Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Этапы развития финансов, основные концепции финансов.
Термин финансы возникает в XIII - XV вв. в торговых городах Италии. Первоначально он обозначал любой денежный платеж. Данный термин отражал денежные отношения между двумя субъектами - деньги выступали материальной основой функционирования финансов. Государство и население обладали разными правами в процессе этих отношений; государство, кроме того, имело особые полномочия. В процессе денежных отношений формировался бюджет. Регулярное поступление средств в бюджет не могло быть обеспечено без придания налогам, сборам и другим платежам государственно-принудительного характера, что достигалось посредством: - правовой нормотворческой деятельности государства; - создания соответствующего фискального аппарата. Эти признаки являются основными признаками финансов. Финансы как наука образовались в конце16-начале 17 веков, что было обусловлено вычленением казны государства из казны монарха, то есть с появлением таких категорий как «государственный бюджет, «государственные доходы и расхода». Их возникновению предшествовали определенные предпосылки: - в Центральной Европе в результате буржуазных революций власть монархов была весьма существенно ограничена, произошло также отторжение монарха от казны - возникает общегосударственный фонд денежных средств (бюджет), которыми монарх не мог распоряжаться единолично; - возникли законодательно закрепленные системы государственных доходов и расходов с определенным составом и структурой - сформировался системный характер бюджета; - именно в это время доходы государства преимущественно формируются за счет разнообразных налогов в денежной форме (ранее они формировались за счет натуральных податей и трудовых повинностей). Можно выделить два основных этапа развития финансов данного исторического периода: - первый этап - неразвитая форма финансов, которая характеризуется прежде всего непроизводительным характером финансов (основная часть бюджета расходовалась на военные цели и практически не оказывала реального воздействия на экономику); - второй этап характеризуется узостью финансовой системы, так как она состояла исключительно из бюджетного звена, и количество финансовых отношений было ограничено. По мере развития государственности и товарно-денежных отношений возникала необходимость в новых общегосударственных фондах денежных средств и соответственно новых группах денежных отношений. 5. Управление финансами: сущность, методы, инструменты: Управление финансами — деятельность по обеспечению развития финансовой системы государства или конкретного субъекта хозяйствования в соответствии с заданными количественными и качественными параметрами. Объекты управления финансами: • финансовая деятельность государства и конкретного предприятия; • выделенные субъектом управления направления финансовой политики; • укрупненные финансовые категории и параметры деятельности (оборотные и основные средства, затраты, прибыль, обязательства, риски и т.п.); • конкретные финансовые показатели (рентабельность, фондоемкость и фондоотдача); • органы (службы) управления финансами и их персонал. Управление финансами осуществляется специальным финансовым аппаратом, состоящим из финансовых служб предприятий (отдела внутреннего и внешнего аудита, финансового планирования, бухгалтерии и др.) и государства (налоговые органы, Счетная палата). В управлении финансами выделяют несколько функциональных элементов: 1) Финансовое планирование 2) оперативное управление 3) финансовый контроль Органы управления финансами: Финансовый аппарат состоит из Министерства финансов, Федерального казначейства, Федеральной налоговой службы, Федеральной службы страхового надзора. 1. Министерство финансов осуществляет выработку единой государственной финансовой, кредитной, денежной политики и нормативно-правовое регулирование, включая бюджетную, налоговую, страховую, валютную сферы, сферу государственного долга, в области аудиторской деятельности, бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности. 2. Федеральное казначейство осуществляет переводы бюджетных денежных средств через свои счета для их гарантированного поступления в учреждения федеральной бюджетной сферы на соответствующей территории субъекта Федерации, района или города. 3. Федеральная налоговая служба является единой системой контроля за соблюдением налогового законодательства, правильностью исчисления, полнотой и свое временностью внесения в соответствующий бюджет налогов и других обязательных платежей, установленных законодательством РФ и республик, входящих в ее состав. 4. Федеральная служба страхового надзора осуществляет государственный надзор за страховой деятельностью в целях соблюдения требований законодательства РФ о страховании, эффективного развития страховых услуг, защиты прав и интересов страхователей, страховщиков, иных заинтересованных лиц и государства. Автоматизированная система управления финансами представляет собой совокупность информации, экономико-математических методов и моделей, технических, программных, технологических средств и специалистов, предназначенной для обработки информации при составлении финансового плана.
9. Финансовый механизм: понятие, типы. Финансовый механизм - это система финансовых методов, рычагов, форм организации управления финансовыми отношениями, посредством которых осуществляется образование и использование финансовых ресурсов. Финансовый механизм включает в себя: - механизм функционирования международных финансов; - механизм функционирования государственных финансов; - механизм функционирования финансов хозяйствующих субъектов; - механизм функционирования финансов граждан. В соответствии с территориальным делением выделяются следующие финансовые механизмы: - федеральный; - региональный; - местный. Три составляющие структуры финансового механизма: - ресурсная; - организационная; - системы обеспечения. Финансовый метод - способ воздействия финансовых отношений на хозяйственный процесс путем управления движением финансовых ресурсов и путем организации финансовых отношений. Финансовые методы - это налогообложение, кредитование, финансовое планирование, инвестирование. Приемом действия финансового метода является финансовый рычаг. Финансовые рычаги представляют собой набор финансовых показателей, через которые управляющая система может оказывать влияние на хозяйственную деятельность (прибыль, доход, амортизационные отчисления, налоги, цена, дивиденды, процентные ставки, заработная плата). Третья составляющая финансового механизма включает правовое, программное, информационное обеспечение и организационную культуру. 15. Дефецит бюджета: понятие, методы управления. Одним из важнейших показателей, характеризующих состояние бюджетов любого уровня, является соотношение доходов и расходов бюджета. Превышение расходов над доходами называют дефицитом бюджета. Дефицит ведет к образованию и росту государственного долга. Никакой особой теории дефицита бюджета не существует, просто установлено на практике, что если он есть, то лучше, чтобы его величина не превышала 3% ВВП. При таком дефиците государственный долг не становится тяжким бременем для страны и может быть либо стабилизирован, либо даже выплачен при благоприятных условиях. Все недостатки существования дефицита и его последствий можно рассмотреть на примере РФ. После образования самостоятельной России дефицит бюджета стал постоянным явлением в ее финансовой системе. За период с 1992 до 1995 г. для покрытия бюджетного дефицита в России в основном использовались кредиты ЦБ, что способствовало инфляции. Затем дефицит стали покрывать выпуском государственных ценных бумаг. Другим источником финансирования бюджетного дефицита стали внешние заимствования — кредиты правительств иностранных государств, банков и фирм, международных финансовых организаций, предоставляемые в иностранной валюте. Плохо продуманная политика покрытия дефицита бюджета приве-ла1к быстрому росту государственного долга, в составе которого преобладали иностранные долги. По международным правилам все расходы по внешнему долгу включаются в дефицит бюджета. Чтобы иметь объективную оценку состояния бюджета страны, мировая практика финансовых отношений выработала понятие первичного профицита. Оно означает следующее: доходы бюджета, за вычетом кредитов и займов, должны превышать его расходы, уменьшенные на обслуживание государственного долга (выплата процентов и возмещение основной суммы долга. Дефицит может быть не только в федеральном бюджете, но и в бюджетах субъектов Федерации и местных самоуправлений, следует, однако, избегать образования заметных дефицитов на этих уровнях бюджетной системы, учитывая скромные их возможности по мобилизации денежных средств.
|