![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Система нормативных правовых актов в России.
Нормативный правовой акт (НПА) – это официальный юридический документ, созданный компетентными органами государственной власти, который содержит общеобязательные юридические нормы (правила поведения). Нормативный правовой акт является основным источником права в романо-германской правовой системе. Виды нормативно-правовых актов: 1. Законы – это нормативно-правовые акты, обладающие высшей юридической силой, принятые в особом порядке высшими представительными органами государственной власти или непосредственно народом на референдуме и регулирующие наиболее важные общественные отношения. Виды законов: А) на федеральном уровне: - конституции – основные законы государств, обладающие высшей юридической силой, принятые по самой сложной законодательной процедуре, существующей в государстве; - федеральные конституционные (органические) законы (ФКЗ) – детализируют положения конституции (например, ФКЗ «О судебной системе РФ»); - федеральные законы, в том числе кодексы и модельные законы. Б) на уровне субъекта федерации: - основные законы – конституции в республиках и уставы в иных субъектах России; - текущие законы – (Закон КО «Об административной ответственности в Кировской области»). В унитарном государстве законы принимаются только на одном – общегосударственном уровне. Кодексы являются основными источниками в определённой отрасли права, которым не могут противоречить другие законы – источники данной отрасли. Модельные законы носят рекомендательный характер, принимаются чаще всего на федеральном уровне как образцы для принятия подобных законов субъектами федерации. 2. Подзаконные нормативно-правовые акты – нормативные акты, изданные компетентными органами и должностными лицами на основе и во исполнение законов: - акты главы государства и высших должностных лиц субъектов Российской Федерации (Указы); - акты правительств (постановления); - акты министерств и ведомств (инструкции, приказы); - акты органов местного самоуправления (постановления, распоряжения). * Локальные нормативные акты также можно считать правовыми, хотя некоторые учёные склонны относить их к разновидностям корпоративных норм (уставы юридических лиц, коллективные договоры на предприятии, должностные инструкции, положения). ? 16. Понятие, признаки и виды законов. Законы – это нормативно-правовые акты, обладающие высшей юридической силой, принятые в особом порядке высшими представительными органами государственной власти или непосредственно народом на референдуме и регулирующие наиболее важные общественные отношения. Виды законов: А) на федеральном уровне: - конституции – основные законы государств, обладающие высшей юридической силой, принятые по самой сложной законодательной процедуре, существующей в государстве; - федеральные конституционные (органические) законы (ФКЗ) – детализируют положения конституции (например, ФКЗ «О судебной системе РФ»); - федеральные законы, в том числе кодексы и модельные законы. Б) на уровне субъекта федерации: - основные законы – конституции в республиках и уставы в иных субъектах России; - текущие законы – (Закон КО «Об административной ответственности в Кировской области»). В унитарном государстве законы принимаются только на одном – общегосударственном уровне. Кодексы являются основными источниками в определённой отрасли права, которым не могут противоречить другие законы – источники данной отрасли. Модельные законы носят рекомендательный характер, принимаются чаще всего на федеральном уровне как образцы для принятия подобных законов субъектами федерации.
? 17. Понятие, признаки и виды подзаконных нормативных актов. Подзаконные нормативно-правовые акты – нормативные акты, изданные компетентными органами и должностными лицами на основе и во исполнение законов: - акты главы государства и высших должностных лиц субъектов Российской Федерации (Указы); - акты правительств (постановления); - акты министерств и ведомств (инструкции, приказы); - акты органов местного самоуправления (постановления, распоряжения). * Локальные нормативные акты также можно считать правовыми, хотя некоторые учёные склонны относить их к разновидностям корпоративных норм (уставы юридических лиц, коллективные договоры на предприятии, должностные инструкции, положения).
18. Правотворческий процесс: понятие и стадии. Правотворчество – организационно оформленная процедурная деятель-ность государственных органов, должностных лиц, органов МСУ по созданию правовых норм или по признанию сложившихся в обществе правил поведения. Выделяют следующие принципы правотворчества: - законности; - демократизма; - научности; - системности. Правотворческий процесс – деятельность по принятию норм права и их санкционированию. Правотворчество – длящийся во времени процесс, поэтому выделяют стадии, для которых характерны свои процедуры. Трубецкой в «Энциклопедии права» отмечает: «независимое от формы и типа государства правотворчество включает в себя правотворческий почин, рассмотрение и принятие правового акта, подписание и обнародование. В современной литературе выделяют следующие стадии правотворческого процесса: 1) изучение, анализ общественных явлений, выявление потребностей правового регулирования; 2) определение вида органа, субъектов, правомочных принять правовое решение, определение вида правового акта; 3) принятие решения о подготовке правового акта; 4) разработка концепции правового акта; 5) подготовка проекта правового акта разработчиками; 6) предварительное рассмотрение правового акта; 7) общественное обсуждение проекта правового акта; 8) официальное рассмотрение проекта правового акта с соблюдением процедуры; 9) принятие, оформление, подписание, опубликование правового акта.
|