Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Эмпиризм и рационализм 17в. Бэкон, Декарт.






17в- век науки, происходит формирование научной картины миры. Основной вопрос- как познавать мир? Разумом чувствами или посредством опыта? Поэтому возникли: рационалисты – разум, интеллект; сенсуалисты- чувствами; эмпиристы – опыт.

Френсис Бэкон - рационалист и эмпирист. «Знание- сила».

1. Подверг критике средневековую схоластику.

2. Новый взгляд на науку. Цель науки- открытие истин для человеческой пользы. Создал учение об идолах - то, что существует в нашем интеллекте и мешает нам правильно мыслить.

· Идолы рода- несовершенства интеллекта, человек получает от родителей.

· Идолы пещеры- искаженные представления о мире отдельного человека (нап-р: характер)

· Идолы рынка- употребление слов значение которых не знают.

· Идолы театра- ложные представления о мире.

Основоположник метода индукции- от частного к общему, т.е выведение законов и закономерностей. Противопоставляет свой метод методу чистых эмпириков и рационалистов. Метод Бэкона вкл. оба этих метода, т.е аналитическое исследование + опыт, подтвержденный экспериментом + чувственный опыт.

Рене Декарт- философ рационалист, математик. Предложил метод дедукции – от общего к частному.

· Скептик: «Я сомневаюсь, значит, я мыслю, я мыслю, значит, я существую.»

· Дуалист- т.е. верил в существование 2х субстанций материальной и идеальной(Бог). Бог- истинная субстанция, соединил душу и тело, поместил душу в шишковидную железу.

· Создатель учения о «врожденных идеях»- эти идеи присущи человеку до рождения: идеи Бога, истины, добра, красоты.

2Ф.М. Достоевский (1821 - 1881) будущее России видел не в капитализме и не в социализме, а в опоре на русскую " национальную почву" —

обычаи, традиции.

Ключевую роль как в судьбе государства, так и в судьбе отдельного человека, должна сыграть религия. Именно на религии держится

человеческая духовность, она есть " панцирь", оберегающий человека от грехов и зла.

Особую роль в философских взглядах Достоевского (которыми пропитано все его литературное творчество) занимает проблема человека.

Достоевским было выделенодва варианта жизненного пути, по которому может идти человек:

• путь человекобожества;

• путь богочеловека.

Путь человекобожества — путь абсолютной свободы человека. Человек отвергает всякие авторитеты, в том числе Бога, считает свои возможности

безграничными, а себя - вправе делать все, он сам пытается стать Богом, вместо Бога. По Достоевскому, данный путь губителен и опасен как для

окружающих, так и для самого человека. Идущий по нему потерпит крах.

Второй путь богочеловека — путь следования Богу, стремление к нему во всех своих привычках и поступках. Такой путь Достоевский считал

наиболее верным, праведным и спасительным для человека.

Л.Н. Толстой (1828 - 1910), создал особую религиозно-философскую доктрину - толстовство. Суть

толстовства в следующем:

• многие религиозные догмы должны быть подвергнуты критике и отброшены, как и пышный церемониал, культы, иерархия;

• религия должна стать простой и доступной для народа;

• Бог, религия — это добро, любовь, разум и совесть;

• смысл жизни — самосовершенствование;

• главное зло на Земле - смерть и насилие;

• необходимо отказаться от насилия как способа решения каких-либо проблем;

• в основе поведения человека должно быть непротивление злу;

• государство — отживающий институт и, поскольку оно — аппарат насилия, не имеет права на существование;

• всем необходимо возможными способами подрывать государство, игнорировать его — не ходить на работу чиновникам, не участвовать в

политической жизни и т. д.

За свои религиозно-философские взгляды в 1901 г. Л.Н. Толстой был подвергнут анафеме (проклятию) и отлучен от Церкви.

БИЛЕТ№18

1. Философы просветители Вольтер и Руссо.

Просвещение- важный этап в развитии западной культуры, подъем науки и искусства.

Особенности: приоритет разума, свобода мысли, приобщение к культуре широких слоев общества, атеизм, антиклерикализм.

Франсуа Вольтер- основоположник философии просвещения.

· Приравнивал понятия Бог и разум. «Бытие Бога не мыслимо, а значит возможно.» Бог-это первосубстанция, творческая сила, порядок и добро. Бог необходим человеку для успокоения души. «Если бы Бога не было его бы следовало выдумать».

· Антиклерикал- критик религии и церкви. Считал, что мораль должна быть свободна от религии.

· Верил в величие человека, его нравственную природу.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.006 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал