Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Вопрос 1. Предмет, проблемы и основные этапы становления философии науки.






I часть

 

Определение. Философия науки — область эпистемологических, методологических и социально-философских исследований науки как особой формы познавательной деятельности. Соответственно, предмет – наука как эта самая особая форма.

 

Статья из словаря: Современная западная философия.М., 1998.

ФИЛОСОФИЯ НАУКИ — философская дисциплина, исследующая характеристики научно-познавательной деятельности; а также часть философских учений, разрабатываемая в той мере, в какой они так или иначе обращаются к феномену науки. В качестве особой дисциплины Ф. н. оформилась ко второй половине XX в., но как особое философское направление сложилась столетием раньше и была ориентирована на анализ прежде всего когнитивных (эпистемологических) характеристик науки. Следует различать, с одной стороны, философские течения и школы, представляющие Ф. н. как особое философское направление и являющиеся ее различными версиями, или этапами, -позитивизм*, неопозитивизм*, неорационализм*, критический рационализм* и т.п. и, с другой стороны, Ф. н. в рамках таких философских учений, как феноменология*, экзистенциализм*, неотомизм*. В первом случае проблематика Ф. н. практически исчерпывает содержание философских концепций, во втором — рассуждения о науке встроены в более общие философские контексты.

 

 

Проблемы. Философия науки стремится ответить на следующие основные вопросы:

· что такое научное знание,

· чем оно отличается от других форм знания,

· какова его структура,

· какие методы использует наука,

· как развивается наука,

· чем наука отличается от псевдонауки,

· каковы формы взаимосвязи науки с философией, религией, в целом с социально-культурным контекстом.

 

Стержневая проблематика Ф. н. существенно менялась в процессе ее эволюции. В начале века в центре внимания Ф. н. находились (1) идея единства научного знания и связанная с ней задача построения целостной научной картины мира, анализ понятий детерминизма, причинности, соотношения динамических и статистических закономерностей, проблемы пространства и времени и т. п.; (2) структурные характеристики научного исследования — соотношение анализа и синтеза, индукции и дедукции, логики и интуиции, открытия и обоснования, теории и фактов;

С 20-х годов в центр внимания вышла проблема демаркации — разделение науки и метафизики, математики и естествознания, социогуманитарного и естественнонаучного знания. Большую значимость приобретают проблемы эмпирического обоснования науки, вопрос о том, можно ли построить всю науку на фундаменте чисто эмпирическогознания; значение теоретических терминов — их сводимости к эмпирическим, их инструментальногои онтологического смысла. Изучаются также процедуры верификации, дедуктивно- номологического объяснения, подтверждения, фальсификации.

Начиная с 60-х годов на передний план выходят новые проблемы. В рамках критики и отказа от фундаментализма*, предполагающего принципиальную возможность редукции всей совокупности различных видов знания к неким далее неразложимым и достоверным элементам знания, вводятся понятия парадигмы*, научно-исследовательской программы*, идеалов естественного порядка, неявного знания*, тематического контекста, предназначенных для принципиально иного типа решения проблемы оснований научного знания. Возрождается интерес к метафизической стороне науки. От проблем структуры научногознания анализ смещается к проблемам его роста, оспариваются кумулятивистские модели развитиянауки. Для объяснения природы научных революций вводится понятие несоизмеримости. Приобретает новое содержание понятие научной рациональности*, на базе которого в Ф. н. формулируются критерии научности, методологические нормы научного исследования, критерии выбора и приемлемости теорий, осуществляются рациональные реконструкции развития знания. Возникает тенденция к историзации Ф. н., в связи с чем соотношениеФ. н. и истории науки выдвигаетсяв число центральных проблем. Расширение предметного поля Ф. н. приводит к анализу мировоззренческих и социальных проблем науки: встает вопрос о соотношении науки и иных форм рациональности, о социальной детерминации научного знания.

На рубеже 70-80-х годов, когда основные постпозитивистские концепции Ф.н. были уже разработаны и обсуждены, наметился сдвиг проблематики Ф.н. в двух направлениях. Во-первых, представители этой дисциплины стали более внимательны к эпистемологическим основаниям выдвигаемых ими моделей, что привело к оживлению дискуссий о реализме и инструментализме *, к более детальному обсуждению проблемы концептуальных каркасов и т.п. Но более заметный сдвиг связан с распространениемнаработанных в Ф.н. (в основном на материале естественных наук ) концепций на анализ социальных и гуманитарных наук. В дополнение к достаточно традиционному философско-методологическому анализу исторической науки (как антиподу «наук о природе») стали активно развиваться методология экономической науки, философско-методологический анализ психологии, социологии, социальной антропологии и других наук о человеке.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.006 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал