Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Анник д'Астье. Как поясняет Левеллин Воэн-Ли, эго не желает терять независимость:






Как поясняет Левеллин Воэн-Ли, эго не желает терять независимость:

Большинство людей сторонятся духовной работы, так как избегают медленного процесса унижения. Это очень неприятно, ужасно мучительно. Мучения духовного пути объясняются тем, что эго теряет веру в свою самостоятельность, в свое главенствующее положение, в само свое существование.

Боль ощущается при разрыве и обнажении вызывающих иллюзию защиты слоев эго — пластов, которые оберегали душу на протяжении многих жизней и, естественно, легко не сдаются. В своей книге «Преодоление духовного материализма» Трунгпа Ринпоче говорит, что на духовном пути нужно быть готовым к полному разоблачению:

Вступая на духовный путь, следует знать, что он приносит боль, и быть готовым к этому. Ты добровольно идешь на муки самообнажения, срывания всех покровов, оголения кожи, нервов, сердца, мозгапока не встанешь перед миром в полной наготе. Ничего на тебе не останется. [7]

Эго нужно стереть в порошок. Для того чтобы процесс трансформации проник в глубины физического тела и тонких тел, в саму душу, броня эго, оберегавшая прежде от всего угрожающего, должна пойти трещинами, иначе ученик останется «непригодным для обработки» куском гранита, тогда как ему следует стать податливой глиной в искусных руках духовного учителя.

Учитывая все, что сопутствует обнажению, не удивительно, что это путает даже ревностных духовных учеников, хотя они и сознают его неминуемость. Однако Ли Лозовик, как и все великие учителя прошлого и будущего, утверждает, что результат, «безусловно, того стоит».

Мы должны быть благодарны за то, что живем в мире сансары и можем сами пролагать свой путь, за то, что мы не стерильны, не выхолощены до предела, что некий компьютер не решает за нас все. В нашей жизни по-прежнему всегда находится место болезненному приобретению опыта.

Чогьям Трунгпа

Стоит ли вековечная цель единения с Богома мы вправе назвать его окончательным избавлением от иллюзии обособленностиполного отказа, забвения всего, что сейчас знаешь, чувствуешь, думаешь и предполагаешь? Даи не просто «да», а «конечно да!». А какой есть выбор? [8]

«Вопрос остается прежним, — отмечает Арно Дежарден. — Эго или Бог?»

Путь страдания

Санскритское слово саха означает «терпеть, выносить; безропотно сносить тяготы» [9]. Крушение иллюзий проходит подчас очень болезненно. Подлинная духовная жизнь никогда не была и едва ли когда-то станет достаточно привлекательной, так как большая часть людей не испытывает желания переносить неизбежную боль.

Регги Рей говорит, что, когда он впервые услышал своего учителя, Трунгпа Ринпоче, тот говорил именно о страданиях. «Он был первым, кто открыто признавал, насколько скверно в действительности обстоят дела, и я подумал: " Вот оно! Вот чего я хочу! Я хочу разобраться, что же происходит и в чем причины"». По словам Рея, в их традиции огромнейшее внимание уделялось первой благородной истине Будды — утверждению о том, что жизнь есть страдание, и не потому, что всем нравится страдать, а по той причине, что страдания — неотъемлемая сторона жизни.

«Тебе больно — это лопается скорлупа, окутывающая знание», — пишет Калил Джебран. Вполне понятно, что муки — естественный аспект духовного процесса, а умышленное погружение в страдания — путь к глубокому постижению действительности, и потому боли порой даже добиваются.

Бывает, что человек всегда считает кого-то более пробужденным, чем он сам. Лично я всегда преисполняюсь благодарности, когда мне дают понять, каким я был мужланом, ведь тем самым я получаю возможность больше себя так не нести.

Роберт Эннис

В своих трудах Сан Хуан де ла Крус красноречиво описывает, что после того, как ученик ощутил сладость и удовольствие созерцания и молитвы, несколько укрепил свою связь с Богом, «Господь желает увести его еще далее, где общение с Ним станет более насыщенным». Он говорит, что, когда человек переживает острейшее наслаждение и начинает верить, что «светило Божественной благосклонности озаряет его все ярче», Господь вновь отбрасывает его во тьму и запирает врата «источника сладких духовных вод, которой они утоляли жажду Господа, когда только желали и сколько желали».

Ибо, как я уже говорил, Господь зрит уже, что они немного выросли и достаточно окрепли, чтобы можно было их распеленать и отъять от мягкой груди; и Он снимает их со Своих колен и учит ходить самостоятельно, что им кажется весьма странным, поскольку все с ними словно не так. [10]

Боль, которую приносит Бог, — Его дар, а не проклятие, как порой кажется. Человек заслуживает привилегию покинуть надежные объятия Бога и увидеть неприкрашенную действительность, где предстоит научиться жить, полагаясь на свои силы.

Невозможно говорить о полноте духовной жизни, если человек не научился мириться с болью. Жизнь так или иначе полна мучений. От боли можно на время отвлечься, можно заглушить ее наркотиками либо стоически выносить, но избавиться от нее нельзя. Есть боль «невротических терзаний» — так мы обычно мыслим о страданиях, — и боль «страданий Божьих», боль за все человечество. Это очень разные формы страдания, но обе, тем не менее, остаются страданием. Однако невротические терзания замечают только себя, а страдания за Бога, муки Просветления — боль всего рода человеческого.

Путь ошибок

Те, кто скоропалительно начинают считать себя просветленными, больше всего на свете боятся допускать ошибки. Другие, кого мы действительно вправе называть «пробужденными», прекрасно знают, что ошибки неизбежны, а высшие цели почти недостижимы. «В отличие от популярных выскочек, напускающих на себя непогрешимый вид и никогда не признающих своих ошибок, настоящих духовных учителей победы и поражения не волнуют, — пишет Фрэнсис Воэн. — Они и так уже добились успеха» [11] — либо, как тут же добавили бы те же учителя, «и так уже все потеряли».

Я задаю себе вопросы наподобие: «Могу ли я сегодня стать чуть более открытым, думающим и готовым прийти на помощь, чем был вчера?» Такая цель для меня вполне реальна. Вот если бы я спрашивал себя: «Могу ли я сегодня стать полностью просветленным?», мне пришлось бы развести руками. С тем же успехом можно было бы отправиться домой смотреть телевизор

Чарльз Тарт

Ошибки — неизбежная сторона духовной жизни. Все великие искатели учились путем проб и ошибок — но последних было, пожалуй, больше. В беседе, которая вошла в книгу «Духовный выбор», Джекоб Нидлмэн рассказывает, что бывает, когда человек идет к духовному прозрению, опираясь на весь свод доступных ему знаний и учений:

А происходит вот что: мы ошибаемся, и очень часто. В ничем не примечательные мгновения мы снова и снова допускаем ошибки, обманываемся, о чем-то забываем. Через несколько минутили десятилетиймы понимаем, что случилось, ловим себя на ошибке, и в этот миг особенно остро сознаем, что не безгрешны и далеко не всего еще добились, что нам не хватает внимательности, а знания наши не так уж велики. В эти минуты потрясения чувствуешь стыд, а эго терпеть такого не может и искусно мешает подобным ощущениям проникнуть в сознание. Частые недосмотры и потеря проницательности совершенно неизбежны, но мы далеко не всегда сознаем их даже впоследствии. Умение переживать это невероятно поучительное и благотворное чувство унизительного стыда, прививающее подлинную скромность, является, на наш взгляд, решающим для практического овладения искусством внутреннего, духовного развития. [12]

Мудрости приходится добиваться потом, кровью и слезами. К ней нужно страстно тянуться, давая себе право допускать ошибки, принимать неверные решения, находить неподходящих учителей — и делать все это многократно, снова и снова, пока не научишься наконец тому, чему хочешь научиться.

Есть прекрасная старая история об ученике, который пришел к раввину и спросил: «В прежние времена бывали люди, лицезревшие Бога. Почему их нет теперь?» «Потому что сегодня никто не способен склониться так низко»,ответил раввин.

Карл Юнг

Способность признавать свои ошибки — важная черта всякого, кто в той или иной мере считает себя наставником. Чарльз Тарт сторонится людей, не умеющих признавать собственные ошибки; он говорит, что наши оплошности — важные духовные и психологические уроки:

Я ставлю очень серьезный вопрос: «Развиты ли эти люди настолько, чтобы признавать свои ошибки?» Умеют ли они исправлять собственные упущения и учиться тому, чему обязаны научиться? Ищут ли они себе оправдания? Ведь люди очень часто просто оправдываются: «Что вы, я не соблазняю красавиц, просто передаю им свою духовную энергию!»

Когда человек признает собственные ошибки и обращает полученные уроки на пользу духовной работе, неудачи не превращаются в проблемы; самые серьезные ошибки идут впрок, если чему-то учат и больше не повторяются. «Очищение разложением» — такое понятие придумал психоаналитик Леон Лурье, выслушав рассказ Клаудио Наранхо о своем духовном пути. Вот что говорит сам Наранхо:

От некоторых дурных качеств мы очищаемся, доводя их до крайности, позволяя разрастаться и показывая себе самим всю степень нашего безумия. Так мудреешь намного быстрее. Обычно собственное безумие сознаешь лишь в той мере, в какой готов дать ему выход. Как ни парадоксально, чтобы исправить свои ошибки, их приходится допускать. Чтобы найти верный путь, нужно сбиться с пути.

Быть может, это звучит резко, но точно так же как не всякий желудь вырастает в дуб, не всякий человек в некий определенный период времени достигает просветления. Достичь его могут только те, ком) действительно выпало нужное сочетание обстоятельств, опыта и характера.

Роберт Эннис

Ничто так не способствует пробуждению, как глупейшая, идиотская ошибка, одним ударом вышибающая из иллюзорного мира. В книге «Лицо нерожденного» Левеллин Воэн-Ли пишет: «Неудачи — один из простейших путей избавления от стремления эго разбухнуть, что нередко случается после духовных переживаний» [ 13]. У всего есть как низшая, так и высшая цель, и потому на любые ошибки можно взглянуть по-новому, видя в них не столько недостатки, сколько полезные уроки.

Сила противодействия

Очередным крушением иллюзий, лицом к лицу с которым сталкиваются многие духовные искатели и учителя, становится выявление в себе силы противодействия. В каждой серьезной духовной традиции есть свои понятия, символы или божества, олицетворяющие эту силу: богиня Кали в индуизме, Мара в буддизме (тот самый бог, который пытался соблазнить Будду и помешать ему достичь просветления). Во многих коренных культурах есть персонаж — например, эрука, — символизирующий духовное противостояние.

Духовный практик Джай Рам Смит описывает силу противодействия следующим образом:

Необходимо сознавать, какие силы тебе противостоят. Одна из мощнейших погружает в сон; я предпочитаю называть ее «чудовищной ложью». Она вызывает потребность в эго и во всем, что с ним связано. Но это лишь часть общей картины. Есть совершенно реальная сила, которой хочется покончить с самой затеей пробуждения, а взамен навязать искаженное, лживое восприятие. Противодействующая сила существует всегда, просто большинство людей не доходят до этого уровня бытия, где разыгрываются самые жестокие игры. Нет ничего необычного в том, что все мы пытаемся избежать еетак легче жить. Я думаю, большая часть людей, приходящих к изуродованным формам «просветленности», будут настаивать на том, что подобной силы вообще нет.

Многие действительно не желают признавать, что им мешают некие силы. Если признать их существование, придется сделать и следующий шаг, то есть избавиться от множества заблуждений в отношении духовной жизни и сохранившихся фантазий о вечном рае. Георг Файерстайн говорит о том аспекте силы противодействия, которая проявляется в виде внутреннего сопротивления:

Возможно, мы вправе говорить, что всюду, где действуют большие духовные силы, возникает и мощное сопротивление. Просветленные адепты человечества олицетворяют принцип, противоречащий привычному образу жизни. Само их существование представляет угрозу для обычного человека, у которого нет времени на духовные вопросы и духовное обучение, зато есть время на укрепление эгоистической независимости. Не следует, однако, скрывать, что сопротивлениеподчас очень сильноесвойственно даже искренним ученикам. Эго-личность по привычке противится любым изменениям. И все же ученик самоотверженно высвобождает энергию, замороженную таким сопротивлением, а затем находит ей лучшее применение. [14]

На то, чтобы душа исполнилась Бога, нужно время.

Бхай Сахиб

Теперь должно быть ясно, что на уровне личности противодействующей силой является само эго. Воплощенное в конкретном характере, «сшитое на заказ» эго, которое пытается отрицать возможность просветления индивидуальными, наиболее пригодными для личности способами, — это, по существу, Единое, Безличное Эго. В каждом человеке оно проявляется по-своему, но представляет собой, тем не менее, коллективную силу сопротивления, полную противоположность пробуждению, которая всегда и всюду сражается со своим врагом — просветлением. Вопрос о том, почему такая сила существует, — достойная тема размышлений для любого серьезного духовного искателя. Сила эта, хотя и может показаться злобной, в то же время вполне закономерна. Некоторые коренные народы называют все факторы, мешающие пробуждению, «врагами». По мнению Лозовика, сила противодействия не только естественна, но и необходима, так как обеспечивает равновесие мира. К равновесию стремится все, в том числе и Вселенная:

Одно измерение действительности пребывает в развитии, а другое энтропийно. Если не вмешиваться в дела Вселенной, все в ней придет в равновесие. Силой противодействия мы называем одну из естественных сил мира, всего сущего. Меняясь, сущее постоянно пребывает во внутренней гармонии: сколько хорошего, столько и плохого. Если плохого становится слишком много, приходит Аватар, а потом, если все вдруг вспоминают истину, является дьявол. Это нормальное положение вещей, в нем нет ничего неестественного.

Лорд Пентлэнд, образцовый последователь традиции русского мистика Гурджиева, настоятельно советует искателям не жалеть усилий и понять природу силы противодействия:

На самом деле я хочу сказать следующее: однажды увидев, нужно увидеть большее.

Из бесплодности и пустоты этой ночи страсти душа берет духовное смирение, которое есть добродетель, противоположная первому смертному греху... духовной гордыне.

Сан Хуан де ла Крус

Однажды проснувшись, нужно проснуться еще раз. Старайтесь понять своего врага. Приложите усилия, но не вступайте в борьбу, а узнайте, из чего он слеплен,не сопротивляясь, вглядитесь в его лживость. Попытайтесь понять, в какие минуты спите особенно крепко. Посмотрите в лицо этому насквозь фальшивому человеку, не стараясь обратить его в бегство или выявить, откуда он пришел. Вместо этого посмотрите, из чего он слеплен, какую ложь говорит, в чем его неискренность... [15]

 

Поскольку сила противодействия естественна и проявляется всегда как законная сторона жизни Вселенной, попытки направить свою энергию и внимание на ее полное уничтожение совершенно бессмысленны. Однако в этих обстоятельствах исторического развития сон и неведение более чем явственно представляют свою сторону всеобщего равновесия, так что каждый из нас вправе занять противоположную сторону — сторону просветления.

Рассказы о крушении иллюзий

Самые воодушевляющие рассказы духовных учителей и искателей — не сказки о величественных экстазах и фейерверках, красочных видениях и божественных откровениях, а скупые отчеты о душевных надломах, разочарованиях и постепенном накоплении мудрости путем проб и частых ошибок.

Благодаря... смирению, обретаемому посредством самопознания, душа очищается ото всех пороков, в которые впадает в связи с этим грехом гордыни во время своего благополучия.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2025 год. (0.009 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал