Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Налоговая политика и ее сущность.






Налоговая политика сводится к нейтрализации дуализма налога.

Налог – обязательный, безвозмездный платеж физических и юридических лиц в пользу государства для выполнения им своих функций. Дуализм – противоречия между объективного и субъективного начала налога. Объективность – все должны платить. Субъективность – кто? и сколько?

Налоговая политика осуществляется через налоговый механизм, который представляет собой совокупность организационно-правовых норм и методов управления налогообложением.

Эффективность налоговой политики зависит от того, на сколько реализуется функциональное назначение каждого налога. Практически ни один налог в налоговой системе РФ не выполняет своего функционального назначения.

Так, акциз призван ограничивать потребление социально-вредной продукции.

Налог на прибыль призван способствовать законному наращиванию капитала и усилению инвестиционных процессов в регионе.

НДС призван содействовать эквивалентному товарообмену, изымая прибыль, образующуюся за счет субъективного фактора - ценность.

Налоговая политика — это составная часть экономической политики государст­ва, направленная на формирование налоговой системы, обеспечиваю­щей экономический рост, способствующей гармонизации экономи­ческих интересов государства и налогоплательщиков с учетом соци­ально-экономической ситуации в стране.

Налоговая политика является одним из самых активных методов государственного регулирования экономики, способным ускорять или замедлять темпы экономического роста. При помощи налогов го­сударство имеет возможность изменять финансовое состояние отдель­ных секторов экономики, регионов, стимулировать инновации, регу­лировать внешнеэкономическую деятельность, потребление.

17. Налоговая система РФ: роль, структура и принципы построения.

Институциональная модель налогового механизма, который представляет собой совокупность организационно-правовых норм и методов управления налогообложением, представлена налоговой системой.

Налоговая система — это совокупность предусмотренных законо­дательством видов и ставок налога, принципов, форм и методов их установления.

В налоговой системе РФ превалируют косвенные налоги, в отличие от налоговых систем развитых стран, у которых происходит превалирование прямых. Косвенные налоги – налоги, уплачиваемые потребителями, прямые уплачиваются производителями.

Превалирование косвенных налогов в налоговой системе РФ негативно сказывается на темпах экономического роста, так как ограничивается за счет ценовой надбавки возможность потребления, следовательно сокращается реализация, слд. Сокращается оборачиваемость капитала у товаропроизводителей, слд. Минимизируется объем производства.

Превалирование косвенных налогов объясняется тем, что в начале рыночных реформ практически все предприятия находились в условиях кризиса, вызванного разрывом межхозяйственных связей в процессе распада СССР, а также отсутствием действенного контроля за образованием доходов юридических лиц.

Основные принципы налоговой системы РФ:

1. Каждое физическое или юридическое лицо обязано уплачивать федеральные, региональные и местные нало­ги (сборы), по которым это лицо признается налогопла­тельщиком в соответствии с Налоговым кодексом РФ. Ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги (сборы), не предусмотренные настоящим Кодек­сом.

2. Сведения о поступлении средств от федеральных, региональных и местных налогов (сборов) подлежат еже­квартальному официальному опубликованию.

3. Налоги (сборы) не могут устанавливаться либо раз­лично применяться исходя из политических, идеологичес­ких, этнических, конфессиональных, этических или иных подобных критериев.

4. Налоги (сборы) не должны нарушать единое эконо­мическое пространство и единую налоговую систему Рос­сии. Налоги и сборы, установленные в соответствии с На­логовым кодексом в конкретном регионе, обязательны для уплаты только в нем.

5. Налоги (сборы) не могут прямо или косвенно огра­ничивать свободное перемещение в пределах территории России товаров (работ, услуг) или денежных средств либо иначе ограничивать или создавать препятствия законной экономической деятельности налогоплательщика.

Не допускается, в частности, устанавливать налоги (сборы), ограничивающие перемещение физических лиц, товаров (работ, услуг) между разными регионами, горо­дами или районами, вывоз капитала за пределы региона, города или района либо ограничивающие капиталовложе­ния в пределах другого региона, города или района в Рос­сийской Федерации.

6. Не допускается устанавливать дополнительные на­логи (сборы) или повышенные либо дифференцирован­ные ставки налогов (сборов) в зависимости от форм соб­ственности, организационно-правовой формы экономи­ческих или иных образований, гражданства физического лица, а также от государства, региона или иного геогра­фического места происхождения уставного (складочного) капитала или имущества налогоплательщика. Указанные обстоятельства не могут быть основанием для установле­ния налоговых льгот. Допускается устанавливать особые виды пошлин либо дифференцированные ставки ввозных таможенных пошлин в зависимости от страны происхож­дения товара в соответствии с Налоговым кодексом и та­моженным законодательством РФ.

Новый этап совершенствования налоговой системы обусловлен разработкой и принятием Налогового кодекса Российской Федера­ции. С 1 января 1999 г. вступила в действие первая (Общая) часть Налогового кодекса РФ. С 1 января 2001 г. была введена в действие вторая (Специальная) часть Кодекса с последующими дополнениями в 2002—2003 гг.

Согласно Кодексу налоги в Российской Федерации подразделяются на федеральные, налоги субъектов Российской Федерации, или регио­нальные, и местные. Федеральными признаются налоги и сборы, устанав­ливаемые Налоговым Кодексом РФ и обязательные к уплате на всей российской территории. К региональным относятся налоги и сборы, устанавливаемые Кодексом, а также законами субъектов Российской Федерации и обязательные к уплате на территории соответствующих регионов. К местным относятся налоги и сборы, устанавливаемые ко­дексом и правовыми актами представительных органов местного самоуправления, обязательные к уплате на территориях соответствую­щих муниципальных образований.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал