Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Структура мировых финансов.
Финансовая система — это совокупность блоков, звеньев, подзвеньев финансовых отношений. Финансовая система РФ состоит из трех крупных блоков: государственные финансы; местные финансы; финансы юридических и физических лиц.
Государственные финансы отражают экономические отношения по формированию и использованию централизованных фондов денежных средств, предназначенных для обеспечения выполнения государством его функций. Государственные финансы включают в себя государственный бюджет и государственные внебюджетные фонды. По месту, занимаемому в финансовой системе, государственный бюджет представляет собой основной финансовый план государства на текущий финансовый год, имеющий силу закона. По своему материальному содержанию государственный бюджет — это централизованный фонд денежных средств государства. По социально-экономической сущности он представляет собой основной инструмент распределения и перераспределения ВНП и национального дохода государства. Государственный бюджет выполняет следующие функции: перераспределительную (через государственный бюджет перераспределяется до 50% национального дохода страны); регулирующую (через госбюджет осуществляется регулирование темпов и пропорций развития экономики); стимулирующую (бюджетные, отношения имеют своей целью стимулирование эффективного использования всех экономических ресурсов и, в первую очередь, бюджетных средств); контрольную (через госбюджет осуществляется контроль за рациональным использованием финансовых ресурсов).
По уровню управления государственный бюджет подразделяется на федеральный бюджет и бюджеты субъектов РФ. Федеральный бюджет — это республиканский бюджет РФ. Бюджеты субъектов РФ включают республиканские бюджеты республик в составе РФ, бюджеты автономных областей и округов, областные бюджеты, бюджеты Москвы и Санкт-Петербурга. Местное самоуправление по Конституции РФ отделено от государственной системы управления. Местные бюджеты — это окружные, городские, районные бюджеты, бюджеты поселков и сельских населенных пунктов; районные бюджеты в городах. Государственные внебюджетные фонды — это форма аккумуляции и перераспределения денежных средств, используемых для удовлетворения социальных потребностей и дополнительного финансирования территориальных нужд. Внебюджетные фонды создаются на федеральном и территориальном уровнях и имеют целевое назначение. Внебюджетные фонды включают в себя Пенсионный фонд, Фонд социального страхования, Фонд обязательного медицинского страхования и Фонд занятости населения. Финансы юридических и физических лиц — это совокупность экономических отношений по формированию и использованию денежных фондов организаций, предпринимателей, физических лиц, предназначенных для обеспечения процесса расширенного воспроизводства. Финансы юридических лиц делятся на две группы: финансы коммерческих и финансы некоммерческих организаций. В составе финансов физических лиц можно выделить финансы предпринимателей, не зарегистрированных в качестве юридических лиц, и финансы других физических лиц. Финансовая система — это не просто сумма блоков, звеньев и подзвеньев. Это действительно система, которая представляет собой единое целое, все составные части этой системы тесно связаны между собой многочисленными видами экономических связей и отношений. Международные финансово-кредитные организации: структура, функции. 49 Финансовая глобализация: цели, особенности; институты и инструменты. В последние десятилетия, особенно это проявилось в 1990-е годы, главной движущей силой интернационализации мировой экономики стали международные финансы, развитие которых опережает рост мирового производства и экспорта. Именно встречные потоки прямых инвестиций, диверсификация, расширение и интеграция международных финансовых рынков вывели мировую экономику на качественно новый уровень интернационализации - глобализацию и делают ее все более глобализирующейся в планетарном масштабе. В глобализационном процессе международная торговля не утратила своей роли фактора, способствующего углублению международного разделения труда и усилению взаимозависимости национальных экономик. Об этом свидетельствуют опережающие и ускоряющиеся темпы роста мирового товарооборота по отношению к росту мирового ВВП. В 1982-1991 гг. среднегодовые темпы роста мирового товарооборота опережали рост мирового ВВП в 1, 5 раза, в 1992-2001 гг. - в 2 раза [18, p. 197, 225, 226]. Тем не менее международная торговля все более уступает лидерство международным валютно-кредитным и финансовым связям в интенсификации процесса глобализации. Развитие финансовой глобализации обеспечивается расширением кредитно-инвестиционной деятельности транснациональных корпораций и банков и механизмами международных финансовых рынков. Она проявляется в высокой мобильности, нарастающей масштабности, диверсификации и интеграции международных финансовых ресурсов и потоков. Финансовая глобализация, как качественно новая тенденция развития, выявилась в 1970-е годы, когда объем международной ликвидности и несбалансированность текущих платежей резко возросли. Это произошло в результате отмены золото-девизного стандарта и фиксированных валютных курсов, нефтяных " шоков" и многократного увеличения мировых цен на нефть, накопления " нефтедолларов" и пополнения евровалютных ресурсов, расширения международного банковского кредитования и эмиссии ценных бумаг на международных рынках. Показателем уровня развития глобализации финансов может служить капитал, функционирующий за пределами стран происхождения в объеме накопленных иностранных активов. В состав иностранных активов включаются прямые и портфельные инвестиции (акции и долговые ценные бумаги), требования по банковским ссудам и займам, по межгосударственным кредитам и т.п. К началу нового столетия объем функционирующего за рубежом капитала сравнялся с мировым валовым продуктом. В 2001 г. иностранные активы в развитых странах составили почти 28 трлн. долл.; в развивающихся и переходных странах в объеме долговых обязательств перед частными кредиторами и прямых иностранных инвестиций, по нашей оценке, они равнялись 2, 5-3, 0 трлн. долл. [19, p. 63, 65, 258; 14; 15]. Финансовая глобализация стала главной движущей силой развития мировой экономики, уровень которой достиг определенной зрелости, о чем свидетельствуют, в частности, валютно-финансовые кризисы 1997-1998-х гг., которые отозвались во всех странах, тем самым подтвердив высокий уровень финансовой взаимозависимости. Ярким свидетельством ускоряющегося развития финансовой глобализации является высокая динамика и растущий объем валютных и евровалютных рынков, банковских депозитов в иностранной валюте, средств, привлеченных с международного финансового рынка, совокупных ресурсов институциональных инвесторов, доли иностранных ресурсов в социально-экономическом развитии отдельных стран и т.д. Например, дневной оборот мирового валютного рынка увеличился с 60 млрд. долл. в 1983 г. до 1, 5-2 трлн. долл. в 2001 г. Чистый объем евровалютного рынка в банковских обязательствах в иностранных валютах увеличился с 1985 г. по 1999 г. в 3, 1 раза и составил более 6 трлн. долл.; его валовый объем, включающий и межбанковские операции, превысил 10 трлн. долл. [10, p. 115]. Размер годового международного синдицированного кредитования увеличился с 1990 г. по 2000 г. в 7, 5 раз и составил почти 1, 5 трлн. долл. Годовая эмиссия международных долговых ценных бумаг возросла за 1994-2000 гг. в 2, 6 раз и составила 939, 2 млрд. долл.; при этом объем рынка международных долговых ценных бумаг в 2000 г. превысил 6 трлн. долл. [10, p. 453; 12, p. 17; 13, p. 20, 21]. О масштабности международных финансовых потоков наиболее ярко свидетельствует глобальный рынок финансовых деривативов, который обслуживает управление валютными, процентными и другими рисками, возникающими при осуществлении финансовых операций; к 2000 г. он достиг почти 110 трлн. долл. [13, p. 22-24]. Развитие финансовой глобализации обеспечивается огромными ликвидными ресурсами, идущими прибыльного приложения. Совокупный объем ресурсов только институциональных инвесторов, в число которых входят страховые, трастовые, фондовые, инвестиционные компании, пенсионные, взаимные, хеджинговые и другие фонды преимущественно развитых стран, в 1994 г. оценивался в 20 трлн. долл., к 1998 г. он достиг 32, 8 трлн. долл. [21, p. 1999, 2000]. В условиях более открытых, чем когда-либо раньше, национальных экономик и с использованием современных Интернет-технологий эти ресурсы свободно перераспределяются между резидентами разных стран через международные финансовые рынки. Развитие финансовой глобализации стимулируется неравномерностью экономического развития и распределения финансовых ресурсов; неуравновешенностью текущих платежных балансов, острой нехваткой в большинстве стран собственных ресурсов для осуществления инвестиций, покрытия бюджетных дефицитов, проведения социально-экономических преобразований, осуществления слияний и поглощений компаний и банков, выполнения долговых обязательств по внутренним и внешним заимствованиям, а также внедрением современных электронных технологий, позволяющих проводить операции в режиме реального времени. На развитие финансовой глобализации оказывает воздействие ускоренная либерализация мирохозяйственных связей и финансовых потоков в рамках стратегии открытой экономики. Процесс либерализации и преобразования финансовой сферы начали США с 1974 г. и Великобритания с 1979 г., затем к нему присоединились и другие развитые страны; к середине 1990-х годов в развитых странах он в основном завершился. Цель этих преобразований заключалась в отмене жестких ограничений в области движения капитала, которые ограничивали отток капитала и позволяли устанавливать низкие процентные ставки для обеспечения правительств и экономики дешевыми заемными ресурсами. С другой стороны, преобразования были направлены на создание рынка банковских услуг, рынка государственных долговых ценных бумаг и рынка корпоративных ценных бумаг, которых в тот период не было. Либерализация экономики и финансовой сферы охватила и развивающиеся страны, а затем и переходные страны. В 1990-х годах значительно увеличилось число межгосударственных соглашений по инвестиционным вопросам, в которых закреплялись условия допуска иностранных компаний на рынки и защиты интересов зарубежных инвесторов. Либерализация финансовой сферы усиливается региональной интеграцией, она осуществляется на основе решений " большой семерки", многосторонних договоренностей в рамках Всемирной торговой организации (ВТО), Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), Международного валютного фонда (МВФ) и других. В частности, одним из пунктов экономического коммюнике саммита " семерки" в Галифаксе (1995 г.) было требование постоянного поощрения стран-членов МВФ и Всемирного банка к устранению ограничений на рынке капитала, к установлению свободной конвертируемости валют и введению плавающих валютных курсов. С начала 1990-х годов МВФ усилил воздействие на страны-члены по принятию обязательств по статье VIII устава МВФ. Статья запрещает вводить ограничения на осуществление платежей и переводов по текущим международным операциям, участвовать в дискриминационных валютных соглашениях, прибегать к практике множественности валютных курсов. В 1996 г. МВФ включил в систему надзора за политикой стран-членов оценку роли движения капиталов. Это положение имеет отношение к большинству развивающихся стран и к государствам с переходной экономикой, которые недавно вступили на путь либерализации. МВФ расширил информационное содействие странам-членам, интересующимся международными рынками капиталов. В декабре 1997 г. в рамках Всемирной торговой организации было подписано многостороннее соглашение о либерализации рынка финансовых услуг, в соответствии с которым присоединившиеся к нему страны-члены ВТО обязались обеспечить открытость своих финансовых рынков с 1999 г. Речь шла о снятии барьеров на рынках банковских, страховых сделок и операций с ценными бумагами; о свободном допуске нерезидентов в национальные банковские, страховые и фондовые секторы.
|