Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Тема2. Риторический канон и современное публичное выступление.
Риторический канон и современное публичное выступление. Изобретение содержании я речи. Тема и цель речи. Подготовка и проведение публичного выступления как свободного выразительного словодействия. Классический образец речи-рассуждения Схема(Хрия). Основная часть аргументирующей речи. Топика и смысловые модели в публичном выступлении. Топы и композиция описания (Н.Ф. Кошанский)
В античные времена были выделены этапы работы над речью. Иначе это называется античный риторический канон – (канон – греч. правило), т. е. правила работы над речью. Он служил своего рода схемой работы над речью. Его этапы включали: изобретение (инвенция) – изобретение речи, расположение (диспозиция), выражение (элокуция) - это этап редактирования речи, запоминание (мемория) и произнесение (акция) - общение оратора с аудиторией, кульминация всей ораторской деятельности. На этом античный канон заканчивался, но современная риторика считает, что должен быть выделен еще один этап – рефлексия - анализ результатов выступления. Классический образец речи-рассуждения (ХРИЯ) – сложный аргумент доказательной речи, который состоит из 8 частей: Приступ — формулировка тезиса и описание. Парафразис, или разъяснение темы. Причина — доказательство тезиса: Это так, потому что… Противное (если нет, то…) Подобие. Пример. Свидетельство.Заключение — вывод. Рассуждение, в котором избирается дедуктивный метод, называется строгой хрией. Оратор сначала формулирует тезис, который нужно доказать, а потом приводит аргументы. Однако можно успешно использовать и обратный ход мыслей — от частного к общему, т.е. индуктивный метод (искусственная хрия). Этот метод используется, если аудитория не склонна благожелательно принимать оратора или она плохо подготовлена к восприятию речи. Топика – риторическая наука, которая разработала смысловые модели, позволяющие говорящему найти простые идеи для будущей речи. Топы — это механизм, который помогает поиску идей. «Топ» — слово греческого происхождения. В переводе оно означает место. Одним из первых описал смысловые модели-топы Аристотель. Причем ион использовал их для обучения искусству аргументации. Из этого следует, что каждая смысловая модель-топ может использоваться не только для изобретения содержания речи, но и для доказательства, как довод, аргумент.В «Риторике» Аристотель дает около сорока моделей, Ломоносов — шестнадцать, Кошанский — двадцать четыре. В риторике разработаны различные композиционные ходы с использованием топов — описание, повествованиеи др. Н. Ф. Кошанский, профессор Александровского лицея (учитель А.С. Пушкина), автор одного из первых учебников по риторике в России дает следующие рекомендации для описания: Как описывать предмет. I. Начало 1. Обратиться к предмету «в живом… чувстве» (О люди!) 2. Сказать о времени дня или года (топ обстоятельство) 3.Сказать о месте, где предмет находится или встречен: общая картина, затем взгляд фокусируется на предмете. II. Середина 1. Если предмет «бездействует» (озеро, холм), описываются перемены в нём в разное время (топ «обстоятельства: время») 2. Если это неодушевленный предмет и он как целое состоит из частей (город, сад), то описываются отдельные его части, даются картины с разных его сторон (топ «целое: части») 3. Если это предмет «нравственный», то прибегают к топу «род и вид», «разновидности» (скромность, роскошь и т.д.) 4. Если это действующее лицо («герой»), то описываются его свойства и действия одно за другим, постепенно и отдельно. 5. Особенно полезно использовать топ «сопоставление». III. Конец 1. Вновь обратиться к предмету 2. В самом конце нужна «нравственная занимательная мысль высокая и разительная истина». Итак, изобретая содержание речи, есть смысл обратиться к топам. Перебирая их в уме и зная механизм их действия, можно найти идеи для своей будущей речи. В этом процессе рождается и первый, предварительный, план речи. Контрольные вопросы
|