Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Основные компоненты финансовой политики, их особенности






Финансовая политика состоит из бюджетной, налоговой, инвестиционной, денежно-кредитной, ценовой, социальной и таможенной политики, политики в области международных финансов.

Бюджетная - для выполнения государством возложенных на него функций ему необходимы финансовые и другие виды ресурсов. С этой целью государство создает централизованные фонды финансовых и иных ресурсов. Определенная часть денежных средств России мобилизуется в государственный бюджет. В процессе мобилизации финансовых ресурсов в бюджет на общегосударственные цели, их распределения и использования возникают финансово-бюджетные отношения между государством, налогоплательщиками (экономическими субъектами, физическими лицами) и получателями бюджетных средств (ассигнований, дотаций, субвенций, субсидий и кредитов).
Налоговая - Она строится на сочетании интересов государства и налогоплательщиков - юридических и физических лиц.
Воплощается налоговая политика в построении соответствующей налоговой системы. К основным принципам построения налоговой системы относятся:
- совершенствование налогового законодательства;
- оптимизация налоговой базы; ее основой должны быть прямые налоги, поскольку косвенная система налогообложения приводит к увеличению налогового бремени;
- налогообложение не должно носить конфискационного характера; только рост национального богатства и повышение индивидуальных доходов населения способствует стабильному увеличению налогооблагаемой базы;
- минимальный дестимулирующий эффект от введения какого-либо налога; высокие налоги могут привести к утечке капитала за границу;
- удобство взимания налогов для государства и налогоплательщиков;
- оптимизация налоговых льгот;
- осуществление эффективного и действенного контроля за соблюдением налогового законодательства, постановкой на учет, переучетом и снятием с учета налогоплательщиков;
- создание условий, когда налогоплательщику трудно уклониться от уплаты налога;
- реструктуризация в необходимых случаях задолженности по платежам в бюджет.
Инвестиционная - направлена на создание условий для привлечения отечественных и зарубежных инвестиций и в первую очередь в реальный сектор экономики. Инвестиционная политика осуществляется в целях того, чтобы инвесторам было выгодно вкладывать свои финансовые средства в экономику нашей страны. Чтобы создавались условия для организованного накопления и инвестирования сбережений населения, развития ипотечного кредитования. Чтобы огромные отечественные капиталы не вывозились за рубеж, а, наоборот, привлекались в Россию прямые иностранные инвестиции.

Денежно-кредитная - Денежно-кредитная политика широко используется государством в процессе государственного экономического регулирования. Денежно-кредитная политика нацелена на: обеспечение устойчивости денежного обращения; оптимизацию объема и структуры денежной массы; управление эмиссией (выпуском) денег; формирование и эффективное использование кредитных ресурсов; регулирование инфляции; достижение стабильного обменного курса национальной денежной единицы (рубля); обеспечение своевременности и бесперебойности расчетно-платежных операций в отраслях экономики; регулирование банковской системы (коммерческих и государственных банков); управление деятельностью финансового рынка; регламентацию эмиссии и размещения государственных и корпоративных ценных бумаг и их оборот (курса покупки и продаж).

Ценовая - осуществляется в направлении регулирования цен и тарифов на монопольные товары и услуги. При этом следует иметь в виду, что в настоящее время государство монопольно владеет землей и ее недрами, водными пространствами, железными дорогами, нефте- и газопроводами, электропередающими сетями. В других отраслях хозяйства цены зависят от их динамики на произведенные ими товары и оказанные услуги.

Социальная - Социальная политика государства тесно связана с его действиями в финансовой сфере с целью решения задач финансового обеспечения прав граждан, определенных в Конституции Российской Федерации. Социальная политика охватывает сферу бюджетных учреждений (включая образовательные), а также сферы: пенсионную, миграционную, финансовой помощи отдельным социальным группам населения.

Таможенная - Таможенная политика является органической частью налоговой и ценовой политики. Ведь таможенные сборы и пошлины непосредственно оказывают воздействие на цену товаров и услуг. При этом таможенная политика в определенной мере самостоятельна - она влияет на экономику страны, ограничивая или расширяя доступ на внутренний рынок России импортных товаров и услуг, а также сдерживая или поощряя экспорт отечественных товаров и услуг.
Таможенная политика в немалой степени предопределяет распределительные процессы не только между государством и экономическими субъектами, но и между отраслями хозяйства, регионами страны и между экономическими субъектами. В настоящее время таможенная политика во многом связана и зависит от бюджетной политики, которая направлена на увеличение сбора таможенных пошлин и платежей.

В области международных финансов - В основе ее лежит управление валютно-финансовыми и кредитными отношениями в сфере международных отношений. Она связана с международным разделением труда, формированием и погашением государственного внешнего долга, с участием России в деятельности международных организаций, включая международные финансовые организации.
Международная финансовая политика России направлена на развитие производительных сил своей страны и на то, чтобы занять свое весомое место на международных рынках сырья, товаров, рабочей силы и капиталов.

7. Финансовый контроль: виды, формы, методы.

Финансовый контроль представляет собой форму реализации контрольной функции финансов – часть финансового управления, включающая в себя систему методов, органов и мероприятий по проверке законности, целесообразности и результативности образования, распределения и использования фондов денежных средств.

Цель финансового контроля – получение достоверной информации о ходе процесса управления финансами, выявленных нарушениях для принятия адекватных управленческих решений.

Принципы:

- законности

- независимости

- объективности

- гласности

- ответственности

- разграничения функций и полномочий

- системности

Задачи:

1. проверка финансовой безопасности и обеспечение финансовой устойчивости.

2. выполнение юридическими лицами и государством своих обязательств

3. поиск резервов роста финансовых ресурсов, а также их законного и экономного эффективного использования

4. проверка соблюдения законных финансово-экономических интересов участников финансово-хозяйственной деятельности

5. усиление ответственности за результаты финансово-хозяйственной деятельности

6. повышение эффективности финансовой политики и принимаемых решений в сфере финансово-хозяйственной деятельности

Классификация:

- по субъектам – государственный и негосударственный

- по отношению к времени осуществления операций – предварительный, последующий, текущий (в ходе операций)

- по объектам – бюджетный, налоговый, валютный, таможенный, за деятельностью внебюджетных фондов, контроль в сфере рынка ценных бумаг, в страховой деятельности.

Внешнее выражение контрольных действий и операций:

- обследование – сбор и обобщение информации по широкому перечню вопросов в целях определения состояния того или иного объекта

- проверка – единовременное контрольное действие в отношении определенных финансово-хозяйственных операций по установленной программе

- ревизия – система обязательного контроля действий по документальной и фактической проверке законности, целесообразности финансово-хозяйственных операций, а также законности действий должностных лиц;

- надзор – система периодических контрольных действий по наблюдению за установленными в той или иной сфере деятельности условиями осуществления финансово-хозяйственных операций

- мониторинг – система постоянно совершаемых контрольных действий и мероприятий по наблюдению с целью определения текущих изменений в деятельности субъекта хозяйствования.

Методы финансового контроля – конкретные способы проверки законности, целесообразности и эффективности совершаемых финансово-хозяйственных операций (проверка законности, счетная проверка, инвентаризация, метод экспертизы


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.006 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал