Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Тема2. Дискуссии как тренировка навыков проблемных ситуаций в профессиональном общении и методы обсуждения процессов происходящих внутри и вокруг творческого коллектива.
Рекомендации для участника дискуссии. ПОПС и МОПС- формулы. Как вести дискуссию. Виды дискуссий. Организационные методики, используемые в проведении дискуссии.Метод «мозгового штурма». Метод эвристических вопросов. Дискуссия является одной из наиболее эффективных технологий группового взаимодействия, обладающей особыми возможностями в обучении, развитии и воспитании. Дискуссия (от лат.discussio – рассмотрение, исследование) – способ организации совместной деятельности с целью интенсификации процесса принятия решений в группе посредством обсуждения какого-либо вопроса или проблемы. Безусловно, наличие оппонентов, противоположных точек зрения всегда обостряет дискуссию, повышает ее продуктивность, позволяет создать с их помощью конструктивный конфликт для более эффективного решения обсуждаемых проблем. Важно, чтобы спор не велся ради спора, ради стремления отстоять свою точку зрения во что бы то ни стало и победить. Чтобы выступление было кратким и ясным, можно воспользоваться ПОПС-формулой: П – позиция (в чем заключается ваша точка зрения) – Я считаю, что… Выделяется несколько этапов дискуссии. - введение в дискуссию, обсуждение проблемы, обмен участниками мнениями по каждому вопросу и подведение итогов обсуждения. Приемы, повышающие эффективность группового обсуждения: - Уточняющие вопросы побуждают четче оформлять и аргументировать мысли (“Что вы имеете в виду, когда говорите, что…? ”, “Как вы докажете, что это верно? ”); - Парафраз – повторение ведущим высказывания, чтобы стимулировать переосмысление и уточнение сказанного (“Вы говорите, что…? ”, “Я так вас понял? ”); - Демонстрация непонимания – побуждение учащихся повторить, уточнить суждение (“Я не совсем понимаю, что вы имеете в виду.Уточните, пожалуйста”); - “Сомнение” – позволяет отсеивать слабые и непродуманные высказывания (“Так ли это? ”, “Вы уверены в том, что говорите? ”); - “Альтернатива” – ведущий предлагает другую точку зрения, акцентирует внимание на противоположном подходе; - “Доведение до абсурда” – ведущий соглашается с высказанным утверждением, а затем делает из него абсурдные выводы; - “Задевающее утверждение” - ведущий высказывает суждение, заведомо зная, что оно вызовет резкую реакцию и несогласие участников, стремление опровергнуть данное суждение и изложить свою точку зрения; - “Нет-стратегия” - ведущий отрицает высказывания участников, не обосновывая свое отрицание (“Этого не может быть”). Существует множество разнообразных вариантов организации дискуссии. Рассмотрим некоторые из них. «Круглый стол» Дискуссия направлена на обсуждение какой-либо актуальной темы, требующей всестороннего анализа. Как правило, перед участниками не стоит задача полностью решить проблему, они ориентированы на возможность рассмотреть ее с разных сторон, собрать как можно больше информации, осмыслить ее, обозначить основные направления развития и решения, согласовать свои точки зрения, научиться конструктивному диалогу. Поскольку дискуссия организуется в прямом смысле за круглым столом, в ней могут принять участие 15-25 человек. «Дебаты» Дискуссия в ролевой форме дебатов представляет собой разновидность дискуссии-спора и применяется для обсуждения сложной и противоречивой проблемы, по которой существуют резко противоположные точки зрения. Цель дискуссии – научить учащихся аргументировано и спокойно отстаивать свою точку зрения и постараться убедить оппонентов, используя имеющуюся информацию по проблеме. Этапы дебатов: - ведущий предлагает на выбор участникам две или несколько возможных точек зрения на проблему. Позиции могут иметь ролевой характер и имитировать разнообразные подходы к решению данной проблемы представителей разных профессиональных и социальных групп, политических партий, объединений и т.д. - учащиеся выбирают, какую точку зрения они будут отстаивать и объединяются в микрогруппы, численный состав которых может быть разным - определяются правила дискуссии, продолжительность обсуждения в группах и регламент выступления группы в дебатах - организуется обсуждение проблемы в микрогруппах: распределяются роли между членами каждой группы; выстраивается система аргументов для убеждения оппонентов; продумываются ответы на возможные вопросы; решается вопрос о том, как распорядиться предоставленным временем - ведущий по очереди предоставляет группам слово, определяя регламент выступления - в завершении дебатов проводится совместный анализ результатов дискуссии.
|