Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Генезис науки






Существуют две основные модели генезиса науки. Первая, позитивистская, рассматривает этот процесс как постепенное выделение науки из повседневного практического знания: медленное накопление эмпирического материала, идущее параллельно с совершенствованием и уточнением понятий донаучного здравого смысла. Вторая модель связана с концепцией парадигм т.куна. В ней различаются допарадигмальная (донаучная) стадия, на которой знание об определенной предметной области представляет собой разрозненный набор сведений и фактов, а также их противоречивых истолкований, и парадигмальная (научная) стадия, на которой исследователи объединяются вокруг победившей теории (парадигмы), что ведет к образованию общепризнанной научной дисциплины.

 

Исторические типы науки:

 

1. «Преднаука» - специализированное знание первых цивилизаций (Месопотамия, Египет). Большие запасы астрономического, математического, биологического, медицинского знания. Люди следили за небесными явлениями, лечили болезни, вели простейшие расчеты, занимались приручением и селекцией животных. Это знание носило рецептурный характер, оно было тесно связано с конкретными практическими задачами. Знание также сакрализировалось.

2. Античная наука – исторический тип науки в собственном смысле. Проблема – сходство и отличие античной науки и науки Древних Китая и Индии.

Первые античные мыслители, создававшие учения о природе - Фалес, Пифагор, Анаксимандр - многое почерпнули из мудрости Древнего Египта и Востока. Однако те учения, которые они разрабатывали, отличались принципиальной новизной: от разрозненных наблюдений они перешли к построению теорий, которые не носили только практического характера. Первыми ученымим двигало стремление понять начала и принципы мироздания. Научное знание разрабатывали и хранили не жрецы, а светские люди, исчезла сакральность.

Возникает критическая традиция - в отношении мифа и предшествующих теорий (Ионийская школа);

Письменность, точные понятия, безличная коммуникация (Гуссерль).

Универсальная модель древней науки: первоначала (стихии), замкнутый Космос, модель «макро-микрокосм».

3. Средние века – обычно средневековая наука трактуется как подтип науки в развитых традиционных (земледельческих) цивилизациях:

- Космос – христианизируется, авторитет Аристотеля и Библии

- более выражена важная идея творения мира по рациональному плану

- в Западной Европе – университеты – новая институциональная форма

 

4. Новоевропейская наука (классический период) – уникальное явление - распространялась заимствованием.

 

- Коперниканская революция, великие географические открытия – идея прогресса, «Новый органон» Ф. Бэкона.

- Галилей – математизация природы, точный эксперимент.

- «Разрушение Космоса» – величайшая революция, снятие границы между «надлунным и подлунным мирами

- Снятие границы между естественным и искусственным, механика – основная наука, только механические причины (у Аристотеля – 4 причины).

 

5. Неклассическая наука – как новый вариант новоевропейской.

- идея развития в естествознании (дарвинизм) и в науках об обществе – 19 в.

- генезис социально-гуманитарных научных дисциплин;

- научная революция рубежа 19-20 вв. – теория относительности, квантовая механика, генетика;

- наука как важнейший социальный институт – индустриальное техногенное общество.

 

Основные типы научной рациональности:

 

1) Классическая рациональность (соответствующая классической науке в двух ее состояниях - додисциплинарном и дисциплинарно организованном); - после научной революции 17 в.

Классический тип научной рациональности, сосредотачивая внимание на объекте, стремится при теоретическом объяснении и описании элиминировать все, что относится к субъекту, средствам и операциям его деятельности. Такая элиминация рассматривается как необходимое условие получения объективно-истинного знания о мире. Цели и ценности науки, определяющие стратегии исследования и способы фрагментации мира, на этом этапе, как и на всех остальных, детерминированы доминирующими в культуре мировоззренческими установками и ценностными ориентациями. Но классическая наука не осмысливает этих детерминаций.

 

 

2) Неклассическая рациональность (соответствующая неклассической науке) – новая глобальная научная революция - конец 19-сер. 20 в.

 

Неклассический тип научной рациональности учитывает связи между знаниями об объекте и характером средств и операций деятельности. Экспликация этих связей рассматривается в качестве условий объективно-истинного описания и объяснения мира. Но связи между внутринаучными и социальными ценностями и целями по-прежнему не являются предметом научной рефлексии, хотя имплицитно они определяют характер знаний (определяют, что именно и каким способом мы выделяем и осмысливаем в мире).

3) Постнеклассическая рациональность – современная эпоха.

 

Постнеклассический тип рациональности расширяет поле рефлексии над деятельностью. Он учитывает соотнесенность получаемых знаний об объекте не только с особенностью средств и операций деятельности, но и с ценностно-целевыми структурами. Причем эксплицируется связь внутринаучных целей с вненаучными, социальными ценностями и целями.

 

Появление каждого нового типа рациональности не отбрасывало предшествующего, а только ограничивало сферу его действия, определяя его применимость только к определенным типам проблем и задач.
Каждый этап характеризуется особым состоянием научной деятельности, направленной на постоянный рост объективно-истинного знания.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.008 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал