Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Методические указания для самостоятельного изучения темы. Проблемы человека и личности занимают одно из центральных мест в системе современного социологического знания.






Проблемы человека и личности занимают одно из центральных мест в системе современного социологического знания.

Само понятие «личность» – емкое и многомерное, которое соотносится со смежными понятиями – «человек», «индивид», «индивидуальность». Человек – это родовое понятие, указывающее на принадлежность особи к человеческому роду. Индивид – это отдельный, конкретный человек.

При изучении этой темы необходимо исходить из того, что понятие личности характеризует индивида не со стороны его физической природы, а со стороны его социально значимых качеств – связей с другими индивидами и с социальной общностью, к которой он принадлежит. Когда социологи говорят о личности, имеется в виду человек, «завязанный» в социальных отношениях, относящийся к социальным группам, выполняющий определенные социальные роли. Понятие личности предполагает нечто типичное для ее социального статуса, групповой принадлежности и пр.

В то же время каждая личность имеет свою индивидуальность. Индивидуальность – это характеристика уникальности, неповторимости, присущей данной личности. Индивидуальность представляет собой выделение человека из социума, его относительную автономию от социальной общности.

Для характеристики личности в социологии также используется понятие «идентичность» – отождествление себя с определенной социальной группой (несколькими группами), осознание своей принадлежности к ней (к ним).

Далее необходимо разобраться в сущности различных теоретических подходов, связанных с рассмотрением структуры личности. Зигмунд Фрейд предложил свой взгляд на структуру личности и на соотношение биологического и социального в человеке. Он полагал, что ключевую роль в развитии индивида играют человеческие инстинкты (Эрос – сексуальное влечение, желание любви, привязанности, дружбы, и Танатос – агрессивные стремления, желания властвовать, подавлять, стремление к смерти).

По З.Фрейду, человек находится в конфликте с обществом, и его биологические побуждения противоречат социальным нормам. Именно в постоянной борьбе природных инстинктов с социальным контролем формируется структура личности. З.Фрейд создал модель личности, состоящую из трех частей – «Оно» (Ид), «Я» (Эго) и «Сверх Я» (Супер-Эго). Ид – это бессознательный компонент личности, его инстинкты, которые существуют от рождения и требуют немедленного удовлетворения. Эго – это сознательный цензор, контролирующий побуждения Ид; он направлен на уравновешивание врожденных влечений к наслаждению с требованиями общества. Супер-Эго – это культурные ценности и нормы, интернализированные (воспринятые) индивидом; его формирование заменяет оценки родителей и других окружающих; по мере развития как бы заменяет общественное мнение. Супер-Эго выступает нашей совестью, объясняя нам, почему мы не можем получить все, что хотим.

Культура, выступая в форме Супер-Эго, подавляет эгоистичные требования, заставляя людей считаться друг с другом, и в этом проявляется ее репрессивный характер. Репрессия неизбежна, поскольку общество не может удовлетворить все желания без того, чтобы индивиды не шли на компромиссы. Эти компромиссы часто принимают форму «сублимации» – переориентации энергии желаний индивида на общественно приемлемые и одобряемые формы деятельности. Сексуальные желания, например, приводят к браку или замещается творчеством, а агрессия выплескивается в соревновательные виды спорта.

Считается, что специальной социологической теорией личности является ролевая концепция, которая описывает социальное поведение личности двумя основными понятиями – социальный статус и социальная роль.

К пониманию личности как носителе статусов и ролей, можно подойти по-разному: с точки зрения ее структуры, то есть совокупности ее качеств и свойств, и включенности в различные институциональные системы (это позиция структурного функционализма) или и с точки зрения ее взаимодействия с окружающими, общения с другими людьми (это позиция интеракционистов).

Сторонники структурного функционализма – Р.Линтон, Т.Парсонс, Р.Мертон и др. – рассматривают личность через статусные позиции, права и обязанности. Они уделяют внимание социальной структуре, которая представляет собой сеть устойчивых взаимодействий личности с другими индивидами и группами. Статусам соответствуют нормативные требования и ожидания. Социальное окружение заставляет людей правильно выполнять свои роли благодаря механизму санкций, который выражается в неудовольствии, раздражении, наказании или одобрении и поощрении.

Социальный статус – позиция индивида в социальной структуре группы или общества, связанная с другими позициями через систему прав и обязанностей. Социальная роль – это модель поведения, объективно заданная статусом личности в системе общественных и межличностных отношений.

С точки зрения структурного функционализма, общество диктует личности характер исполнения социальных ролей, при этом личность обладает лишь ограниченной автономией при выборе своего варианта исполнения роли.

Попытка систематизации социальных ролей была сделана Т.Парсонсом. Он считал, что любая роль определяется пятью основными характеристиками: эмоциональностью, способом получения роли (предписывание или приобретение), масштабом, формализацией (строго установленные или размытые) и мотивацией. Любая роль включает какое-нибудь сочетание этих характеристик.

Каждый человек выполняет множество функций в системе социальных связей, соответственно имеет и множество статусов. Например, один конкретный индивид может являться мужчиной, слесарем, человеком средних лет, членом футбольного фан-клуба, мужем, сыном, отцом, православным, пациентом наркологического диспансера и пр. Совокупность всех статусов, занимаемых данным индивидом, составляет статусный набор.

Предписанный статус – это положение, которое индивид получает с рождения. Например, статусы, которые описывают пол, расу, возраст, этническую принадлежность. Достигаемый статус – это положение, которое человек получает благодаря собственным усилиям и заслугам (а также свободному выбору или удаче). Профессию финансиста, статус чемпиона мира, рок-звезды, директора или рядового сотрудника человек приобретает в результате свободного выбора или благодаря своим стараниям и труду.

В обществе вырабатывается иерархия статусов и социальных групп, в соответствии с которой одних ценят и уважают больше других.

Ролевой набор – это совокупность ролей, вытекающих из определенного статуса. Многообразие ролей является одним из источников индивидуальности личности – каждая личность обладает лишь ей присущим набором ролей.

Многообразие ролей и статусов отдельной личности порождает трудности, которые выливаются в ролевой конфликт и ролевое напряжение.

Ролевой конфликт – это ситуация противоречивости требований разных ролей, которые исполняет личность. Классическим примером ролевого конфликта является проблема достижения равновесия в исполнении человеком своих профессиональных и семейных обязанностей, когда индивиду крайне сложно уделять внимание своей семье из-за занятости на работе.

Ролевое напряжение – это трудности при выполнении одной роли, при которых различные аспекты этой роли предъявляют различные требования или не соответствуют внутренним установкам личности (или напряжение между ролями, закрепленными за отдельным статусом). Например, общительный человек, который привык со всеми поддерживать дружеские отношения, недавно стал начальником на заводе; но теперь у него есть производственные задачи, и ему приходится соблюдать дистанцию, необходимую для оценки подчиненных.

Человек формируется как личность в ходе социализации. Под социализацией понимается процесс усвоения индивидом социальных норм, ценностей, установок, образцов поведения, принятых в данном обществе.

Первичная продолжается преимущественно в детском и подростковом возрасте и в течение ее происходит освоение основных, базисных социальных норм и первоначального набора социальных ролей. Вторичная социализация означает любой последовательный процесс, с помощью которого уже социализированная личность «вживается» в новые социальные условия и учится новым социальным ролям и ценностям.

Агентами социализации на­зываются отдельные люди, группы и институты, которые уча­ствуют в процессе формирования личности. Агенты осуществляют две основные функции: обучение и контроль.

На раннем этапе становления и развития личности, в детском возрасте агентами социализации обычно называют людей, с которыми индивид связан тесными личными отношениями (родители, родственники, друзья, учителя и т.д.). В более взрослом возрасте в качестве агентов появляются те, кто связан с индивидом формально деловыми отношениями. К ним относят представителей администрации школы, вуза, предприятия, институты государства: армия, полиции, суд, а также средства массовой информации, церковь, политические партии и др.

Поскольку на протяжении всей жизни человек осваивает множество ролей и множество нормативно-ценностных систем, процесс социализации продолжается всю жизнь.

В процессе социализации индивида выделяют две фазы: социальная адаптация и интернализация. Социальная адаптация – это приспособление индивида к социальным условиям, к ролевым функциям, социальным нормам, складывающимся на различных уровнях жизнедеятельности общества, а также к социальным группам и коллективам, выступающим в качестве среды его жизнедеятельности. Интернализация – это превращение внешних норм и предписаний во внутренние правила поведения и установки. Адаптация не обеспечивает максимальной самореализации индивида и полноценного его включения в систему социальных связей. Только интернализация, когда происходит формирование внутренней структуры личности, формирует индивидуальность, неповторимость духовного мира, своеобразие деятельности личности.

Другой взгляд на личность и ее структуру дает ряд теорий, которые рассматривают личность через взаимодействие с другими людьми. Одна из таких концепций – это «теория зеркального Я» Чарльза Кули. Он считал, что представления человека о себе формируются в процессе взаимодействия с другими людьми. Человек познает себя, представляя, что о нем думают другие, т.е. человек как бы отражается в представлениях о нем других людей как в зеркалах и создает свое представление о себе – это и есть зеркальное «Я». Оно состоит из трех элементов. Во-первых, мы представляем себе, как мы выглядим в глазах других людей. Во-вторых, мы воображаем, как другие люди будут нас оценивать. В-третьих, мы вырабатываем некий тип внутреннего самоощущения (ощущения «Я»), например чувства гордости или стыда, на основании которого создаем для себя представления о том, что о нас думают прочие люди. Процесс зеркального отражения собственного Я является субъективным процессом и не обязательно соответствует объективной реальности.

Развивая и дополняя идеи Ч.Кули, Джордж Мид акцентировал внимание на механизмах «научения ролям», освоения ролей в процессе межличностного взаимодействия, подчеркивая стимулирующее воздействие «ролевых ожиданий» со стороны общества. Его идеи легли в основу концепции, которая носит название символический интеракционизм.

Центральным понятием у Д. Мида является «Я» – осознание себя как отдельной сущности в рамках общества. «Я» не дается нам при рождении, а развивается лишь в процессе взаимодействия человека с другими людьми.

Слова, улыбка, атрибуты одежды, движения рук и др. – это символы, которые мы используем, чтобы создать смысл. Через символы (среди которых главную роль Д.Мид отводит языку) мы находим смысл, воображая лежащие в основе тех или иных поступков намерения. Для понимания намерения необходимо представить ситуацию с чужой точки зрения. Про­стой бросок мяча требует, чтобы мы представили, как другой человек поймает этот мяч. Социальная интеракция в таком случае предполагает, что мы смотрим на себя чужими глазами, – процесс, который Д.Мид назвал «принятием роли другого».

Принимая роль дру­гого, мы осознаем себя. «Я» состоит из двух взаимосвязанных частей. «Я-сам» – это творческая и сознающая часть личности, это активно и спонтанно вступающий во взаимодействие субъект. «Я-меня» – наше представление о том, что думают о нас другие, какие оценки они нам дают.

Объясняя, как мы учимся принимать роль другого, Д.Мид объяснял, что, в отличие от детей, взрослые люди взирают на себя с позиции не просто конкретных людей, а с точки зрения социальных норм и ценностей, с позиции любого возможного другого – то есть «обобщенного другого».

Когда человек занимает определенную позицию в обществе, его по­ведение определяется ожиданиями других людей в отношении занимаемой им позиции, а не индивидуальными характеристиками конкретной личности. Но индивиды не просто принимают роль, но выстраивают ее, постоянно проверяют свои представления о ролях через предполагаемое отношение «обобщенного другого». Поэтому мы сами играем главную роль в нашей собственной социализации.

Продолжает традицию исследования взаимодействия индивидов, играющих свои роли Ирвинг Гофман, создатель так называемой драматургической социологии. Он образно сравнивает повседневные взаимодействия людей с театром, когда человек в каждой из социальных ситуаций играет предписанные ему роли. Играя определенную роль, индивид как бы надевает маску и создает определенное впечатление о самом себе у других людей. И.Гофман отводит важную роль в социальном взаимодействии процессу управления впечатлениями. Человек выстраивает свое поведение так, чтобы регулировать поведение других, особенно их ответную реакцию, под воздействием которой они сами станут самостоятельно делать то, что соответствует его замыслам.

И.Гофман использовал термин " ролевая дистанция" для обозначения отстраненности самого инди­вида от той роли, которую он исполняет. Для характери­стики ролевой дистанции Гофман вводит понятия " честный актер", означающее, что человек искренне и честно играет свою роль, привязан к ней и идентифицирует себя с нею, и " циничный актер" для обозначения че­ловека, который действительно " играет" и вовсе не идентифицирует себя с ролью.

Обязательная литература

Абельс Х. Интеракция, идентификация, презентация. Введение в интерпретативную социологию: Пер. с нем. – СПб., 1999. – Гл. 1, 6.

Артемьев А.И. Социология личности. Учебное пособие. – М., 2001.

Бауман З. Мыслить социологически: Учебное пособие. – М., 1996. – Гл. 1.

Гидденс Э. Социология. – М., 1999. – Гл. 3.

Гофман И. Представление себя другим в повседневной жизни: Пер. с англ. – М., 2000.

История теоретической социологии. – М., 1998. – Т. 3, Гл. 9.

Масионис Д. Социология. – СПб.: Питер, 2004. – Главы 5, 6.

Американская социологическая мысль: Тексты / Под ред. В.И. Добренькова. – М., 1994. – С. 168-259.

Смелзер Н. Социология. – М.: Феникс, 1994. – Главы 4, 5.

Смирнов П.И. Социология личности. – СПб., 2007.

Социология. Основы общей теории: Учебник для вузов / Отв. ред. Г.В.Осипов, Л.Н.Москвичев. – М.: Норма, 2005. – Глава 5.

Фрейд З. Введение в психоанализ: Лекции. – М., 1991.

Фролов С.С. Общая социология: Учебник. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2008. – Главы 4, 5.

1. Холл К.С., Линдсей Г. Теория личности: Пер. с англ. – М., 1999. – Гл. 1, 2, 15.

Дополнительная литература

Айзенк Г. Структура личности. – СПб, 1999.

Кирилина Т.Ю. Личность в зеркале социологии. – М., 2000.

Кон И.С. В поисках себя. Личность и ее самосознание. – М., 1984.

Здравомыслов А.Г. Потребности. Интересы. Ценности. – М., 1986.

Фернхем А., Хейвен П. Личность и социальное поведение: Пер. с нем. – СПб., 2001.

Турен А. Возвращение человека действующего. Очерки социологии. – М., 1998.

Ядов В.А. Социальные и социально-психологические механизмы формирования социальной идентичности личности // Мир России. – 1995. - № 3/4.

Контрольные вопросы для самопроверки

1. Как соотносятся между собой понятия «индивид», «личность», «индивидуальность»?

2. Что собой представляет структура личности с точки зрения З.Фрейда? В чем состоит роль биологических факторов в формировании личности?

3. В чем суть структурно-функционалистского подхода к пониманию личности?

4. Что такое социальный статус и социальная роль? Как эти понятия связаны между собой? Назовите виды статусов и объясните, что такое ролевой набор.

5. В чем суть ролевого конфликта?

6. Что представляет собой процесс социализации личности? Назовите агентов социализации.

7. Какую роль играют социальная адаптация и интернализация в процессе социализации?

8. В чем отличие структурного функционализма и интеракционизма в понимании личности и исполнения ею социальных ролей?

9. Что означает понятие «обобщенный другой» в концепции Дж.Мида? Какое значение имеет принятие роли другого в процессе формирования личности? Насколько активен индивид в процессе социализации и в процессе исполнения роли с точки зрения представителей символического интеракционизма?


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.012 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал