Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Творчество А. Голубкиной.






Анна Семеновна Голубкина родилась в старинном городе Зарайске. Родной город, большая дружная семья, которая ценила и оберегала ее талант, всегда были близки и нежно любимы ею. Художественные способности будущего скульптора проявились рано.

В детстве она хорошо рисовала и лепила. Скромный достаток семьи заставлял думать о заработке, и двадцатипятилетняя девушка едет в Москву изучать технику обжига посуды и роспись по фарфору. В частной художественной школе на ее выдающуюся одаренность обращает внимание известный скульптор и чуткий педагог С.М.Волнухин. Свое образование Голубкина продолжает в славящемся своими демократическими традициями Московском училище живописи, ваяния и зодчества. Требовательная к себе, упорно стремится молодая художница добиться жизненной выразительности в своих работах. Ее ученические скульптуры не раз признавались лучшими и выделялись среди работ других учеников.

Портретный жанр занимает центральное место в ее наследии. В любой модели, будь то простой человек из народа или глубоко интеллектуальная творческая личность, она всегда выявляет духовную сущность, подчеркивает силу человеческого духа. Значителен и величав П.С.Голубкин, дед скульптора (1897),

Около года проводит Голубкина в стенах петербургской Академии художеств. Но даже большое уважение к известному скульптору В.А.Беклемишеву не могло примирить ее с академическими принципами обучения. Жажда самостоятельности в творчестве приводит Голубкину в Париж. Три раза приезжала художница во Францию. Наиболее плодотворными были 1897- 1899-е годы, когда она пользовалась советами прославленного мастера О.Родена. В Париже приходит к ней первый заслуженный успех. На выставке Весеннего Салона скульптура «Старость» (1898) привлекла внимание прессы, и художница была удостоена медали.

Свой путь в искусстве Голубкина начала на исходе прошлого века. Обостренное ощущение уходящего старого мира, предчувствие грядущих грозных событий были характерны для мироощущения многих художников. Смело вводит Голубкина в скульптуру тему пробуждающегося народа. «Железный» (1897), «Рабочий» (1900), отличаются большой силой выразительности.

Иносказательность пластического образа свойственна и знаменитому горельефу «Волна» (1902), украшающему вход в Московский Художественный театр. Борьба человека и стихии воплощает мятежный дух эпохи.

Особенно значительна скульптура «Идущий человек» (1903). Уверенная поступь изображенного раскрывает эмоциональное содержание мотива движения, передает целеустремленную волю к борьбе. Энергичная моделировка подчеркивает титаническую мощь форм. Гиперболическая заостренность средств превращает его в поэтический символ будущей революции.

Голубкиной выпала судьба быть свидетельницей и участницей больших социальных потрясений. Она была тесно связана с революционным движением. С юности воспитанная в атмосфере революционных настроений, она в студенческие годы посещала социал-демократические кружки, хранила нелегальную литературу, распространяла прокламации, ухаживала за ранеными в дни декабрьского вооруженного восстания, подверглась аресту. По заказу Московского комитета РСДРП, в 1905 году Голубкина создает вдохновенный портрет К.Маркса.

Строгость классической красоты лица женщины из народа («Марья», 1906) смягчена задумчивостью взгляда. Мягкая моделировка белого мрамора передает внутреннюю озаренность. Наполнена драматическим контрастом пластика мраморного бюста Л.И.Сидоровой, в лице которой одновременно читаются гордость и ирония, доброта и горечь.

скорбен и мудр «Иван Непомнящий» (1908), надежду и веру выражает «Человек» (1910). При точности социальной характеристики, Голубкина избегает обыденности. Зорко вглядываясь в конкретного человека, она поднимает образ над повседневностью, выявляет самое существенное в личности. Многозначна психологическая экспрессия портретов, ибо она раскрывает сложное духовное состояние модели. Живописная трактовка формы в портрете из мрамора Т.В.Рос-синской (1913) выражает эмоциональность напряженного восприятия мира подростком

По складу характера Голубкина была мужественным, волевым и бескорыстным человеком твердых жизненных убеждений, чутко отзывалась на страдания и несправедливость. Она была бесконечно добра, и доброта ее всегда несла действенную помощь.

Голубкина принимала живое участие в человеческих судьбах, она организовала артель уволенных с фабрики сапожников, устроила театр для рабочих Зарайска. И когда в 1914 году в Музее изящных искусств (сейчас ГМИИ им. А.С.Пушкина) открылась первая персональная выставка художницы, то все полученные от продажи скульптур деньги она передала в пользу раненых солдат, а сама бедствовала.

Искреннее сочувствие к человеку, интерес к его внутренней жизни определяют главную черту творчества Голубкиной.

Годы напряженного и самозабвенного творчества, волнения, связанные с персональной выставкой 1914 года, подорвали здоровье Голубкиной. Тяжелая болезнь на. долгие годы лишает ее возможности плодотворно работать. До середины 20-х годов она работает преимущественно в малых формах: лепит модели детских игрушек, вытачивает из слоновой кости и морских раковин изящные камеи. Всецело отдает себя общественной и преподавательской деятельности, итогом которой стала книга-исповедь «Несколько слов о ремесле скульптора «.

Мхатовский рельеф «Пловец» был первым произведением Голубкиной из ее «театральной серии». В 1923 году она, будучи искренней поклонницей Малого театра, приняла участие в конкурсе на установку памятника А.Н. Островскому и исполнила целый ряд эскизов в гипсе. Созданный в них образ драматурга созвучен поэтике его пьес и традициям Малого театра, тогда как рельеф «Пловец» - своеобразный отклик на реформаторскую деятельность труппы МХТ.

Перелом наступает в 1925 году. Голубкина работает интенсивно, с большим подъемом. Она выполняет портреты двух своих давних помощников - формовщика Г.И.Савинского (1925) и резчика по дереву И.И.Беднякова (1926), отдавая дань глубокого уважения человеку труда. Два характера, два мироощущения передает скульптор. В первом - оптимизм, радостное принятие жизни, во втором - вдумчивость, глубина переживаний. В 1927 году мастер работает над самыми известными своими произведениями - «Березкой» и портретом Л.Н.Толстого.

Хрупкая фигура стоящей девушки - поэтический символ юности, пробуждения, готовности к жизни. Развевающееся на ветру платье облегает стройное тело, создавая множество складок, образуя наполненный трепетным движением силуэт. Очарование этого образа заключается в лирическом утверждении красоты, одухотворенной порывом.

Образное решение портрета Л.Н.Толстого дано в иной интонации. Голубкину всегда волновала проблема творчества. Неоднократно обращалась она к теме человека-творца. Портрет великого гения поражает титанической силой. Цельность натуры, волевая активность личности воспринимается как высшее проявление творческого начала человека. Духовная энергия образа передана мощью экспрессивной лепки.

«Березка» и бюст Л.Н.Толстого стали итогом творческого пути большого художника, каким была Анна Семеновна Голубкина.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.006 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал