Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Государственный кредит, его сущность, особенности.
Государственный кредит является частью государственных финансов, одной из форм мобилизации государством денежных ресурсов нужных ему для выполнения своих функций. В сфере кредитных отношений государство может быть и заемщиком, и кредитором, и гарантом. Партнерами государства по кредитным отношениям могут быть любые юридические и физические лица, но на практике их круг ограничен. Это в основном другие государства, международные финансовые организации, отечественные и зарубежные банки и корпорации, участники национального и международных рынков ценных бумаг. Государственный кредит выполняет три функции — фискальную, регулирующую, стимулирования (или сдерживания) экономического роста. Через фискальную функцию государственного кредита осуществляется дополнительное формирование централизованных денежных фондов государства. Фискальная функция государственного кредита выражается в более равномерном распределении налогового бремени во времени. Государственный кредит выполняет также регулирующую функцию. Она связана с состоянием денежного обращения, уровнем ставок на рынке денег и капиталов, влияет на производство и занятость. Используя государственный кредит, государство оказывает положительное влияние на производство и занятость. Функция стимулирования (или сдерживания) экономического роста проявляется в его положительном (или негативном) влиянии на экономику страны. Государственный кредит по источникам происхождения может быть внутренним, т.е. номинированным в национальной валюте, и внешним, выраженным в иностранной валюте. Чаще всего по внутреннему долгу кредиторами выступают юридические и физические лица — резиденты, по внешнему — нерезиденты. Государственный кредит по целям будущего использования средств можно подразделить на инвестиционный и неинвестиционный. К первой категории относятся кредиты на финансирование крупных государственных инвестиционных проектов, т.е. на производительные цели. Ко второй относятся кредиты на финансирование непроизводительных расходов государства, когда материальной или денежной отдачи от их использования не будет. Особенность государственного кредита как экономических отношений проявляется также в том, что он реализуется посредством применения различных финансово-кредитных долговых инструментов. Имеются в виду кредиты в денежной форме, займы на национальном фондовом рынке через эмиссию государственных ценных бумаг, выпуски еврооблигаций. Несмотря на их различия, экономическое содержание у них одно — кредитная основа, т.е. движение денежных средств на условиях возвратности, платности и срочности. 24. Финансовый контроль: сущность, принципы, задачи, объекты и субъекты. Финансовый контроль — это проверка специально уполномоченными органами соблюдения участниками финансовых, денежных, кредитных, валютных операций требований законодательства, норм и правил, установленных государством и собственниками. Он помогает формировать полную и объективную картину о финансовых потоках и финансово-хозяйственной деятельности экономических субъектов. К общим принципам финансового контроля, способствующим решению его задач, относятся: • законность; • объективность; • независимость; • разграничение функций и полномочий между различными органами финансового контроля; • подотчетность органов финансового контроля создающим их органам власти или собственникам; • гласность Законность — фундаментальная правовая основа существования общества и функционирования государства. Как принцип финансового контроля законность означает прежде всего, что содержание контроля определяется Конституцией страны, законодательными и другими документами, посредством которых осуществляется правовое регулирование финансовых, денежных, валютных, кредитных отношений, банковской деятельности. Принцип объективности предполагает, что финансовый контроль строится строго на фактической и документальной основе, имеет дело с отчетными данными о финансовой деятельности объекта контроля, составленными и утвержденными в установленном порядке, оценивает их всесторонне и беспристрастно. Независимость финансового контроля гарантируется Конституцией и соответствующими законами. Принцип разграничения функций и полномочий связан с тем, что в развитых странах задачи финансового контроля решают обычно несколько органов. Говоря о принципе подотчетности, надо иметь в виду, что государственная власть, как правило, делится на законодательную и исполнительную. Соответственно в каждой ветви власти могут быть созданы свои органы финансового контроля. Принцип гласности предполагает, что результаты финансового контроля должны быть общедоступны. Различают следующие объекты контроля: бюджет; внебюджетные фонды; налоговые поступления; валютные поступления; кредит; страхование; инвестиции; денежная масса.
|