПРЕДМЕТОВ Называется какой-лмбо предмет, например, «дом». Надо на-звать как можно болыше других предметов, противоположных данному. При этом следует ориентироваться на различные при-знаки предмета и систематизировать его противоположности (ан-типоды) по группам. Например, в данном случае могут быть на-званы: «сарай» (противоположность по размеру и степени ком-форта): «поле» (открытое или закрытое пространство), «вокзал» (чужое или свое помещение) и т.д. Побеждает тот, кто указал наибольшее количество групп противоположных предметов, четко аргументировав при этом ответы. Задание направлено на сравнение предметов, поиск свойств предмета.
|