Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Эмпиризм и рационализм 17в. Бэкон, Декарт.
17в- век науки, происходит формирование научной картины миры. Основной вопрос- как познавать мир? Разумом чувствами или посредством опыта? Поэтому возникли: рационалисты – разум, интеллект; сенсуалисты- чувствами; эмпиристы – опыт. Френсис Бэкон - рационалист и эмпирист. «Знание- сила». 1. Подверг критике средневековую схоластику. 2. Новый взгляд на науку. Цель науки- открытие истин для человеческой пользы. Создал учение об идолах - то, что существует в нашем интеллекте и мешает нам правильно мыслить. · Идолы рода- несовершенства интеллекта, человек получает от родителей. · Идолы пещеры- искаженные представления о мире отдельного человека (нап-р: характер) · Идолы рынка- употребление слов значение которых не знают. · Идолы театра- ложные представления о мире. Основоположник метода индукции- от частного к общему, т.е выведение законов и закономерностей. Противопоставляет свой метод методу чистых эмпириков и рационалистов. Метод Бэкона вкл. оба этих метода, т.е аналитическое исследование + опыт, подтвержденный экспериментом + чувственный опыт. Рене Декарт- философ рационалист, математик. Предложил метод дедукции – от общего к частному. · Скептик: «Я сомневаюсь, значит, я мыслю, я мыслю, значит, я существую.» · Дуалист- т.е. верил в существование 2х субстанций материальной и идеальной(Бог). Бог- истинная субстанция, соединил душу и тело, поместил душу в шишковидную железу. · Создатель учения о «врожденных идеях»- эти идеи присущи человеку до рождения: идеи Бога, истины, добра, красоты. 2Ф.М. Достоевский (1821 - 1881) будущее России видел не в капитализме и не в социализме, а в опоре на русскую " национальную почву" — обычаи, традиции. Ключевую роль как в судьбе государства, так и в судьбе отдельного человека, должна сыграть религия. Именно на религии держится человеческая духовность, она есть " панцирь", оберегающий человека от грехов и зла. Особую роль в философских взглядах Достоевского (которыми пропитано все его литературное творчество) занимает проблема человека. Достоевским было выделенодва варианта жизненного пути, по которому может идти человек: • путь человекобожества; • путь богочеловека. Путь человекобожества — путь абсолютной свободы человека. Человек отвергает всякие авторитеты, в том числе Бога, считает свои возможности безграничными, а себя - вправе делать все, он сам пытается стать Богом, вместо Бога. По Достоевскому, данный путь губителен и опасен как для окружающих, так и для самого человека. Идущий по нему потерпит крах. Второй путь богочеловека — путь следования Богу, стремление к нему во всех своих привычках и поступках. Такой путь Достоевский считал наиболее верным, праведным и спасительным для человека. Л.Н. Толстой (1828 - 1910), создал особую религиозно-философскую доктрину - толстовство. Суть толстовства в следующем: • многие религиозные догмы должны быть подвергнуты критике и отброшены, как и пышный церемониал, культы, иерархия; • религия должна стать простой и доступной для народа; • Бог, религия — это добро, любовь, разум и совесть; • смысл жизни — самосовершенствование; • главное зло на Земле - смерть и насилие; • необходимо отказаться от насилия как способа решения каких-либо проблем; • в основе поведения человека должно быть непротивление злу; • государство — отживающий институт и, поскольку оно — аппарат насилия, не имеет права на существование; • всем необходимо возможными способами подрывать государство, игнорировать его — не ходить на работу чиновникам, не участвовать в политической жизни и т. д. За свои религиозно-философские взгляды в 1901 г. Л.Н. Толстой был подвергнут анафеме (проклятию) и отлучен от Церкви. БИЛЕТ№18 1. Философы просветители Вольтер и Руссо. Просвещение- важный этап в развитии западной культуры, подъем науки и искусства. Особенности: приоритет разума, свобода мысли, приобщение к культуре широких слоев общества, атеизм, антиклерикализм. Франсуа Вольтер- основоположник философии просвещения. · Приравнивал понятия Бог и разум. «Бытие Бога не мыслимо, а значит возможно.» Бог-это первосубстанция, творческая сила, порядок и добро. Бог необходим человеку для успокоения души. «Если бы Бога не было его бы следовало выдумать». · Антиклерикал- критик религии и церкви. Считал, что мораль должна быть свободна от религии. · Верил в величие человека, его нравственную природу.
|