Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Тема 6. Социальная стратификация и мобильность
Социальное неравенство, стратификация и класс. Понятие социальной стратификации и мобильности. Универсальность стратификации в сложных обществах. Исторические типы стратификационных систем: рабство, кастовый строй, сословная система феодализма, социальные классы индустриального капитализма. Богатство, власть, доходы, престиж, занятие и другие как критерии социальной стратификации. Первоисточники классового анализа: К.Маркс и М.Вебер. К.Маркс о человеческой истории как истории борьбы классов, об антагонизме интересов пролетариата и буржуазии, о классовой поляризации средних слоев в условиях индустриального капитализма и неизбежности коммунистической революции. Отношение к средствам производства, собственность - главный признак социального неравенства. ² Класс в себе² и ² класс для себя². М.Вебер о социальных классах, статусных группах. ² Классовая ситуация² и рыночные ² жизненные шансы². Идея среднего класса и оценка прогноза К.Маркса о неизбежной поляризации средних слоев. Многомерная модель стратификации: собственность, образование и квалификация в рыночной ситуации; социальное уважение (престиж); власть как основные измерения неравенства. Класс, статус, партия. П.А.Сорокин о видах и формах социальной стратификации и мобильности. Каналы социальной мобильности. Понятие ² открытого² и ² закрытого² обществ. Э.Дюркгейм и функционалистская теория неравенства. Т.Парсонс о системе общих ценностей и стратификации как неизбежной, функциональной, справедливой. К.Дэвис и У.Мур: стратификация как механизм эффективного ролевого размещения наиболее квалифицированных и талантливых на функционально важные позиции и мотивации их исполнения. Аргументы против позиции К.Дэвиса и У.Мура: критика М.Тумина, Ч.Р.Миллса. Социально-классовая структура современных западных индустриальных стран. Контуры и критерии расслоения советского общества конца 1980-х - начала 1990-х гг. Многообразие иерархически расположенных социальных групп: высшая политическая элита, средние слои правящего аппарата, ведущие хозяйственные руководители предприятий и объединений, низовые работники правящего аппарата, хозяйственные руководители среднего ранга, низовые начальники (мастера, бригадиры), специалисты и служащие, рабочие разной квалификации, колхозники, пенсионеры и инвалиды, деклассированные элементы и лица, находящиеся в местах заключения. Стратификация современного российского общества: конфликтный, стратификационный, деятельностно-активистский подходы. Понятие маргинальности. Маргинальные группы и эффекты маргинализации в постсоветской России. Динамика социально-классового расслоения в постсоветский период: социальная дифференциация и классообразование в контексте перехода от редистрибутивной экономики к рыночному хозяйству. Многообразие критериев дифференциации. Социальное расслоение современного российского общества (Т.И.Заславская): верхний слой, средний слой, базовый слой и нижний слой. Перспективы становления среднего класса.
Методические указания студентам для самостоятельного изучения темы: Основные вопросы темы: 1. Понятие и формы социальной стратификации. Социальное неравенство и стратификация. Исторические типы стратификационных систем. 2. Концепции социальной стратификации К.Маркса и М.Вебера: сходство и различия. 3. Функционалистская концепция социальной стратификации (Т.Парсонс, К.Дэвис, У. Мур) и ее критика. 4. Социальная мобильность: сущность, основные формы. “Открытое” и “закрытое” общество. 5. Социально-классовая структура западных индустриальных стран. 6. Система расслоения современного российского общества. В изучении данной темы следует исходить из того, что теория социальной стратификации и мобильности составляет «ядро» макросоциологии и представляет область социологического знания, которое находит выражение в каждой из отраслей социологической науки в связи с оценкой отношений социального равенства и неравенства, критериев и контуров социально-классовой дифференциации, механизмов и траекторий социальной мобильности. Ключевыми понятиями темы являются: «социальная стратификация», «социальное неравенство», «социальный класс», «сословие», «каста», «страта», «социальная мобильность», «открытое общество», «закрытое общество» и др. Слово «стратификация» происходит от лат. «stratum» – «слой» и «facio» – «делаю» и означает «слоистость», «напластование». Оно было заимствовано социологией из геологии и отчасти археологии – дисциплин, в которых использовалось для описания слоистого залегания осадочных пород земли. Применительно к обществу оно означает социальное неравенство, расслоение, социальную дифференциацию общества. До начала 1990-х гг. в нашей стране теория социальной стратификации и мобильности носила на себе ярлык «буржуазной», «псевдонаучной», что сопровождалось запретом на использование термина «стратификация» и подменой категории «мобильность» словом «социальное перемещение». Со сменой идеологического климата в постсоветской России исследование стратификации общества и процессов социальной мобильности получили права гражданства в контексте более широкого признания социологии как научной дисциплины. С точки зрения видного социолога П.А.Сорокина, социальная стратификация – это «дифференциация некой (данной) совокупности людей (населения) на классы в иерархическом ранге. Она находит выражение в существовании высших и низших слоев».[3] Иерархичность размещения социальных групп в системе неравенства – неотъемлемое свойство социальной стратификации. Следовательно, социальное неравенство и социальная стратификация - это не тождественные явления. Стратификация – это специфическая форма социального неравенства, а именно: неравенства иерархического, структурного, систематического. Социологи отмечают универсальность социальной стратификации и различают 4 основных исторических типа стратификационных систем: 1) кастовый строй, 2) рабовладение, 3) сословная система феодализма, 4) классовая стратификация в условиях рыночного хозяйства, различающихся основополагающими критериями дифференциации. Социологов, фокусирующих свое внимание на модерном индустриальном обществе, более всего интересует процесс разложения сословных статусов и формирования классовых иерархий. Социальная мобильность – это перемещение индивида или социальной группы в социальном пространстве, при котором происходит смена их социального статуса. Среди видов социальной мобильности можно выделить: индивидуальную и групповую, вертикальную (восходящую или нисходящую) и горизонтальную, межпоколенную (интергенерационную) и внутрипоколенную (интрагенерационную). «Интенсивность мобильности» – это вертикальная социальная дистанция или количество слоев – экономических, политических, профессиональных – проходимых субъектом (индивидом или группой) в его восходящем или нисходящем движении за определенный период времени. «Всеобщность мобильности» - число социальных субъектов, которые изменили свое социальное положение за определенный промежуток времени. Соединенные вместе эти два показателя характеризуют совокупный показатель вертикальной мобильности общества.[4] «Открытое» и «закрытое общество», оцениваемые с точки зрения социальной мобильности, представляют собой идеальные типы общества с полярными показателями интенсивности и всеобщности мобильности: максимальными в первом случае и минимальными – во втором. Общий курс «Социологии» знакомит студентов с основными традициями стратификационного и классового анализа, восходящими к работам Э.Дюркгейма, М.Вебера и К.Маркса. К.Маркс и М.Вебер стали основоположниками классового анализа. Э.Дюркгейм является зачинателем структурно-функциональной интерпретации социальной стратификации. К.Маркс (1818 – 1883) по праву известен как основатель конфликтного подхода к пониманию человеческой истории и, в частности, капиталистического общества. Главный критерий социального неравенства – экономический (отношение к средствам производства). Политическая власть проистекает из экономической, что означает: буржуазия – это не только экономически могущественный, но и правящий класс общества. В условиях зрелого капитализма средние слои вымываются, а общество раскалывается на два антагонистические класса общества – буржуазию и пролетариат; в силу неустранимости противоречия между классом собственников и классов наемных работников физического труда неизбежен классовый конфликт и коммунистическая революция, ликвидирующая частную собственность на средства производства. М.Вебер (1864 – 1920) признает реальность неравенства жизненных шансов социальных классов, понимаемых как группы индивидов, имеющие одинаковое положение в рыночной экономике, сходное экономическое вознаграждение и жизненные шансы. Однако среди классов капиталистического общества он видит не только высший класс собственников, традиционную мелкую буржуазию, рабочий класс, но и растущий беловоротничковый средний класс (или интеллектуальный, административный, менеджериальный класс). Немецкий социолог показывает, что не только собственность, но и образование и квалификация определяют положение индивидов и групп на рынке труда и услуг, а значит, являются классообразующими критериями. В отличие от К.Маркса М.Вебер показал многомерность системы расслоения: помимо экономических классов существуют «статусные группы» (расовые, этнические, профессиональные и др.), социальное положение которых определяется неравным распределением престижа (социального почета), и политические партии как организации, конкурирующие за обладание государственной властью. Таким образом, класс, статус и партия являются, по М.Веберу, основными измерениями социального расслоения в условиях рыночного хозяйства. Функционалистская теория социальной стратификации (Э.Дюркгейм, Т.Парсонс, К.Дэвис, У.Мур) в 1930-1950-х гг. оценивает роль социальной стратификации в поддержании стабильности социальной системы и социального порядка. Утверждается, что социальное неравенство – универсально, функционально и справедливо; существующая система общих культурных ценностей оправдывает неравное распределение социальных ресурсов; классовый конфликт контролируется и сдерживается общей системой ценностей. Причина социального неравенства – в общественном разделении труда, неизбежной специализации одних на выполнении исполнительского или физического труда, а других – на осуществлении управленческих функции и умственных видов труда. К.Дэвис и У.Мур полагали, что социальная стратификация – это механизм эффективного ролевого распределения и исполнения, выражающийся в том, что разные социальные роли вознаграждаются по-разному (дифференцируется зарплата, объем властных полномочий, престиж). Стремление людей к более высокому вознаграждению мотивирует их на получение образования, повышение квалификации, более производительный труд, что должно вознаграждаться со стороны общества. Наиболее известным оппонентом К.Дэвиса и У.Мура стал М.Тумин, утверждавший, что социальная стратификация является барьером для мотивации и продвижения талантов на высшие позиции в обществе. Он доказал, что нет идеального способа измерения функциональной важности социальной роли; в доводах сторонников структурного функционализма недооценивается влияние властной асимметрии на распределение вознаграждения; принадлежность к низшим слоям общества может стать препятствием на пути продвижения талантов к высшим позициям. Кроме того, дифференциация вознаграждения может вызывать враждебность, неуважение и конфликты между секторами общества. В оценке социально-классовой структуры современных западных обществ используются неовеберианские и неомарксистские подходы. Последователи М.Вебера выделяют следующие внутренне гетерогенные социальные классы: 1) высший класс собственников, 2) средний класс (включающий высших профессионалов, низших профессионалов и «белых воротничков»), 3) рабочий (низший) класс («синие воротнички»). Высшие профессионалы (высший средний класс) – это архитекторы, юристы, врачи, ученые и т.д. Низшие профессионалы (средний средний класс) – учителя, медсестры, фермеры, журналисты и др. «Белые воротнички» (низший средний класс) - кассиры, секретари, банковские служащие и т.п. Э.О.Райт, современный американский социолог, с позиций неомарксизма выделяет две «базисные классовые позиции» в американском обществе: буржуазию и рабочих. Однако общество характеризуется наличием целого ряда срединных «противоречивых классовых позиций»: менеджеров, супервайзеров, полуавтономных служащих, мелких предпринимателей. Они названы противоречивыми потому, что имеют ряд черт господствующего класса и одновременно наемных работников с точки зрения отношений собственности и господства. Социально-классовая структура современного российского общества характеризуется симбиозом двух классовых систем: государственного и капиталистического способов производства. Т.И.Заславская оценивает социальное расслоение российского общества с учетом таких критериев, как уровень образования, основное занятие и род деятельности, отрасль занятости, сектор экономики по форме собственности, размер предприятия (организации, фирмы) по числу работников, профессионально-должностная группа, качественная ступень материального благосостояния. В итоге, в 2005 г. в социально-классовой структуре России выделены: 1) политическая и экономическая элита (0, 5%), 2) верхний слой (6, 5%), 3) средний слой - представители мелкого бизнеса, квалифицированные профессионалы, среднее звено управления, офицеры (20%), 4) базовый слой - рядовые специалисты (массовая интеллигенция), помощники специалистов (полуинтеллигенция: техники, фельдшеры, медсестры, ассистенты, референты, лаборанты), индустриальные рабочие, работники сельского хозяйства, работники торговли и сервиса (60%), 5) социальное дно (5%). Существенную роль в российском обществе играет межотраслевое, региональное и поселенческое неравенство. Обязательная литература Радаев В.В., Шкаратан О.И. Социальная стратификация: Учебное пособие.- М., 1995. Социология: Учебное пособие.- Казань, 2001.- Гл. 5. Сорокин П.А. Социальная стратификация и мобильность// Человек. Цивилизация. Общество.- М., 1992. Социальные трансформации в России: теории, практики, сравнительный анализ. Учебное пособие. Под ред. В.А.Ядова.- М., 2005.- Ч. 1 Гл.3. Дополнительная литература Маркс К., Энгельс Ф. Манифест Коммунистической Партии// Собр. Соч. Т.4. Вебер М. Основные понятия стратификации// СоцИс.- 1994.- № 5. Гидденс Э. Социология.- М., 1999. Ильин В.И. Социальное неравенство / Центр социолог. образования Ин-та социологии РАН.- М., 2000. Ильин В.И. Государство и социальная стратификация советского и постсоветского обществ 1917 – 1996 гг.: Опыт конструктивистско-структуралистского анализа.- Сыктывкар, 1996.- Гл. 1. Добреньков В.И., Кравченко А.И. Социология: В 3-х т.- Т. 2. Социальная структура и стратификация.- М., 2000. Смелзер Н. Социология.- М., 1994.- Гл. 8. Райт Э. Марксистские концепции классовой структуры // Рубеж. Альманах социальных исследований.- 2000.- № 15. Заславская Т.И. Структура российского общества через призму трансформационного процесса // Мониторинг общественного мнения. Экономические и социальные перемены.- 2002.- № 4. Тихонова Н.Е. «Новые капиталисты»: кто они? // Общественные науки и современность.- 2005.- № 2. Шкаратан О.И., Ильин В.И. Социальная стратификация России и Восточной Европы: сравнительный анализ.- М., 2006. Контрольные вопросы для самопроверки: 1. Что такое социальная стратификация? Каковы ее исторические типы? 2. Идентичны ли понятия «социальное неравенство» и «социальная стратификация»? 3. Что такое социальная мобильность? Назовите ее основные формы. 4. В чем сходство и различие классовых теорий К.Маркса и М.Вебера? 5. Какова социально-классовая стратификация западных индустриальных стран? 6. Какова социально-классовая структура современного российского общества? 7. Приведите примеры «открытых» и «закрытых» обществ с точки зрения характеристик социальной мобильности. Контрольные тестовые задания для самопроверки: 1. Какие из предложенных определений характеризуют понятия: 1) «неравенство», 2) «стратификация», 3) «класс»? А) Социальные группы, имеющие неравный доступ к богатству, власти и неодинаковый социальный статус; Б) Условия, при которых люди имеют неравный доступ к социальным благам; В) Способы, с помощью которых неравенство передается от одного поколения к другому; при этом формируются различные слои общества. 2. Какая стратификационная система является наиболее закрытой?
3. Как называется изменение социального статуса индивида?
4. Критерием выделения «статусных групп», по М. Веберу, является:
5. Главным признаком выделения «классов», по К.Марксу и М.Веберу, является следующий критерий:
6. Среди приведенных ниже примеров выделите 2 примера профессионально-должностных групп, относящихся к высшему среднему классу: Садовник, кассир, архитектор, ученый, фотограф, медсестра, водитель, шахтер, менеджер, секретарь-референт 7. Среди приведенных ниже примеров выделите 2 примера профессионально-должностных групп, относящихся к рабочему классу: Фотограф, медсестра, водитель, шахтер, менеджер, швея-мотористка, медсестра, слесарь, инженер 8. П.А.Сорокин выделял 3 основные измерения социальной стратификации. Выделите неверный вариант ответа: 1) Экономическая стратификация; 2) Политическая стратификация; 3) Культурная стратификация; 4) Профессиональная стратификация.
9. Кастовый строй как исторический тип стратификационной системы – это: 1) Тип социальных отношений, при которых общество дифференцируется на группы (страты), членство в которых определяется фактом рождения и связано с представлениями о реинкарнации и возрождении в другой жизни; 2) Тип социальных отношений, при которых один человек выступает собственностью другого человека и низший слой общества лишен всяких прав и свобод; 3) Тип социальных отношений, при которых социальная группа отличается правами и обязанностями, закрепленными обычаем или законом и передаваемыми по наследству. 10. Что такое «класс» в теории социальной стратификации? 1) Это социальная группа, обладающая правами и обязанностями, закрепленными обычаем или юридическим законом и передаваемыми по наследству; 2) Это социальная группа (страта), членством в которой человек обязан исключительно своему рождению; 3) Это большая социальная группа, выделяемая по ее отношению к средствам производства, месту в системе общественного разделения труда и способу получения дохода. 11. Последователи подхода М.Вебера выделяют в структуре современных индустриальных обществ: 1) Высший, средний, рабочий и низший класс; 2) Капиталистический и рабочий классы; 3) Высший, средний, базовый и низший слои.
12. Вертикальная мобильность в теории социальной стратификации – это: 1) Переход индивида (группы) из одной социальной группы в другую, расположенную в социальном пространстве на одном и том же уровне; 2) Перемещение индивида (группы) из одной социальной страты в другую, при этом возможны как социальный подъем, так и социальный спуск; 3) Перемещение вниз, вверх или по горизонтали, происходящее с конкретным индивидом, независимо от других людей.
13. Индивидуальная мобильность в теории социальной стратификации - это: 1) Переход индивида (группы) из одной социальной группы в другую, расположенную в социальном пространстве на одном и том же уровне; 2) Перемещение индивида (группы) из одной социальной страты в другую, при этом возможны как социальный подъем, так и социальный спуск; 3) Перемещение вниз, вверх или по горизонтали, происходящее с конкретным индивидом, независимо от других людей.
14. Среди приведенных ниже вариантов выделите 2 примера, характеризующих сословное неравенство как исторический тип стратификации: Брахман, раб-член семьи, дворянство, духовенство, холоп на Руси, кшатрия, неприкасаемые, плантационный раб, мещанство.
15. Среди приведенных ниже вариантов выделите 2 примера, характеризующих кастовый строй как исторический тип стратификации: Брахман, безработные, дворянство, духовенство, средний класс, кшатрия, неприкасаемые, буржуазия, мещанство. Контрольное задание по теме: В письменной работе охарактеризовать межпоколенные и внутрипоколенные процессы социальной мобильности с точки зрения их интенсивности и всеобщности на примере трех поколений своей семьи (или любой другой реальной или вымышленной семьи, например, из известных произведений художественной литературы и кино). Раскрыть значение дифференцирующих признаков: собственность, доходы, власть, престиж, образование, пол, возраст и др.; выделить ключевые каналы и факторы, основные траектории социальной мобильности членов семьи.
|