Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Творчество С. Рябушкина.
Рябушкин родился 29 октября 1861 года в селе Станичная слобода Тамбовской губернии. Его отец и старший брат занимались иконописью, и он помогал им в работе. Случайно его способности заметил гостивший в селе студент Московского училища живописи, ваяния и зодчества А. Х. Преображенский. Он увез юного Рябушкина в Москву, определил его в училище. Училище Рябушкин не закончил, уехал в Петербург, где поступил в 1882 году в Академию художеств. Во время обучения, в частности в натурном классе П. П. Чистякова, он раскрыл себя как индивидуального, смелого художника. Его дипломной работой стало произведение на религиозную тему — «Снятие с креста» (1890 г). В 1891 г. А.П. Рябушкин написал замечательную по своему построению, по верности изображения крестьянского быта картину «Ожидание новобрачных от венца в Новгородской губернии». Это было своего рода продолжение того жанра, к которому он обращался в годы учебы в Московском Училище живописи, ваяния и зодчества и во время обучения в Академии. Но в его первых жанровых картинах запечатлены обрядовые, праздничные стороны деревенской жизни. У Рябушкина постепенно складывался новый тип жанровой картины, характеризующийся отсутствием сюжетного конфликта. Первые большие исторические картины «Потешные Петра I в Кружале» и «Сидение о делах царя Михаила Федоровича с боярами в его государевой комнате» были созданы соответственно в 1892 и 1893 гг. под впечатлением полотен В.И. Сурикова. В ходе своих путешествий по России Рябушкин серьёзно увлекся русской историей и народным эпосом. В 1890-х годах художник писал различные заказные работы, рисунки и акварели для разного рода изданий и альбомов, эскизы композиций для предполагавшейся росписи Софийского собора в Новгороде. Его крупной исторической картиной в этот период стала «Московская улица XVII века» (1896 г). Значительная роль в произведениях художника посвящена русскому пейзажу. В декоративном решении полотна Рябушкин идёт от традиции русской иконописи и фресковых росписей. В 1901 году им была написана одна из лучших картин художника «Свадебный поезд в Москве». На ней изображена Москва XVII века. В последние годы жизни Рябушкин увлекается созданием иллюстраций к русским былинам и к деревенским темам. В это время им написаны картины: «За водой» (1898), «В деревне» (1902), «Втёрся парень в хоровод…» (1902), «В деревне. К обедне» (1903). Живопись А.П. Рябушкина в его последующих произведениях необыкновенно нарядна и имеет изысканное цветовое звучание, роднящее ее с русской иконой, фреской и народным искусством. Многие исторические полотна А.П. Рябушкина воспринимаются как некое красочное видение, возникшее перед взором. Они проникнуты настроением поэтичности, таинственности, почти сказочности. Проявляя «глубокий и чрезвычайно редкий в те годы интерес к древнерусской архитектуре», неоднократно бывая в Новгороде, А.П. Рябушкин создает картину «Церковь» («Новгородская церковь», 1903) — строгий, простой, значительный и печально-торжественный образ. Художник стал автором разнообразнейших произведений, среди которых журнальные рисунки, иконы, декоративные панно. Последним произведением живописца является картина «Князь Ухтомский в битве с татарами на Волге в 1469 году» (1904). Оно небольшое, но поразительно монументальное и по характеру С лучшими произведениями древнерусского искусства его роднят лаконизм и колорит. В картине «Князь Ухтомский» ярко прослеживаются корни искусства Рябушкина, которые лежат «частью в народном искусстве, в древней церковной иконописи, в чистой их художественности. Картина осталась незавершенной. 41. Творчество А. Мыльникова\ (22 февраля 1919, Покровск[1] — 16 мая 2012, Санкт-Петербург) — советский и российский живописец, педагог, профессор. Вице-президент РАХ в 1997—2012 гг. Одной из тем, которые проходят через многие годы творчества А. А. Мыльникова, является тема борьбы за мир и дружбу между народами.Ей посвящена первая монументальная композиция Мыльникова " Клятва балтийцев" (1946), где он воспел непреклонность советских воинов в борьбе с фашизмом. К этой теме, борьбе с темными силами войны и смерти, художник не раз возвращался и в последующие годы.Во всех лучших работах Мыльникова проявлялись свойственные его творческой индивидуальности монументализм, мышление обобщенными образами.Среди работ названного круга особый интерес представляет картина " Пробуждение", навеянная впечатлениями международного молодежного фестиваля.Здесь нет обстоятельного, подробного рассказа. Сюжет картины прост и немногословен. Картина привлекает глубиной образов, выразительно приподнятым художественным строем, эмоционально насыщенным, звучным колоритом.Изображено шествие молодежи разных стран. Колышется пестрая, бурлящая масса людей. Только в одном месте тесные ряды немного расступились: в образовавшемся свободном пространстве идут юноши и девушка - посланцы молодежи народов Африки. Они медленно движутся навстречу зрителю.Различны и даже контрастны образы этих людей. В центре величавый молодой африканец в ниспадающей темной одежде, с открытой грудью и гордо поднятой головой. Его лицо одухотворенно и радостно. Его образ ощущается как символ могучих сил, поднявшихся на борьбу со страшным наследием колониализма.Рядом юная девушка, стройная и гибкая. Она в тюрбане, окутана тканями, покрытыми орнаментом. Все в ней иное - робкая грация, душевная тревога, скованность и неуверенность движений.Кажется, что мрачная тень порабощения еще нависает над юным существом - олицетворением красоты его народа, мешая вдыхать полной грудью царящие вокруг радость обновления и молодое веселье.Взгляд зрителя переходит с лица девушки на соседние и отмечает, что главный мотив развивается, подкрепляясь еще несколькими персонажами, которых художник ввел в свою композицию. Непосредственно за спиной девушки изображен застенчивый и робкий юноша. Он даже прикрыл одной рукой лицо, словно стараясь скрыться от устремленных на него взглядов. Другая его рука лежит на плече девушки, как бы ища опоры.Тонко разработанную гамму характеров дополняют еще два образа: юноши-африканца, который обернулся на звуки приветствий, и другого, которого ведет главный персонаж этой группы, энергично взяв его за руку. Этот юноша держит цветок. Его поза, весь его облик выражают сомнение, чувство неуверенности, может быть, в борьбе, к которой призывает его крепкое рукопожатие друга.Все способствует раскрытию образов: характерность силуэтов фигур, их движение, четкий, уверенный рисунок, создающие нужный художнику ритм, отвечающий замыслу произведения.Немногочисленные фигуры второго плана скомпонованы так, что рождается ощущение большой движущейся толпы людей, а их продуманные позы и движения, костюмы и выражения лиц передают обстановку и настроение большой дружеской встречи.Важную роль в достижении этого впечатления играют детали. На фоне светлого неба рисуются выразительные силуэты рук и голов. Слева араб поднял напряженную руку, сжатую в кулак. Он протягивает ее по направлению к одному из африканцев, навстречу его руке, как будто клянется быть верным в дружбе и борьбе. Вздымаясь за спинами фигур центральной группы, руки эти превращаются в своеобразную арку, из-под которой выходят главные персонажи. Символом единства и братства, определяющим весь строй произведения, звучат эти жесты.Почти объединены силуэты голов девушки и юноши в полосатой рубашке. Родственно их внутреннее состояние робости и застенчивости - сближены их фигуры, их лица. А гордо поднятая голова юноши в центре группы четко смотрится на фоне светлого газетного листа с ясно различимым словом " свобода".
Силуэты знамен на тонких древках и поднятых рук в правой части картины сближены. Создается ощущение густой движущейся толпы (особенно по контрасту со свободным пространством первого плана). То, что это движение как бы продолжается и за рамой картины, помогают представить боковые фигуры, срезанные краем холста. Это же придает построению картины монументальность.Не много фигур видим мы на заднем плане. Однако несколько ярких образов создают впечатление того многообразия, которое, естественно, должно появиться при взгляде на многонациональную фестивальную толпу. Привлекает внимание спокойное, холодное лицо красивой девушки, судя по костюму, делегатки Латинской Америки. Замкнутое выражение его, резко контрастное по отношению к остальным лицам, еще больше оттеняет выраженные на них разнообразные чувства. Показ противоречивых чувств и настроений всех участников процессии придает сцене большую жизненную достоверность. Чрезвычайно действенным является колорит картины, целиком подчиненный выражению главной задачи - созданию обобщенных, монументально звучащих образов людей, которые поднимаются на борьбу за свободу.Темные ткани одежд и темные, почти черные тела контрастируют с пестрыми светлыми тканями, светлыми лицами. Серебристое серое небо в разорванных, стремительно несущихся облаках. Свежо и холодновато звучат в отсветах этого неба коричневато-черные, серые и белые тона. Благородное, насыщенное сочетание приобретает большую эмоциональную напряженность от введения ударов интенсивных синих и желтых мазков.Мыльников показал самое начало, зарождение того великого освободительного движения, которое стало одним из символов XX века. Название композиции " Пробуждение" хорошо выражает ее содержание.
|