Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Понятие занятости и трудоустройства






Проблема занятости трудоспособного населения рассматривается во всем мире как одна из наиболее приоритетных, поскольку она непосредственно связана в первую очередь с перспективами социальной стабильности государства. Вместе с тем сложность и динамизм происходящих изменений требуют детального анализа состояния и тенденций занятости, разработки и принятия адекватных мер по регулированию и обеспечению занятости населения.

Закон о занятости в первой главе " Общие положения" дает определения важнейших понятий в сфере занятости, а также участвующих в этой сфере субъектов.

Под занятостью понимается деятельность граждан, связанная с удовлетворением личных и общественных потребностей, не противоречащая законодательству РФ и приносящая им, как правило, заработок, трудовой доход [3].

При этом гражданам принадлежит исключительное право распоряжаться своими способностями к производительному, творческому труду. Принуждение к труду в какой-либо форме (физической, психологической, нравственной) не допускается, если иное не предусмотрено законом. Как видно из этой статьи, любая деятельность граждан, связанная с удовлетворением личных и общественных потребностей и не противоречащая законодательству, признается легальной занятостью.

Между тем можно предположить, что деятельность граждан, осуществляемая с нарушением действующего законодательства или прямо ему противоречащая, может быть охарактеризована как занятость незаконная или нелегальная [9].

Незанятость граждан не может служить основанием для привлечения их к административной и иной ответственности.

К числу занятых действующее законодательство (ст.2 Закона о занятости) относит следующих граждан:

• работающие по трудовому договору, в том числе выполняющие работу за вознаграждение на условиях полного либо неполного рабочего времени, а также имеющие иную оплачиваемую работу (службу), включая сезонные, временные работы, за исключением общественных работ (кроме граждан, участвующих в общественных работах и указанных в пункте 3 статьи 4 настоящего Закона);

· зарегистрированные в установленном порядке в качестве индивидуальных предпринимателей, а также нотариусы, занимающиеся частной практикой, адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты, и иные лица, чья профессиональная деятельность в соответствии с федеральными законами подлежит государственной регистрации и (или) лицензированию (далее - индивидуальные предприниматели);

· занятые в подсобных промыслах и реализующие продукцию по договорам;

· выполняющие работы по договорам гражданско-правового характера, предметами которых являются выполнение работ и оказание услуг, авторским договорам, а также являющиеся членами производственных кооперативов (артелей);

· избранные, назначенные или утвержденные на оплачиваемую должность;

· проходящие военную службу, альтернативную гражданскую службу, а также службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы;

· проходящие очный курс обучения в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования и других образовательных учреждениях, включая обучение по направлению государственной службы занятости населения (далее - органы службы занятости);

· временно отсутствующие на рабочем месте в связи с нетрудоспособностью, отпуском, переподготовкой, повышением квалификации, приостановкой производства, вызванной забастовкой, призывом на военные сборы, привлечением к мероприятиям, связанным с подготовкой к военной службе (альтернативной гражданской службе), исполнением других государственных обязанностей или иными уважительными причинами;

· являющиеся учредителями (участниками) организаций, за исключением учредителей (участников) общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов, объединений юридических лиц (ассоциаций и союзов), которые не имеют имущественных прав в отношении этих организаций;

· являющиеся членами крестьянского (фермерского) хозяйства [3].

Отнесение этих категорий граждан к занятым означает, что в отношении них государство не осуществляет тех мер социальной защиты и тех видов помощи, которые адресованы незанятым гражданам [16].

К незанятым гражданам относятся:

а) несовершеннолетние нетрудоспособные граждане;

б) пенсионеры;

в) трудоспособные граждане.

Последняя категория населения объединяет как лиц, способных к труду, но не желающих трудиться, так и граждан, ранее работавших и высвобожденных из организаций или прошедших обучение и ищущих работу - безработных. Именно в отношении безработных, в основном, направлена политика государства, содействующая их занятости.

Трудоустройство выступает в качестве важнейшего способа содействия занятости и относится к мероприятиям по активной политике занятости.

Под трудоустройством следует понимать систему организационных, экономических, правовых мер, направленных на обеспечение трудовой занятости населения. О трудоустройстве можно говорить в широком и узком смысле. В первом случае речь идет о части активной политики занятости, обеспечивающей создание условий для развития всех форм трудовой занятости и вовлечение в нее граждан. Во втором случае следует ограничиться только теми специальными мероприятиями, которые осуществляются с целью содействия гражданам в поиске работы, причем преимущественно в форме заключения трудового договора [].

Трудоустраиваемым, по общему правилу, является физическое лицо, которое обращается в орган по трудоустройству с целью получения содействия в подыскании подходящей работы и устройстве на нее. Основную группу трудоустраиваемых составляют граждане РФ. В качестве трудоустраиваемых могут выступать и иностранные граждане, а также лица без гражданства [21]. Вместе с тем законодательство о занятости закрепляет принцип приоритета граждан РФ при занятии вакантных рабочих мест, что выражается в существовании особых правил привлечения иностранной рабочей силы на территории РФ [9].

Трудоустройство осуществляется различными субъектами. Прежде всего это могут быть работодатели - они имеют право принимать на работу граждан, обращающихся к ним. В ряде случаев работодатели обязаны принимать меры к упреждающему трудоустройству работников, подлежащих увольнению из организации.

В этом случае трудоустройство происходит без участия посредников.

В качестве посредников при трудоустройстве могут выступать как государственные органы, так и негосударственные организации.

Государственным органом является федеральная служба по труду и занятости и ее территориальные органы. Негосударственное посредничество может оказываться любыми юридическими лицами, при этом деятельность, связанная с трудоустройством за границей, осуществляется на основании лицензии.

Указанные органы оказывают услуги по содействию в трудоустройстве как незанятым, так и занятым гражданам, желающим сменить место работы или форму занятости. При этом государственные органы услуги оказывают бесплатно, негосударственные, как правило, - на платной основе.

Правоотношения между трудоустраиваемым гражданином и трудоустраивающим органом устанавливаются на основании обращения гражданина в указанный орган в целях получения содействия в поиске походящей работы и устройства на нее. Современная правовая организация трудоустройства в РФ отличается тем, что основная роль отводится органам государственной службы занятости [10].

Процесс трудоустройства проходит две стадии.

Первая стадия - это обращение гражданина в учреждение службы занятости. При этом возникает правоотношение между обращающимся за содействием в поиске работы гражданином и трудоустраивающим органом. Орган трудоустройства обязан зарегистрировать обратившегося с заявлением гражданина, оказать ему содействие в получении подходящей работы или приобретении специальности [15].

Содержание возникшего правоотношения зависит от того, является ли обратившийся за содействием в поиске работы гражданин занятым или нет. В последнем случае учреждения службы занятости обязаны предложить не только имеющиеся варианты трудоустройства, но и при невозможности найти работу зарегистрировать гражданина в качестве безработного, предложить ему варианты профессионального обучения, переобучения или повышения квалификации, а также назначить пособие по безработице и т.д.

Этот этап может быть прекращен по инициативе гражданина в любое время, вместе с тем учреждения службы занятости, как правило, не могут прекратить его по собственной инициативе. Однако цель первой стадии достигается лишь тогда, когда гражданину выдано направление на работу или на профессиональное обучение.

При характеристике предлагаемой работы существенное значение имеет то, что такая работа должна быть подходящей [16].

Подходящей считается работа, в том числе временного характера, которая соответствует:

а) профессиональной пригодности работника с учетом уровня профессиональной подготовки. Уровень профессиональной подготовки определяется наличием профессионального образования, уровнем квалификации (разряд, класс, категория), а также опытом работы по специальности. Подходящей считается работа по любой из имеющихся у гражданина профессий и специальностей, однако предпочтение отдается последней работе;

б) условиям последнего места работы, за исключением оплачиваемых общественных работ (размеру заработка, нормам и правилам по охране труда, режиму работы и т.д.);

в) состоянию здоровья гражданина;

г) транспортной доступности рабочего места.

Оплачиваемая работа, включая работу временного характера и общественные работы, считается подходящей для граждан:

а) впервые ищущих работу (ранее не работавших) и при этом не имеющих профессии (специальности);

б) уволенных более одного раза в течение одного года, предшествовавшего началу безработицы, за нарушение трудовой дисциплины или иные виновные действия, предусмотренные законодательством РФ;

в) прекративших индивидуальную предпринимательскую деятельность в установленном законодательством РФ порядке;

г) стремящихся возобновить трудовую деятельность после длительного (более одного года) перерыва, а также направленных органами службы занятости на обучение и отчисленных за виновные действия;

д) отказавшихся повысить (восстановить) квалификацию по имеющейся профессии (специальности), получить смежную профессию или пройти переподготовку после окончания первого периода выплаты пособия по безработице;

е) состоящих на учете в органах службы занятости более 18 месяцев, а также более трех лет не работавших;

ж) обратившихся в органы занятости после окончания сезонных работ.

Подходящей не может считаться работа, если:

а) она связана с переменой места жительства без согласия гражданина;

б) условия труда не соответствуют правилам и нормам по охране труда;

в) предлагаемый заработок ниже среднего заработка гражданина, исчисленного за последние три месяца по последнему месту работы [3].

Данное положение не распространяется на граждан, среднемесячный заработок которых превышал величину прожиточного минимума трудоспособного населения, исчисленного в субъекте РФ. В этом случае подходящей не может считаться работа, если предлагаемый заработок ниже величины прожиточного минимума.

Вторая стадия трудоустройства - это заключение трудового договора с работодателем (либо поступление на учебу по направлению учреждения службы занятости). Следует иметь в виду, что направление учреждения службы занятости не является обязательным ни для гражданина, ни для работодателя. Поэтому вторая стадия трудоустройства имеет место лишь тогда, когда направленный учреждением службы занятости гражданин реально обратился в ту организацию, куда он был направлен. При таком обращении возникает правоотношение между гражданином и работодателем, которое регламентируется нормами трудового законодательства [18].

Правовая организация трудоустройства с участием государственной службы занятости характеризуется особенностями, присущими для трудоустройства отдельных категорий граждан. Последние объединены понятием " граждане, испытывающие трудности в поиске работы":

а) инвалидов;

б) лиц, освобожденных из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы;

в) несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет;

г) лиц предпенсионного возраста (за два года до наступления возраста, дающего право выхода на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочно, назначаемую трудовую пенсию по старости);

д) беженцев и вынужденных переселенцев;

е) граждан, уволенных с военной службы и членов их семей;

ж) одиноких и многодетных родителей, воспитывающих несовершеннолетних детей, детей-инвалидов;

з) граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие Чернобыльской и других радиационных аварий и катастроф;

и) граждан в возрасте от 18 до 20 лет из числа выпускников учреждений начального и среднего профессионального образования, ищущих работу впервые [3].

Для этих категорий установлены дополнительные гарантии путем создания специализированных рабочих мест или организаций, установления квоты для приема на работу, предоставления услуг по профессиональной ориентации, а также путем обучения по специальным программам и другими мерами. Среди этих мер особое место занимает квотирование рабочих мест. Квота представляет собой минимальное число рабочих мест для граждан, испытывающих трудности в поиске работы, которых работодатель обязан трудоустроить. Это количество может определяться в процентном отношении к среднесписочному составу работников организации или в абсолютных единицах.

Квоты, сроки их действия, круг организаций, для которых они устанавливаются, круг лиц, имеющих право быть принятыми на работу в счет этих квот, устанавливаются по представлению территориальных органов службы занятости органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления с учетом ситуации на рынке труда и требований законодательства.

Такие квоты устанавливаются для лиц, нуждающихся в особой социальной защите и прежде всего имеющих ограничения в трудоспособности. Численность работников в которых составляет более 100 человек, устанавливается квота для приема на работу инвалидов в процентах к среднесписочной численности работников (но не менее 2 и не более 4 %). Выполнение таких квот обеспечивается экономическими санкциями. Так, в случае невыполнения установленной квоты для приема на работу инвалидов, работодатели ежемесячно должны перечислять в бюджеты субъекта Федерации обязательную плату за каждого нетрудоустроенного инвалида в пределах установленной квоты [21].

Акт направления на работу, принятый органом трудоустройства, имеет двоякую юридическую силу: в одних случаях он рекомендует (но не обязывает) принять гражданина на работу, в других (прямо предусмотренных законом) - порождает обязанность работодателя заключить с трудоустраиваемым трудовой договор (контракт). Отказ в приеме на работу и на профессиональное обучение лиц, направленных в счет квоты, может быть обжалован в судебном порядке.

При отказе в приеме на работу заключивших договоры выпускников вузов, средних специальных и профессионально-технических учебных заведений работодатель обязан производить целевые финансовые отчисления в фонд занятости в размере среднего заработка работника данной категории за год. Неисполнение этой обязанности может повлечь для работодателя привлечение к административной ответственности в виде штрафа, налагаемого в судебном порядке [10].

Притязания гражданина на трудоустройство не могут быть конкретными в отношении места будущей работы, поскольку орган трудоустройства не берет на себя обязательств по устройству на работу в определенную организацию. Его задача - подыскать работу, подходящую главным образом по специальности и квалификации с учетом способностей гражданина [13].


 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.01 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал