Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Права граждан в сфере содействия занятости






Основные права граждан в сфере труда и занятости закрепляются в Конституции РФ. В частности, каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию, а также право на защиту от безработицы [1]. В других статьях Конституции РФ конкретизируются иные возможности в сфере занятости (право граждан трудиться в качестве государственного служащего [1]; право каждого на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности [1].

Реализуется право гражданина на выбор места работы путем:

· прямого обращения к работодателю;

· бесплатного посредничества органа государственной службы занятости;

· обращения в частные организации по трудоустройству граждан.

В статье 64 ТК РФ провозглашаются гарантии гражданам, обратившимся к работодателю с предложением о трудоустройстве [2]. Предоставляемые им гарантии основаны на положениях ст. 19 и 37 Конституции РФ:

1. Все равны перед законом и судом.

2. Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места

жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также от других обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности.

3. Мужчина и женщина имеют равные права и свободы и равные возможности для их реализации (ст. 19 Конституции РФ).

4. Труд свободен. Каждый имеет право распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию (ч.1 ст.37 Конституции РФ) [1].

Каждый имеет равные возможности для реализации своих трудовых прав. Никто не может быть ограничен в трудовых правах и свободах или получать какие-либо преимущества независимо от пола, расы, цвета кожи, национальности, языка, происхождения, имущественного, семейного, социального и должностного положения, возраста, места жительства, отношения к религии, политических убеждений, принадлежности или непринадлежности к общественным объединениям, а также от других обстоятельств, не связанных с деловыми качествами работника (ч.1 и 2 ст.3 ТК РФ).

Как следует из приведенного текста, работник может быть ограничен в трудовых правах и свободах или получать какие-либо преимущества по отношению к другим работникам только в зависимости от обстоятельств, связанных с его деловыми качествами. В свою очередь, предоставление работнику преимуществ по обстоятельствам, связанным с его деловыми качествами, по отношению к другим работникам не является дискриминацией последних.

Частью 3 ст.3 ТК РФ установлено, что не являются дискриминацией установление различий, исключений, предпочтений, а также ограничение прав работников, которые определяются свойственными данному виду труда требованиями, установленными федеральным законом, либо обусловлены особой заботой государства о лицах, нуждающихся в повышенной социальной защите.

Итак, согласно ст.3 ТК РФ не являются дискриминацией:

· ограничение в трудовых правах и свободах или предоставление преимуществ в зависимости от обстоятельств, связанных с деловыми качествами работника. Например, расторжение трудового договора с работником согласно п.3 ч.1 ст.81 ТК РФ в связи с его несоответствием занимаемой должности или выполняемой работе вследствие недостаточной квалификации, подтвержденной результатами аттестации;

· установление различий, исключений, предпочтений, а также ограничение прав работников, которые определяются свойственными данному виду труда требованиями, установленными федеральным законом.

К таким ограничениям относятся, например, те, которые предусмотрены в отношении граждан, поступающих на государственную гражданскую службу. Согласно Федеральному закону № 79-ФЗ " О государственной гражданской службе Российской Федерации" не могут быть приняты и находиться на государственной гражданской службе, в частности, граждане в случае:

· наличия заболевания, препятствующего поступлению на гражданскую службу или ее прохождению;

· близкого родства или свойства (родители, супруги, дети, братья, сестры, родители и дети супругов) с гражданским служащим, если замещение должности гражданской службы связано с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому;

· выхода из гражданства Российской Федерации или приобретение гражданства другого государства;

· непредставления установленных настоящим Федеральным законом сведений или представления заведомо ложных сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера;

· установление различий, исключений, предпочтений, а также ограничение прав работников, которые обусловлены особой заботой государства о лицах, нуждающихся в повышенной социальной и правовой защите. Здесь речь идет в первую очередь об инвалидах.

Обратимся к ст.64 ТК РФ, которой установлены гарантии гражданам при заключении трудового договора. Эти гарантии призваны защитить права и свободы гражданина при обращении к работодателю по поводу своего трудоустройства от дискриминации по мотивам, приведенным в ст.3 ТК РФ и повторенной с некоторыми сокращениями в ст.64 ТК РФ.

Установленные статьей 64 ТК РФ гарантии декларируются в виде запрета работодателю отказывать гражданам в трудоустройстве по указанным в ней мотивам. Согласно ст.64 ТК РФ запрещается необоснованный отказ в заключении трудового договора [2].

Согласно ст.56 ТК РФ трудовой договор - это соглашение между работодателем и работником, которое возлагает на них определенные обязанности по отношению друг к другу [2].

Работодатель обязуется:

· предоставить работнику работу по обусловленной трудовой функции (согласно ст.15 ТК РФ трудовая функция - работа по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретного вида поручаемой работнику работы);

· обеспечить условия труда, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами и данным соглашением (обязанности работодателя по обеспечению безопасных условий и охраны труда приводятся в ст.212 ТК РФ);

· своевременно и в полном объеме выплачивать работнику заработную плату.

Работник, в свою очередь, обязуется:

· лично выполнять определенную этим соглашением трудовую функцию;

· соблюдать правила внутреннего трудового распорядка, действующие у данного работодателя.

В результате заключения в соответствии с ТК РФ трудового договора между его сторонами возникают трудовые отношения (ст.15 ТК РФ), т.е. отношения, основанные на соглашении (трудовом договоре) между работником и работодателем о личном выполнении за плату трудовой функции, подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором.

Вступать в трудовые отношения в качестве работников имеют право лица, достигшие возраста шестнадцати лет, а в случаях и порядке, которые установлены ТК РФ, - также лица, не достигшие указанного возраста (см. ст.63 " Возраст, с которого допускается заключение трудового договора" ТК РФ). Запрещается применение труда лиц в возрасте до восемнадцати лет на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, на подземных работах, а также на работах, выполнение которых может причинить вред их здоровью и нравственному развитию (игорный бизнес, работа в ночных кабаре и клубах, производство, перевозка и торговля спиртными напитками, табачными изделиями, наркотическими и токсическими препаратами) (ст.265 ТК РФ).

Статьей 253 ТК РФ ограничивается применение труда женщин на тяжелых работах и работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на подземных работах, за исключением нефизических работ или работ по санитарному и бытовому обслуживанию.

Запрещается применение труда женщин на работах, связанных с подъемом и перемещением вручную тяжестей, превышающих предельно допустимые нормы.

Запрещается отказывать в заключении трудового договора женщинам по мотивам, связанным с беременностью или наличием детей.

Запрещается отказывать в заключении трудового договора работникам, приглашенным в письменной форме на работу в порядке перевода от другого работодателя, в течение одного месяца со дня увольнения с прежнего места работы.

Работодатель имеет право заключать, изменять и расторгать трудовые договоры с работниками в порядке и на условиях, которые установлены ТК РФ, иными федеральными законами (абз.2 ч.1 ст.22 ТК РФ).

По требованию лица, которому отказано в заключении трудового договора, работодатель обязан сообщить причину отказа в письменной форме.

Отказ в заключении трудового договора может быть обжалован в суд.

В Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности (ст.8 Конституции РФ).

Каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности (ч.1 ст.34 Конституции РФ).

Право частной собственности охраняется законом.

Каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами (ч.1 и 2 ст.35 Конституции РФ).

Закон о занятости закрепляет право каждого на полную, продуктивную и свободно избранную занятость. Международно-правовые акты конкретизируют содержание данного права. Так, в соответствии с Конвенцией МОТ № 122 " О политике в области занятости" (1966 г.) данная политика имеет целью обеспечение того, чтобы имелась работа для всех, кто готов приступить к работе и ищет ее (содействие полной занятости), чтобы такая работы была как можно более продуктивной (продуктивная занятость).

Свободная же занятость предполагает существование свободы выбора занятости и самые широкие возможности для каждого трудящегося в переподготовке и использовании своих навыков и способностей для выполнения работы, к которой он пригоден, независимо от расы, цвета кожи, пола, религии, политических взглядов, иностранного или социального происхождения.

Граждане имеют право на выбор места работы путем прямого обращения к работодателю, или путем бесплатного посредничества органов службы занятости, или с помощью других организаций по содействию в трудоустройстве населения. Таким образом определяется основа правовой организации трудоустройства в Российской Федерации.

Закон о занятости закрепляет также право граждан на консультацию, профессиональную ориентацию, профессиональную подготовку, переподготовку, повышение квалификации и получение информации в органах службы занятости.

В частности, граждане имеют право на бесплатную консультацию и бесплатное получение информации в органах службы занятости в целях выбора сферы деятельности, трудоустройства, возможности профессионального обучения (ст.9). Несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет также имеют право на бесплатную консультацию и бесплатное получение информации в органах службы занятости в целях выбора профессии и возможности получения профессионального обучения.

В п.2 ст.9 речь идет только о безработных гражданах, т.е. о тех, которые в установленном порядке зарегистрированы в органах службы занятости в качестве безработных.

Эти граждане имеют право на предоставление им услуг в соответствии с п.1 комментируемой статьи. Кроме того, они имеют право на бесплатное получение услуг по психологической поддержке, бесплатную профессиональную подготовку, переподготовку или повышение квалификации в соответствующих учебных организациях по направлению органов службы занятости. Услуга по психологической поддержке оказывается безработным гражданам в порядке, установленном " Административным регламентом предоставления государственной услуги по психологической поддержке безработных граждан" (далее - Регламент), утвержденным приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 27 ноября 2007 г. № 726.

Государственную услугу оказывают органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие переданные полномочия Российской Федерации в области содействия занятости населения, и государственные учреждения службы занятости населения

Граждане имеют право на самостоятельный поиск работы и трудоустройство за пределами территории Российской Федерации, что в Законе о занятости сформулировано как право граждан на профессиональную деятельность за пределами территории Российской Федерации (ст.10). Это право базируется на положениях п.2 статьи 27 Конституции РФ, согласно которому каждый может свободно выезжать за пределы Российской Федерации, а гражданин Российской Федерации имеет право беспрепятственно возвращаться в Российскую Федерацию.

С точки зрения выбора наиболее благоприятных условий трудовой деятельности и гарантий их соблюдения со стороны работодателей предпочтительными являются страны-члены Международной организации труда (МОТ), ратифицировавшие ее конвенции, провозгласившие права работников-мигрантов.

Основные права работников-мигрантов отражены в Конвенциях МОТ: N 97 " О трудящихся-мигрантах (1949 г.); N 118 " О равноправии граждан страны, иностранцев и лиц без гражданства в области социального обеспечения" (1962 г.); N 143 " О злоупотреблениях в области миграции и об обеспечении трудящимся-мигрантам равенства возможностей и обращения" (1975 г.); N 157 " Об установлении международной системы сохранения прав в области социального обеспечения" (1982 г.), а также в Международной конвенции ООН " О защите прав всех трудящихся-мигрантов и членов их семей" (1990 г.).

Поэтому гражданам, решившим стать работниками-мигрантами, целесообразно найти себе работу в стране, являющейся членом МОТ, ратифицировавшей указанные конвенции. Тогда можно будет въехать в страну вполне легально и работать в ней в условиях защиты прав работников, основанных на нормах международного права, признанных в этой стране. Тем не менее, необходимо предварительно ознакомиться с законодательством страны об условиях трудовой деятельности работников-мигрантов: они могут в какой-то степени отличаться от прав работников-мигрантов, провозглашенных конвенциями МОТ.

Следует также иметь в виду, что наиболее благоприятные и надежные условия и гарантии предоставляются, как правило, работнику при заключении с работодателем индивидуального контракта. Составленный на основе международных правовых норм такой контракт практически исключает какую-либо дискриминацию работника-мигранта.

Контракт всегда заключается в письменной форме. В него включают обязательные условия, без которых контракт не считается заключенным, и дополнительные или факультативные условия, включение которых в контракт зависит от воли его сторон. Контракт составляется как минимум в двух экземплярах, один из которых хранится у работодателя, другой - у работника. Целесообразно, чтобы контракт прошел аттестацию в официальных органах страны происхождения работника-мигранта и (или) страны въезда. Условия контракта могут быть изменены только по соглашению его сторон.

Настоящий контракт не может быть расторгнут в одностороннем порядке до истечения согласованного срока, за исключением случаев и в соответствии с процедурой, предусмотренных законодательством принимающей страны о досрочном прекращении контрактов с учетом положений относительно государственной безопасности или политики.

В случае, если трудовые отношения между предпринимателем и работником продолжаются после истечения согласованного периода, подразумевается, что контракт действителен в течение неопределенного периода, если конкретный срок продления не был в нем указан.

Любые споры между предпринимателем и работником относительно выполнения условий контракта регулируются в соответствии с законодательством принимающей страны и/или международными соглашениями и конвенциями, применимыми к этим спорам, и с индивидуальными или коллективными процедурами по заслушиванию жалоб и урегулированию споров.

Хотя занятость мигрантов по трудовым контрактам ограничена небольшими сроками, нормативные акты, принятые МОТ в 1982 г., предусматривают, что трудовые отношения с трудящимися не прекращаются, если только не имеется законных оснований для такого прекращения (Конвенция МОТ N 158).

Граждане вправе обжаловать решения, действия или бездействие органов службы занятости и их должностных лиц в вышестоящий орган службы занятости, а также в суд в порядке, установленном законодательством РФ.

Согласно ст.11 Закона о занятости граждане вправе обжаловать решения, действия или бездействие органов службы занятости и их должностных лиц в вышестоящий орган службы занятости, а также в суд в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Это установление, по нашему мнению, ограничивает конституционное право граждан на обращение в органы государственной власти и органы местного самоуправления.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.009 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал