Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Раздел 2. Риторический канон и современное публичное выступление
Тема1. Структура современного публичного выступления. 1. Вступление . 2.Главная часть речи. 3.Целевые установки, задача и методы изложения материала. 4. Заключение речи. В современной риторике требования к композиции во многом остались теми же, что и в классической риторике. Например, в речи должно быть три части — вступление, основная часть и заключение. Задачи оратора во вступлении: - привлечь внимание слушателей («вербовка союзников»); - готовить почву для разработки темы («презентация темы»). Если ваша речь носит аргументирующий или агитирующий характер, особенно важно показать, что вы не намерены «давить» на аудиторию, принуждать ее к чему-либо. Больше того, в интересах оратора продемонстрировать свою честность, объективность, заинтересованность в общем согласии. Поэтому лучше избегать таких слов, как «вы должны…», «вам придется…», «я заставлю вас…».. Чтобы заинтересовать слушателей информирующей речью, во вступлении можно объяснить, зачем слушателям понадобится та информация, которую вы хотите сообщить. Главные требования к вступлению: - Оно должно быть предметом особого внимания оратора, - Необходимо стремиться к максимальной лаконичности вводной части (по правилу Леонардо да Винчи вступление и заключение не должны превышать одной трети всего выступления). - Опытные ораторы пишут вступление в последнюю очередь, когда вся речь уже подготовлена. - Начиная произносить речь, не извиняйтесь, что вы плохой оратор, неопытны или не представляете себе тему. - настраивать аудиторию на позитивное восприятие речи
В основной части реализуются главные целевые установки оратора: сообщить информацию, изложить свою точку зрения и доказать ее. Цель речи — это представление о результате, который должен быть достигнут в процессе выступления. Существуют различные виды речей, которые определяют разное целепологание. Например цель развлекательной речи — поднять настроение аудитории. Информационная речь ставит целью передачу сведений. Информационная речь должна соответствовать запросам аудитории, будить пытливость и любознательность слушателей. К информационным относятся жанры доклад, инструктаж, отчет, обзор и т. д. Воодушевляющая речь наиболее близка к информационным речам, однако обращена к эмоциональной сфере, содержит прямое обращение к чувствам, и ее цель - вызывать гнев, любовь, патриотические чувства, благодарность и т. п. (юбилеи, презентации) Убеждающая речь ставит целью с помощью аргументов убедить согласиться с оратором в спорном вопросе Целью призывающей речи содержит прямой призыв к совершению действия самими слушателями. Цель конкретизируется в речи в виде задачи. Задача речи — это цель, реализуемая в определенных условиях общения. Общая цель (проинформировать, убедить и т. п.) в речи оратора уточняется и становится задачей речи (объяснить учащимся устройство двигателя; убедить собрание в том, что в устав института необходимо внести поправки, и т. п.). Именно формулируя задачу речи (или, как ее еще иногда называют, конкретную цель), оратор отвечает на вопрос: зачем он выходит на трибуну. При определении задачи речи, необходимо употреблять глагол, указывающий на род речи по цели. Формулируя для себя задачу речи, оратор должен трезво оценить свои возможности, подумать чего он реально может достичь в этой аудитории, а чего ему не удастся сделать, несмотря ни на какие усилия. Реальность достижения поставленной цели — важный показатель правильности ее постановки. Методы изложения материала: индуктивный метод — изложение материала от частного к общему. Выступающий начинает речь с частного случая, а затем подводит слушателей к обобщениям и выводам. Дедуктивный метод — изложение материала от общего к частному. Оратор в начале речи выдвигает какие-то положения, а потом разъясняет их смысл на конкретных примерах, фактах. Метод аналогии — сопоставление различных событий, явлений, фактов. Обычно параллель проводится с тем, что хорошо известно слушателям. Концентрический метод — расположение материала вокруг главной проблемы, поднимаемой оратором. Выступающий переходит от общего рассмотрения центрального вопроса к более конкретному и углубленному его анализу. Ступенчатый метод — последовательное изложение одного вопроса за другим. Исторический метод — изложение материала в хронологической последовательности, описание и анализ изменений, которые произошли в том или ином лице, предмете с течением времени. Каким бы методом ни пользовался оратор в выступлении, его речь должна быть доказательной, суждения и положения — убедительными. Особенно это касается аргументирующей речи, которая является самой сложной для разработки.
Цель оратора — закрепить впечатление от сказанного. Для этого необходимо иметь в виду следующее: 1. Заключение важнее начала; оно должно подытожить аргументацию и одновременно нести сильный эмоциональный заряд, склоняя слушателей к определенному убеждению и конкретному действию; 2. Итог речи должен вытекать из всего сказанного, но при этом быть неожиданным, ярким, энергичным. Заканчивать речь на отрицательных эмоциях не следует. Итак – заключение - Краткое повторение основных пунктов содержания, обобщение утверждения, итоги и вывод, иллюстративная концовка. Контрольные вопросы
Литература: [(6) стр. 143-164]; [(7) стр. 102-116]; [(11) стр. 93-95, 135-149, 150-157]; [(12) стр. 38-42]; [(19) стр. 197-232, 274-298]; [(22) стр. 436-443].
|