Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Диалектика Гераклита и атомизм Демокрита.
Гераклит Эфесский(520-460гг до н.э)-философ, основатель диалектики-учения о всебщеем развитии и движения: «Все движется, всё течет, нельзя войти в одну и ту же реку дважды».Мир-вечное колыхание огня.Мир изменчив, все в мире развивается через борьбу противоположностей, одно и то же противоречит самому себе: «Дорого вверх и дорога вниз-эта та же самая дорога». Во вспышках мирового огня есть закон, который правит миром-ЛОГОС(цикличность порядка мироздания).Душа человека-огнелогос(нечто упорядоченное), сухая-мудрая, влажная бузумная.Назначенте-постичь логос и через него истину. Демокрит-философ, основатель атомизма-учения об атомном строении мира.Мир состоит из атомов(бфтие-существует)и пустоты(небытие-не существует); атомы движутся в пустоте и соединяются в вещи и миры; тела-это колебания атомов. Атомы отличаются формой, положением и величиной, атомов бесконечное множество. 2. Учение З.Фрейда о бессознательном («Я», «Оно», «Сверх Я»). Либидо. Сублимация. «Эдипов Комплекс». З.ФРЕЙД (1856-1939гг)- основатель философии психоанализа. Австрийский философ, невропатолог, психиатр. Совершил переворот в философии. Сначала изучал медицинские науки. Впервые обратил внимание на внутренний мир человека. Стержень философского учения о бессознательном. Пришел к выводу, что человеческая психика имеет 3 компонента: 1. бессознательное (Оно)это жизненные инстинкты и желания.основной инстинкт- Либидо(секс, половое влечение) 2. сознательное (Я, Эго), 3. сверхсознательное (сверх Я, супер-Эго).это мораль, соц. Нормы, запреты ОНО главный элемент психики, проявляется через оговорки, описки, в одежде и причёске.в работе «Толкование снов» фрейд говорит что ОНО выступает как Я. Когда ОНО действует на Я, то сверх-Я осуществляет вытеснение- «сублимация» это процесс вытеснения инстинкта Либидо в сферу творчества.он уверждает что у всех гение искусства были психические или сексуальные отклонения. Фрейд считал причиной всех психических заболеваний забытые сексуальные переживания детства. Сексуальность у человека возникает сразу после рождения. 3-и стадии детской сексуальности: · оральная (получение удовольствия от сосания груди), · садистко-анальная (удовольствие от опорожнения), · фалестическая (заострения внимания на половых органах).высшая ступеньФрейд считает что именно на ней фозникают неврозы которые потом проявляются во взрослой жизни «Эдипов комплекс»- его сущность в том, что сын испытывает бессознательное сексуальное влечение к матери, и одновременно уважение и ненависть к отцу как к сопернику.(с 3 до 7 лет) при нормальном его течении у реёнка формируется мужской характер без прояввления неврозов. «комплекс Электры» - это аналогичная ситуация с влечением девочки к отцу и чувством ненависти к метери. «Религия - форма массового психоза» считал Фрейд. Он материалист. Умер Фрейд от рака гортани путём эвтаназии.
БИЛЕТ№8 1. Философия Сократа. Сократические школы (киники, киренаики) Сократ из Афин 5 век. Отец - ремесленник, мать – повитуха (акушерка). Не стремился к активной общественной жизни. Не считал себя " мудрым", а только философом - любящим мудрость. Т.к. не был аристократом ходил без обуви, не мог получить образование, поэтому не умел ни читать, ни писать. Но именно он создал самую знаменитую философскую школы – Афинская школа. Его философия дошла до нас в трудах его великих учеников. Сократ совершил в философии революцию. Главная проблема фиолософии – человек. Философия для Сократа – это учение о том, как жить человеку. Сущность человека – душа (совесть). Сократ отождествляет добродетель с сознанием. Зло – результат невежества. Сократ основоположник Майевтики (греч. Акушерство) – философский метод, помогающий через иронию и противоречия родиться новому знанию. «Я знаю, что я ничего не знаю» Говорил, что существует 1 Бог – знание, 1 демон – невежество. За это его недруги сфабриковали суд на Сократом, обвинив его в богохульстве Сократ был приговорен к смерти, выпил чашу с ядом После смерти образовались Сократические школы - Киники (от греч «собачья жизнь») Основоположник Антисфен, проповедовали гармонию человека и природы, отказ от материальных благ. «Нищета высшая нравственность». Стержень их философии – свобода «Человек должен быть нищим и свободным». Идеи Кинизма воплотил в жизнь Диоген Синопский, который жил в бочке на территории храма - Киренаики (возник в г.Кирены) Основоположник Аристипп. В отличие от киников, киренаики проповедовали идеи наслаждения, удовольствия. «Добро – наслаждение, зло – страдание». Сократические школы рассматривали проблему человека и смысл его существования. 2. Сенсуализм Джона Локка Джона Локк- сенсуалист и эмпирист, врач, политик, экономист. Выступил против Декарта («учение о врожденных идеях»). Считал, что сознание новорожденного чистая доска и только опыт формирует человека и не просто опыт, чувственный опыт. Чувства у Локка источник знаний «В разуме нет ничего, чего бы не было в чувствах. Разум необходим человеку, чтобы систематизировать чувства».Учения о первичных качествах и вторичных: 1)первичные-плотность, протяженность, форма, количество, движение или покой-объективны, поскольку присущи самой вещи; 2)вторичные-вкус, цвет, запах-представляют собой комбинацию первичных и субъективны поскольку зависят от человеческого восприяия.Создатель этики утилитаризма-добро и зло являются лишь соответствие либо расхождением наших поступков с неким законом.Добрый поступок-полезный поступок.Общество и государство рождаются на основе естественного права, согласно которому все люди равны и независимы.
БИЛЕТ№9 2. 1. Онтология Платона. Учение о Душе, гносеология. Философия Аристотеля. Платон (5-4 в до н.э.) поставил все основные философские проблемы. После смерти Сократа Платон организовал свою философскую школу и назвал ее Академия (в честь спонсора Академа) Бытие у Платона множественно – это идеи (эйдосы) Платон основоположник идеализма. Он разделяет мир идей (общих понятий), мир теней (вещей). Без идей не было бы конкретных вещей. 1.Платон создатель учения о Боге – творце мира 2.Платон создатель учения о мыслящей душе После смерти человека душа оказывается в мире идей. Человек мыслит благодаря тому, что душа припоминает то, что она совершала в мире идей «душа мыслящая» Душа имеет 3 части: -разумная (мудрость) -волевая (мужество) -чувственная (уверенность) Платон работал во всех отраслях философии. Современный американский философ сказал: «вся философия после Платона – это лишь дополнение к его философии» Учеником Платона был Аристотель (4 в до н.э.) По образованию медик. Сын придворного врача Македонских царей. С 18 до 38 лет учился у Платона. После обучения в академии стал воспитателем царевича А.Македонского. главный труд – метафизика. Аристотель утверждал, что мир идей существует, но идеи содержатся в самих вещах. «Платон мне друг, но истина дороже». По Аристотелю вещь = материя+форма. Бог творит из материи мир посредством идей. Бог – «форма всех форма, вместилище всех чувств» 3 вида души: 1.вегетативная (растение) 3.чувственная (животные) 4.разумная (человек) Человек по Аристотелю – это «политическое животное», т.е. человек становится человеком только в обществе. Аристотель основоположник науки – логики. 3. 2. Истина и Заблуждение. В гносеологии есть множество теорий истины. 1. Теория объективной истины 2. Теория субъективной истины Теория субъективной истины сформулирована Карлом Марксом. Истина – адекватное отражение действительности в сознании познающего субъекта => ряд характеристик истины: объективность, конкретность (учитываются все условия), историчность (то, что для одной эпохи истина, для другой нет). Существует 2 понимая истины: Относительная - ограниченно-верное знание о чем либо.(земля- шар) Абсолютная - то, что не опровергнуто последующим развитием науки и постоянно подтверждается жизнью. Истина всегда рядом с заблуждением. Заблуждение - это знание, которое не соответствует реальности, но принимается как истина в силу обстоятельств. Источник заблуждения- предубеждение, несовершенство методов, низкий уровень интеллекта. Критерий истинности - практика, эксперимент, опыт. В философии существует множество теорий проверки истинности. Теория субъективной истины- характерна для постклассической философии. Истина- это понимание и объяснение мира субъекта. Субъект сам творит истину, сколько людей столько и истин. Корреспондентная теория истины- соответствие мыслей действительности. Теория прагматичной истины- истина то, что полезно.
БИЛЕТ№10
|