Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Диалектика Гераклита и атомизм Демокрита.






Гераклит Эфесский(520-460гг до н.э)-философ, основатель диалектики-учения о всебщеем развитии и движения: «Все движется, всё течет, нельзя войти в одну и ту же реку дважды».Мир-вечное колыхание огня.Мир изменчив, все в мире развивается через борьбу противоположностей, одно и то же противоречит самому себе: «Дорого вверх и дорога вниз-эта та же самая дорога». Во вспышках мирового огня есть закон, который правит миром-ЛОГОС(цикличность порядка мироздания).Душа человека-огнелогос(нечто упорядоченное), сухая-мудрая, влажная бузумная.Назначенте-постичь логос и через него истину.

Демокрит-философ, основатель атомизма-учения об атомном строении мира.Мир состоит из атомов(бфтие-существует)и пустоты(небытие-не существует); атомы движутся в пустоте и соединяются в вещи и миры; тела-это колебания атомов. Атомы отличаются формой, положением и величиной, атомов бесконечное множество.

2. Учение З.Фрейда о бессознательном («Я», «Оно», «Сверх Я»). Либидо. Сублимация. «Эдипов Комплекс».

З.ФРЕЙД (1856-1939гг)- основатель философии психоанализа. Австрийский философ, невропатолог, психиатр. Совершил переворот в философии. Сначала изучал медицинские науки. Впервые обратил внимание на внутренний мир человека. Стержень философского учения о бессознательном. Пришел к выводу, что человеческая психика имеет

3 компонента:

1. бессознательное (Оно)это жизненные инстинкты и желания.основной инстинкт- Либидо(секс, половое влечение)

2. сознательное (Я, Эго),

3. сверхсознательное (сверх Я, супер-Эго).это мораль, соц. Нормы, запреты

ОНО главный элемент психики, проявляется через оговорки, описки, в одежде и причёске.в работе «Толкование снов» фрейд говорит что ОНО выступает как Я.

Когда ОНО действует на Я, то сверх-Я осуществляет вытеснение- «сублимация» это процесс вытеснения инстинкта Либидо в сферу творчества.он уверждает что у всех гение искусства были психические или сексуальные отклонения.

Фрейд считал причиной всех психических заболеваний забытые сексуальные переживания детства.

Сексуальность у человека возникает сразу после рождения.

3-и стадии детской сексуальности:

· оральная (получение удовольствия от сосания груди),

· садистко-анальная (удовольствие от опорожнения),

· фалестическая (заострения внимания на половых органах).высшая ступеньФрейд считает что именно на ней фозникают неврозы которые потом проявляются во взрослой жизни

«Эдипов комплекс»- его сущность в том, что сын испытывает бессознательное сексуальное влечение к матери, и одновременно уважение и ненависть к отцу как к сопернику.(с 3 до 7 лет) при нормальном его течении у реёнка формируется мужской характер без прояввления неврозов.

«комплекс Электры» - это аналогичная ситуация с влечением девочки к отцу и чувством ненависти к метери.

«Религия - форма массового психоза» считал Фрейд. Он материалист.

Умер Фрейд от рака гортани путём эвтаназии.

 

 

БИЛЕТ№8

1. Философия Сократа. Сократические школы (киники, киренаики)

Сократ из Афин 5 век. Отец - ремесленник, мать – повитуха (акушерка). Не стремился к активной общественной жизни. Не считал себя " мудрым", а только философом - любящим мудрость. Т.к. не был аристократом ходил без обуви, не мог получить образование, поэтому не умел ни читать, ни писать. Но именно он создал самую знаменитую философскую школы – Афинская школа.

Его философия дошла до нас в трудах его великих учеников. Сократ совершил в философии революцию. Главная проблема фиолософии – человек.

Философия для Сократа – это учение о том, как жить человеку. Сущность человека – душа (совесть). Сократ отождествляет добродетель с сознанием. Зло – результат невежества. Сократ основоположник Майевтики (греч. Акушерство) – философский метод, помогающий через иронию и противоречия родиться новому знанию.

«Я знаю, что я ничего не знаю»

Говорил, что существует 1 Бог – знание, 1 демон – невежество. За это его недруги сфабриковали суд на Сократом, обвинив его в богохульстве

Сократ был приговорен к смерти, выпил чашу с ядом

После смерти образовались Сократические школы

- Киники (от греч «собачья жизнь»)

Основоположник Антисфен, проповедовали гармонию человека и природы, отказ от материальных благ. «Нищета высшая нравственность». Стержень их философии – свобода «Человек должен быть нищим и свободным».

Идеи Кинизма воплотил в жизнь Диоген Синопский, который жил в бочке на территории храма

- Киренаики (возник в г.Кирены)

Основоположник Аристипп. В отличие от киников, киренаики проповедовали идеи наслаждения, удовольствия. «Добро – наслаждение, зло – страдание».

Сократические школы рассматривали проблему человека и смысл его существования.

2. Сенсуализм Джона Локка

Джона Локк- сенсуалист и эмпирист, врач, политик, экономист. Выступил против Декарта («учение о врожденных идеях»). Считал, что сознание новорожденного чистая доска и только опыт формирует человека и не просто опыт, чувственный опыт. Чувства у Локка источник знаний «В разуме нет ничего, чего бы не было в чувствах. Разум необходим человеку, чтобы систематизировать чувства».Учения о первичных качествах и вторичных: 1)первичные-плотность, протяженность, форма, количество, движение или покой-объективны, поскольку присущи самой вещи; 2)вторичные-вкус, цвет, запах-представляют собой комбинацию первичных и субъективны поскольку зависят от человеческого восприяия.Создатель этики утилитаризма-добро и зло являются лишь соответствие либо расхождением наших поступков с неким законом.Добрый поступок-полезный поступок.Общество и государство рождаются на основе естественного права, согласно которому все люди равны и независимы.

 

 

БИЛЕТ№9

2. 1. Онтология Платона. Учение о Душе, гносеология. Философия Аристотеля.

Платон (5-4 в до н.э.) поставил все основные философские проблемы. После смерти Сократа Платон организовал свою философскую школу и назвал ее Академия (в честь спонсора Академа)

Бытие у Платона множественно – это идеи (эйдосы)

Платон основоположник идеализма. Он разделяет мир идей (общих понятий), мир теней (вещей). Без идей не было бы конкретных вещей.

1.Платон создатель учения о Боге – творце мира

2.Платон создатель учения о мыслящей душе

После смерти человека душа оказывается в мире идей. Человек мыслит благодаря тому, что душа припоминает то, что она совершала в мире идей «душа мыслящая»

Душа имеет 3 части:

-разумная (мудрость)

-волевая (мужество)

-чувственная (уверенность)

Платон работал во всех отраслях философии. Современный американский философ сказал: «вся философия после Платона – это лишь дополнение к его философии»

Учеником Платона был Аристотель (4 в до н.э.)

По образованию медик. Сын придворного врача Македонских царей. С 18 до 38 лет учился у Платона. После обучения в академии стал воспитателем царевича А.Македонского. главный труд – метафизика. Аристотель утверждал, что мир идей существует, но идеи содержатся в самих вещах. «Платон мне друг, но истина дороже».

По Аристотелю вещь = материя+форма. Бог творит из материи мир посредством идей.

Бог – «форма всех форма, вместилище всех чувств»

3 вида души:

1.вегетативная (растение)

3.чувственная (животные)

4.разумная (человек)

Человек по Аристотелю – это «политическое животное», т.е. человек становится человеком только в обществе. Аристотель основоположник науки – логики.

3. 2. Истина и Заблуждение.

В гносеологии есть множество теорий истины.

1. Теория объективной истины

2. Теория субъективной истины

Теория субъективной истины сформулирована Карлом Марксом. Истина – адекватное отражение действительности в сознании познающего субъекта => ряд характеристик истины: объективность, конкретность (учитываются все условия), историчность (то, что для одной эпохи истина, для другой нет).

Существует 2 понимая истины:

Относительная - ограниченно-верное знание о чем либо.(земля- шар)

Абсолютная - то, что не опровергнуто последующим развитием науки и постоянно подтверждается жизнью.

Истина всегда рядом с заблуждением.

Заблуждение - это знание, которое не соответствует реальности, но принимается как истина в силу обстоятельств. Источник заблуждения- предубеждение, несовершенство методов, низкий уровень интеллекта.

Критерий истинности - практика, эксперимент, опыт. В философии существует множество теорий проверки истинности.

Теория субъективной истины- характерна для постклассической философии. Истина- это понимание и объяснение мира субъекта. Субъект сам творит истину, сколько людей столько и истин.

Корреспондентная теория истины- соответствие мыслей действительности.

Теория прагматичной истины- истина то, что полезно.

 

 

БИЛЕТ№10


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.009 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал