Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Налоговая политика и ее сущность.
Налоговая политика сводится к нейтрализации дуализма налога. Налог – обязательный, безвозмездный платеж физических и юридических лиц в пользу государства для выполнения им своих функций. Дуализм – противоречия между объективного и субъективного начала налога. Объективность – все должны платить. Субъективность – кто? и сколько? Налоговая политика осуществляется через налоговый механизм, который представляет собой совокупность организационно-правовых норм и методов управления налогообложением. Эффективность налоговой политики зависит от того, на сколько реализуется функциональное назначение каждого налога. Практически ни один налог в налоговой системе РФ не выполняет своего функционального назначения. Так, акциз призван ограничивать потребление социально-вредной продукции. Налог на прибыль призван способствовать законному наращиванию капитала и усилению инвестиционных процессов в регионе. НДС призван содействовать эквивалентному товарообмену, изымая прибыль, образующуюся за счет субъективного фактора - ценность. Налоговая политика — это составная часть экономической политики государства, направленная на формирование налоговой системы, обеспечивающей экономический рост, способствующей гармонизации экономических интересов государства и налогоплательщиков с учетом социально-экономической ситуации в стране. Налоговая политика является одним из самых активных методов государственного регулирования экономики, способным ускорять или замедлять темпы экономического роста. При помощи налогов государство имеет возможность изменять финансовое состояние отдельных секторов экономики, регионов, стимулировать инновации, регулировать внешнеэкономическую деятельность, потребление. 17. Налоговая система РФ: роль, структура и принципы построения. Институциональная модель налогового механизма, который представляет собой совокупность организационно-правовых норм и методов управления налогообложением, представлена налоговой системой. Налоговая система — это совокупность предусмотренных законодательством видов и ставок налога, принципов, форм и методов их установления. В налоговой системе РФ превалируют косвенные налоги, в отличие от налоговых систем развитых стран, у которых происходит превалирование прямых. Косвенные налоги – налоги, уплачиваемые потребителями, прямые уплачиваются производителями. Превалирование косвенных налогов в налоговой системе РФ негативно сказывается на темпах экономического роста, так как ограничивается за счет ценовой надбавки возможность потребления, следовательно сокращается реализация, слд. Сокращается оборачиваемость капитала у товаропроизводителей, слд. Минимизируется объем производства. Превалирование косвенных налогов объясняется тем, что в начале рыночных реформ практически все предприятия находились в условиях кризиса, вызванного разрывом межхозяйственных связей в процессе распада СССР, а также отсутствием действенного контроля за образованием доходов юридических лиц. Основные принципы налоговой системы РФ: 1. Каждое физическое или юридическое лицо обязано уплачивать федеральные, региональные и местные налоги (сборы), по которым это лицо признается налогоплательщиком в соответствии с Налоговым кодексом РФ. Ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги (сборы), не предусмотренные настоящим Кодексом. 2. Сведения о поступлении средств от федеральных, региональных и местных налогов (сборов) подлежат ежеквартальному официальному опубликованию. 3. Налоги (сборы) не могут устанавливаться либо различно применяться исходя из политических, идеологических, этнических, конфессиональных, этических или иных подобных критериев. 4. Налоги (сборы) не должны нарушать единое экономическое пространство и единую налоговую систему России. Налоги и сборы, установленные в соответствии с Налоговым кодексом в конкретном регионе, обязательны для уплаты только в нем. 5. Налоги (сборы) не могут прямо или косвенно ограничивать свободное перемещение в пределах территории России товаров (работ, услуг) или денежных средств либо иначе ограничивать или создавать препятствия законной экономической деятельности налогоплательщика. Не допускается, в частности, устанавливать налоги (сборы), ограничивающие перемещение физических лиц, товаров (работ, услуг) между разными регионами, городами или районами, вывоз капитала за пределы региона, города или района либо ограничивающие капиталовложения в пределах другого региона, города или района в Российской Федерации. 6. Не допускается устанавливать дополнительные налоги (сборы) или повышенные либо дифференцированные ставки налогов (сборов) в зависимости от форм собственности, организационно-правовой формы экономических или иных образований, гражданства физического лица, а также от государства, региона или иного географического места происхождения уставного (складочного) капитала или имущества налогоплательщика. Указанные обстоятельства не могут быть основанием для установления налоговых льгот. Допускается устанавливать особые виды пошлин либо дифференцированные ставки ввозных таможенных пошлин в зависимости от страны происхождения товара в соответствии с Налоговым кодексом и таможенным законодательством РФ. Новый этап совершенствования налоговой системы обусловлен разработкой и принятием Налогового кодекса Российской Федерации. С 1 января 1999 г. вступила в действие первая (Общая) часть Налогового кодекса РФ. С 1 января 2001 г. была введена в действие вторая (Специальная) часть Кодекса с последующими дополнениями в 2002—2003 гг. Согласно Кодексу налоги в Российской Федерации подразделяются на федеральные, налоги субъектов Российской Федерации, или региональные, и местные. Федеральными признаются налоги и сборы, устанавливаемые Налоговым Кодексом РФ и обязательные к уплате на всей российской территории. К региональным относятся налоги и сборы, устанавливаемые Кодексом, а также законами субъектов Российской Федерации и обязательные к уплате на территории соответствующих регионов. К местным относятся налоги и сборы, устанавливаемые кодексом и правовыми актами представительных органов местного самоуправления, обязательные к уплате на территориях соответствующих муниципальных образований.
|