Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Социально-экономическая сущность финансов, их признаки.






Социально-экономическая сущность состоит в исследование вопроса: За счет кого государство получает финансовые ресурсы и в пользу кого их расходует? Сущность данного вопроса проявляется в функциях финансов: распределительная и контрольная.

Распределительная функция проявляется в создание первичных и вторичных доходов. Первичные создаются в материальной сфере экономики и их величина равна национальному доходу. Данные ресурсы направляются на финансирование нематериальной сферы (здравоохранение, образование)

Налоги с заработной платы работников нематериальной сферы образуют вторичные доходы, направляемые на финансирование (инвестирование) материальной сферы.

Контрольная функция проявляется в контроле за формированием финансовых ресурсов налоговыми органами; за целесообразном распределение, которым занимается счетная палата; за целевым использованием, которым занимается казначейская система.

 

Финансовая политика и ее содержание, типы финансовой политики.

Финансовая политика - самостоятельная сфера деятельности государства в области финансовых отношениях, направленная на обеспечение соответствующими финансовыми ресурсами цели и задачи государственного развития.

Для оценки финансовой политики и рекомендаций по ее корректировке необходимо иметь программу общественного развития. Результативность финансовой политики тем выше, чем выше больше она учитывает потребности человека, формируемые либо за счет внутренних желаний, либо под действием поведения из вне.

Содержание финансовой политики, ее основные направления зависят от уровня развития науки о роли государства в развитие общества. Различают 4 основных концептуальных подхода:

1)Представлен А. Смитом и Д. Риккардо. Они обосновывали идею о невмешательстве государства в социально-экономические процессы(рынок-саморегулирунмый)

Основным инструментом финансовой политики, по их мнению, выступал бюджетно-налоговый механизм. К характеристикам бюджета относили:

- обязательную сбалансированность

- минимизацию налоговых ставок

- минимизацию расходных статей

2) Кейнс пропагандировал идею об активном участие государства в управление социально-экономическими процессами.

Основным инструментом выступал бюджетно-налоговый механизм, к его характеристикам относят:

- минимизацию налоговых ставок

- максимизацию налоговых льгот

- максимизацию расходных статей социальной направленности

Кейнс допускал наличие дефицита бюджета и тем самым инфляцию, но руководствовался основным экономическими законом – «денег в экономике должно быть столько, сколько в них возникает потребность.

3)Фридман, основоположник монетаризма, утверждал идею об ограничение прямого участи государства в управление социально-экономическими процессами. В реализации финансовой политики приоритет отдавался денежно-кредитному инструментарию. Бюджетно-налоговой механизм характеризуется:

- минимизацией налоговых льгот

- секвестрование (урезание) расходных статей социальной направленности

Особое требование монетаризма – борьба с инфляцией через управление денежной массой при помощи ставки рефинансирования, резервной нормы отчисления

Социалистическая концепция: главным принципом финансовой политики СССР является финансовая централизация, которая проявлялась не только в концентрации финансового ресурса в распоряжение государства, но и в монополизации государством организации финансовых отношений.

Финансовая политика – понятие многогранное, структурно она подразделяется на бюджетно-налоговую и денежно-кредитную политики.

Под бюджетно-налоговой политикой понимают определение источников формирования дохода в государственном бюджете; приоритетных направлений расходования средств; допустимых пределов разбалансированности бюджетов; принципы взаимоотношений между звеньями бюджетной системы.

В составе бюджетно-налоговой политики выделяют:

- инвестиционную политику

-налоговую политику

- политику управления гос. долгом

- политику бюджетного федерализма

Под денежно-кредитной политикой понимают обеспечение устойчивости денежного обращения через управление эмиссией, регулирование инфляции и курса национальной денежной единицы.

В составе денежно-кредитной политики выделяют:

- эмиссионную политику

- ценовую политику

- валютную политику

- кредитную политику.

11. Бюджетное устройство - бюджетная система: понятие, принципы.

Бюджетное устройство представляет собой организационные принципы построения бюджетной системы, ее структуру и взаимосвязь объединяемых в ней бюджетов.

Бюджетная система – основанная на экономических отношениях и юридических нормах совокупность Федерального бюджета, бюджетов субъектов Федерации и местных бюджетов.

Государственная бюджетная система РФ объединяет 21 республиканских бюджетов, 55 краевых и областных бюджетов, 9 окружных бюджетов и автономных округов, бюджет еврейской автономной области, городские бюджеты Москвы и Санкт-Петербурга.

Различный политический статус субъектов Федерации предопределяет оссиметричность модели федерализма(понятие политологическое, означающие разграничение властных полномочий, которые проявляются в разграничение доходов и расходов между уровнями бюджетного устройства).

Звенья бюджетной системы в унитарных государствах

- государственный бюджет;

- местный бюджет.

Звенья бюджетной системы в федеральных государствах:

- государственный бюджет;

- бюджет субъекта федерации;

- местный бюджет.

Бюджетное устройство состоит из:

- бюджетной системы;

- бюджетного права;

- бюджетного процесса;

- бюджетного регулирования.

Особое значение для государства имеет система местных бюджетов, которые являются центральной частью местных финансов, которые действуют на территориях административных единиц государства. Основу местных бюджетов составляют местные налоги.

 

Федеральный бюджет — основной финансовый план страны, ежегодно принимаемый в целом высшим законо­дательной властью.

Бюджеты субъектов Федерации (региональные бюдже­ты) (вне зависимости от меры своей автономии) составляют часть целого, пока существует целостность государства.

Местные бюджеты представляют собой сельский бюджет, бюджет сельсовета, поселковый, городской, рай­онный.

Консолидированный бюджет представляет собой свод бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ на соот­ветствующей территории.

Консолидированный бюджет РФ — федеральный бюд­жет и консолидированные бюджеты субъектов Федерации.

Консолидированный бюджет субъекта РФ составляют бюджет самого субъекта и свод бюджетов находящихся на его территории муниципальных образований

Принципы бюджетного построения:

- единство

- разграничение доходов и расходов между уровнями бюджетного устройства

- самостоятельность

- полнота отражения доходов и расходов (имеет место теневой сектор)

- эффективность и экономичность использования бюджетных средств

- гласность

- достоверность

- адресность и целевой характер

Практически ни один принцип бюджетного устройства в РФ на практике не действует, в связи с отсутствием вертикали контроля, что обусловлено суверенитизацией субъектов Федерации и не подчиненности министерств регионального звена министерствам федерального уровня.

 

12. Государственный бюджет: понятие, функции и задачи.

Государственный бюджет является основным финансовым планом государства на текущий год, имеющий силу закона, то есть утверждается законодательными органами власти: государственной Думой, Советом Федерации и президентом.

Социально-экономическая сущность государственного бюджета заключается в перераспределение национального дохода. Процесс перераспределения национального дохода происходит по трем направлениям:

- в пользу класса капиталистов через систему налоговых льгот, ссуд, субсидий;

- в пользу монополий через распределение госзаказов и монопольные цены;

- изменение пропорций первичного распределения национального дохода.

К другим функциям относят:

- стимулирование экономики

- регулирование темпов экономического роста

- финансовое обеспечение социальной политики

- контроль за образованием и исполнением государственного бюджета.

Благодаря бюджету государство:

- стимулирует развитие наиболее перспективных отраслей экономики;

- финансирует программы по энергетическому развитию;

- поддерживает темпы научно-технического развития;

- финансирует науку.

В системе государственного потребления важнейшее место занимают военные расходы. В бюджетах ведущих капиталистических стран огромные средства предусмотрены на закупки стратегического сырья.

Государственный бюджет является одним из орудий государственного вмешательства в экономику и политику развивающихся стран. Это достигается главным образом через систему государственного кредита.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.009 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал