Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Применение права как особая форма реализации.
Применение права – это властная деятельность компетентных органов и лиц по подготовке и применению индивидуального решения по юридическому делу на основе юридических фактов и конкретных правовых норм. Субъектами правоприменительной деятельности являются специально уполномоченные государственные органы, либо должностные лица: органы государственной власти, органы государственного управления, органы правосудия, контрольно-надзорные органы, органы местного самоуправления, их должностные лица. Стадии правоприменительного процесса: 1. Установление фактических обстоятельств дела (предварительная стадия): сбор фактов, имеющих значение для вынесения решения по делу. Они должны быть достоверными, полными и относимыми к делу. 2. Юридическая оценка фактических обстоятельств (юридическая квалификация): выбор и анализ нормы права, рассчитанной на установленные фактические обстоятельства. 3. Вынесение субъектами правоприменения правоприменительного акта (решения по делу), в котором фиксируются юридические последствия для конкретных лиц. Таким образом, правоприменение как особая форма реализации права осуществляется только от имени государства и состоит из нескольких последовательных стадий.
28. Акты применения права: понятие, признаки, классификация. Акт применения права (правоприменительный акт) – это официальный документ компетентного государственного органа или должностного лица, изданный на основе норм права и содержащий индивидуальное государственно-властное предписание по конкретному делу. Акт применения права является юридическим фактом, т.е. сам порождает субъективные права и юридические обязанности; имеет реквизиты документа (дату и место издания, наименование правоприменительного органа или должностного лица, лицо, которому он адресован, подпись ответственного лица). Акты применения права обладают следующими признаками: 1. Принимаются компетентными органами или должностными лицами в строгом соответствии с законом; 2. Обладают государственно-властным характером и охраняются принудительной силой государства; 3. Носят индивидуальный характер; 4. Имеют установленную законом форму и точное наименование. Структура акта применения права всегда имеет четыре части: - вводную: содержит наименование правоприменительного акта (приказ, постановление, приговор и др.); - описательную: перечисляются и описываются все существенные признаки поведения и фактические обстоятельства, относящиеся к делу (место, время, способ, орудия совершения преступления и т.д.); - мотивировочную (ссылка на норму права и мотивирование выбора именно этой нормы); - резолютивную (назначение вида и меры наказания). Классифицируют акты применения права следующим образом: 1. По форме внешнего выражения: - акты-документы (приговоры, приказы, решения и др.); - акты-действия (словесные – устные распоряжения начальника; конклюдентные – жесты регулировщика). 2. По субъектам, применяющим нормы права: - акты представительных органов; - акты исполнительных органов; - акты правоохранительных органов; - акты государственного контроля (налоговой инспекции и др.); - акты органов местного самоуправления. 3. По функциональному признаку: - акты-регламентаторы; - правоприменительные акты. 4. По предмету правового регулирования: - конституционно-правовые; - административно-правовые; - уголовно-правовые; - акты применения материального и процессуального права. Таким образом, акт применения права является разновидностью правовых актов, имеет свои отличительные признаки, формы, структуру и виды.
|