![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Методы прогнозирования. Сущность, цели и задачи планирования.Стр 1 из 9Следующая ⇒
Сущность, цели и задачи планирования.
План – это образ, модель будущего; планирование – умственный процесс обработки информации по обоснованию предстоящих действий. Планирование является естественной формой целеполагающей человеческой деятельности в любой ее сфере, функцией управления действиями благодаря способностям человека воспринимать и отражать в своей жизнедеятельности влияние на условия своего существования цикличности и последовательности развития процессов и явлений окружающего мира. Планирование – это важнейшая функция процесса управления производством, приводящая возможности предприятия в соответствие с условиями рынка. Процесс управления предприятием складывается из многих функций. В их число входят следующие: планирование; организация; координация и регулирование; учет, контроль и анализ; активизация и стимулирование. Функция планирования служит основой для принятия управленческих решений и представляет собой управленческую деятельность, которая предусматривает • выработку целей и задач управления производством, а также • определение путей реализации планов для достижения поставленных целей. С точки зрения формализации процедуры планирование представляет собой алгоритмизированный процесс подготовки решений в противоположность спонтанному, ситуативному принятию управленческих решений.Противоположностью планирования является импровизация, при которой решение принимается на основе сложившейся ситуации и опыта плановика. В практике управления предприятием спланировать все случаи принятия решений невозможно, да и нецелесообразно. Причиной тому могут быть два фактора: · несоизмеримость затрат на планирование с результатами реализации плана; · отсутствие объективной, достоверной и достаточной для разработки плана информации. Сущность планирования заключается в · научном обосновании экономических целей развития предприятия, · выборе наилучших способов их осуществления и · установления таких показателей производства, распределения и потребления, которые при полном использовании ограниченных производственных ресурсов могут привести к достижению эффективных результатов в будущем. " План - это общественно признанный, принятый к реализации научно обоснованный комплекс мероприятий и параметров социально-экономического развития на ту или иную перспективу". Цель планирования на предприятии – разработка и построение системы планов (бюджетов) автотранспортного предприятия, направленных на обеспечение непрерывного и пропорционального развития производства, достижение высоких конечных результатов.
Планирование на предприятии призвано решать следующие задачи: · выявления перспектив развития внешнего окружения предприятия; · формирования целей и вероятных стратегий; · определения первостепенных задач и действий для их решений; · разработки системы показателей, характеризующих результаты деятельности предприятия; · создания основы для контроля за ходом выполнения плана; · формирование и корректировка производственной программы автотранспортного предприятия с учетом изменяющейся рыночной среды и запросов потребителей; · обеспечение производственного процесса необходимыми видами ресурсов; · применение эффективных технологий организации перевозочного процесса и ТО и Р автомобилей; · реализация возможностей роста трудового потенциала предприятия; · улучшение финансовых показателей деятельности автотранспортного предприятия путем эффективного использования имеющихся ресурсов.
Принципы планирования деятельности предприятия В общем, принцип - это основное, исходное положение какой-либо теории, учения, науки, основное правило (руководящее направление) организации и оценки конкретного вида деятельности. Принципы планирования – это основные теоретические положения, которыми руководствуются при формировании, обосновании и организации разработки планов предприятия. Впервые общие принципы планирования были сформулированы А.Файолем: необходимость, единство, непрерывность, гибкость и точность. Принцип участия обосновал А.Ансофф. В современной отечественной науке и практике планирования широко известны следующие принципы: системность, целенаправленность, комплексность, эффективность, научность, сбалансированность, приоритетность и др. Характеристика основных принципов представлена в табл. 1.1 Таблица 1.1 Основные принципы планирования
Виды и формы планирования Основным объектом внутрихозяйственного планирования на автотранспортном предприятии является взаимосвязанная система планово-экономических показателей, характеризующих процесс производства. Выделяют несколько систем или видов планирования в зависимости от: · поставленной цели, · применяемых методов, · разрабатываемых показателей, · уровня принимаемых решений и ряда других факторов. Все виды планирования на предприятии могут быть классифицированы по ряду признаков. 1. По содержанию планов выделяют следующие виды: · технико-экономическое, · оперативно-производственное, · социально-трудовое, · организационно-технологическое, · снабженческо-сбытовое, · финансово-инвестиционное, · бизнес-планирование. Каждый из них предусматривает выбор системы плановых показателей, характерных для конкретного вида деятельности.
2. По уровню управления различают виды планирования, относящиеся к высшему уровню управления (фирменное, корпоративное, заводское), среднему уровню управления (цеховое) и нижнему уровню управления (производственное).
3. По методам обоснования выделяют следующие виды планирования: · рыночное (самопланирование, основано на взаимодействии спроса, предложения на рынке), · индикативное (экономические способы государственного регулирования бизнеса.); · директивное (установление вышестоящим органом управления плановых показателей объемов производства и других экономических нормативов).
4. По горизонту планирования принято различать: · краткосрочное или оперативное (в течение одного года, квартала, месяца, декады или недели), · среднесрочное или годовое (в пределах от 1 до 3 лет), · долгосрочное или перспективное (на период от 3 до 10 лет).
5. По уровню управления внутрихозяйственное планирование подразделяется на корпоративное, внутрицеховое, бригадное и индивидуальное.
6. По стадиям разработки планирование бывает предварительное (разработка проекта планов) и окончательное (утверждение планов).
7. По степени точности планирование бывает укрупненным и уточненным. Точность планов зависит от профессионализма специалистов, применяемых методов, нормативных материалов, сроков планирования.
8. По типам целей – стратегическое и тактическое (рисунок 1.2). Начальным этапом стратегического планирования является анализ и оценка внешней и внутренней среды организации. Это необходимо для ориентации производства на потребителей и конкурентов, для гибкого приспособления к изменяющейся рыночной конъюнктуре. Под внешней средой понимаются условия и факторы, возникающие в окружающей среде, оказывающие влияние на функционирование организации, на состояние её внутренней среды. Внутренняя среда характеризуется основными составляющими организации, такие как технология, структура, цели, задачи. Элементы как внешней, так и внутренней среды взаимосвязаны и имеют свои особенности. Методами стратегического анализа формируются различные варианты стратегии, разработка среднесрочных планов и программ, на основе которых разрабатываются годовые планы. Для достижения поставленных целей разрабатывается тактический план не только для организации в целом, но и отдельных её подразделений. Тактическое планирование – связано с принятием решений о распределении ресурсов предприятия, организации для реализации поставленных в стратегическом плане целей по развитию производства, получения прибыли, повышения уровня рентабельности реализации продукции. Оно осуществляется на один год с разбивкой годового плана на кварталы, т.к. необходимо учитывать сезонную неравномерность спроса на транспортные услуги. Термин тактика – военный термин греческого происхождения, означающий искусство построения войск, маневрирование силами для осуществления поставленных целей. В экономической, социальной и других видах политики тактика – это средства и приёмы, линия поведения для осуществления целей. Одним из элементов планирования является оперативное планирование. Это завершающий этап в общей системе планового руководства строительным производством. Оперативные планы позволяют определять показатели за более короткие отрезки времени – на месяц, декаду, неделю и, по особо важным объектам строительства, на сутки. По окончании планируемого периода необходимо снять информацию о фактическом выполнении показателей, скорректировать их значения на предстоящий плановый период. Так, программа по эксплуатации подвижного состава включает следующие показатели: списочный состав автомобилей, объем перевозок, эксплуатационные показатели, численность водителей, фонд заработной платы. Для технической службы в планах устанавливаются показатели производственной программы по ТО и ремонту: количество обслуживаний, трудоемкость; численность рабочих и специалистов, фонд заработной платы, смета затрат.
-
Сменно-суточный план как разновидность оперативного плана разрабатывается в подразделениях предприятия. Отдел эксплуатации разрабатывает суточные планы перевозок и задание каждому водителю доводится в путевом листе. Технический отдел составляет программу по ТО и ремонту и задание каждому рабочему доводится в виде наряда.
· нормативное (распространяется на все внутренние и внешние взаимоотношения.
9. По типологии составления планов (классификация Р.Л. Акоффа) · планирование бывает реактивное (ориентация на прошлое), · инактивное (ориентация на настоящее), · преактивное (ориентация на будущее), · интерактивное (взаимодействие прошлого, настоящего и будущего). Приведенная классификация видов внутрифирменного планирования характеризует основное содержание любой плановой деятельности на предприятии.
Методы планирования.
Под методом планирования понимается способ, прием разработки плана. Комплекс методов и рабочих приемов, применяемых при обосновании и разработке планов, представляет собой методику конкретных плановых расчетов. Методы разработки и обоснования планов могут быть сгруппированы по признаку преимущественного применения на различных стадиях планирования: 1) методы получения и анализа исходной информации для плановых и прогнозных расчетов, применяемые на предплановой (прогнозно-аналитической) стадии планирования; 2) методы составления оптимально сбалансированного плана экономического и социального развития предприятия.
Все методы, используемые на предплановой стадии, делятся на две группы. К первой относятся: - методы системного анализа; - методы экономических группировок; - методы социологического изучения. Использование метода системного анализа при проведении плановых расчетов предполагает решение следующих задач: 1) обоснование, формирование системы целей развития предприятия, их ранжирование и выбор приоритетов; 2) выбор путей и средств достижения целей, определяемых на основе комплексного экономического анализа; 3) определение объема ресурсов, необходимых для достижения поставленных целей. Сущность метода экономических группировок состоит в объединении объектов анализа в качественно однородные группы, что позволяет изучить закономерности их развития, исследовать влияние отдельных факторов, определяющих их динамику, характер взаимодействия, и указать тенденции развития данной однородной группы экономических явлений и процессов. Методы социологических исследований позволяют выявить порой скрытые обобщенные факторы, которые с достаточной для данного исследования степенью объясняют изменение изучаемого экономического показателя. Вторая группа включает в себя методы прогнозирования. Прогнозирование в системе управления представляет научно-аналитический этап планирования. В планировании термин " прогноз " употребляется в значении вероятностного научно обоснованного суждения о перспективах, возможных состояниях того или иного явления в будущем и (или) альтернативных путях и сроках их осуществления. Метод прогнозирования представляет собой совокупность приемов и способов, позволяющую на основе изучения внутренних закономерностей развития объекта прогнозирования и его внешних связей, а также возможных их изменений в прогнозный период вывести суждение определенной достоверности о будущем состоянии объекта прогнозирования. Каждый прогноз возникает в результате многоступенчатого процесса получения необходимой информации, её переработки с помощью специальных приемов и оценки достоверности полученных результатов. Совокупность этих элементов и характеризует собой конкретный метод разработки прогноза.
Среди методов составления плана развития предприятия выделяют: - балансовый метод; - нормативный метод; - программно-целевой метод; - индикативное планирование. Балансовый метод - метод взаимного сопоставления ресурсов (материальных, трудовых, финансовых) и потребностей в них. Заключается в построении систем материальных и стоимостных балансов разного уровня. Например, балансовый метод увязывает производственную программу с производственной мощностью предприятия, трудоемкость производственной программы — с численностью работающих. Сущность нормативного метода состоит в том, что для расчета того или иного планового показателя применяются нормы и технико-экономические нормативы, характеризующие рациональную величину этого показателя для конкретных условий работы предприятия. Программно-целевые методы позволяют составлять план в виде программы, т. е. комплекса задач и мероприятий, объединенных одной целью и приуроченных к определенным срокам. Цели достигаются конкретными исполнителями, которые наделяются необходимыми ресурсами. На основе ранжирования целей (генеральная цель — стратегические и тактические цели — программы работ) составляется граф типа «дерево целей» — исходная база для формирования системы показателей программы и организационной структуры управления ею. Индикативное планирование ориентировано на информирование предпринимателей о возможностях развития хозяйства в связи с оценками тех или иных тенденций в развитии отраслей, технологий, конкуренции на внутреннем и мировом рынке, предполагаемых доходах государственного бюджета и их распределении на различные цели. Целями индикативного планирования являются: - улучшение, систематизация информации о деловой конъюнктуре, предполагаемых инвестициях государства и расходах госбюджета с тем, чтобы содействовать принятию наиболее эффективных с точки зрения предпринимателя решений; - предложение системы показателей (индикаторов) экономической деятельности государства, которая может заинтересовать частный сектор. При этом необходимо соблюдение условия: минимум принуждения к реализации установок государства в области экономики (в том числе целей правительственных программ) и максимум свободы в принятии решений. Плановые показатели, нормы и нормативы Показатель – это численная характеристика свойства (явления, процесса) экономического объекта. Важнейшим инструментом планирования является система показателей. Она должна обеспечить: 1) комплексность (охват всех сторон деятельности предприятия); 2) реализацию всех принципов планирования. С помощью экономических показателей в конкретных цифровых заданиях выражается вся совокупность экономических, социальных и экологических целей развития предприятия, т.е. через систему экономических показателей можно количественно «описать» стратегию или тактику развития предприятия. Система показателей состоит из большого количества показателей, а значит, возникает необходимость их классификации: 1. Стоимостные - исчисляются в денежных единицах и определяют совокупную стоимость разнородной продукции, материальные затраты. Фонды оплаты труда и т.д. 2. Натуральные исчисляются в физических единицах с учетом потребительских свойств продукции (тонны, литры, метры и т.п.). 3. Абсолютные - являются экономические показатели, непосредственно оценивающие хозяйственную деятельность и раскрывающие ее масштабы. Они исчисляются как в денежных, так и в натуральных физических единицах. 4. Относительные экономические показатели раскрывают качественную сторону результатов хозяйственной деятельности и определяются на основе абсолютных (производительность труда, материалоемкость, фондоотдача). Планирование экономических показателей соответствует статистическим (отчетным) показателям. Они имеют единую методологическую и методическую основу исчисления, сопоставимы во времени. В системе экономических показателей статистические показатели выполняют контрольную функцию - с их помощью осуществляется глубокий анализ всех звеньев предприятия. В современной экономической литературе отсутствует единое общепризнанное понятие о нормах и нормативах. Норма - это научно обоснованная величина расхода тех или иных экономических ресурсов в конкретных производственно-технических условиях. Норматив - это эталон расхода различных ресурсов на производство единицы продукции, значение которого должно соответствовать достигнутому уровню развития рыночных отношений при полной степени использования техники, передовой технологии, прогрессивной организации производства и требуемой квалификации персонала [28]. Расчетные нормы и нормативы одновременно могут быть как абсолютными, так и относительными величинами. Так при планировании трудовых затрат исходными чаще всего служат нормативы времени, а производными - расчетные нормы времени. При установлении плановых показателей материальных затрат, наоборот норма расхода различных видов сырья служит основой для получения производственного норматива оборотных средств и т.д. Можно отметить следующие различия. 1. Норме соответствуют строго определенные значения факторов, устанавливающие ее величину в условиях конкретного производства. Если использовать математическую терминологию, то нормативы следует рассматривать как функцию, которая устанавливает однозначное соответствие между множествами норм или их элементов и влияющих на них факторов. Эта функция может быть задана аналитически, графически или таблично. Нормой является значение функции (нормативной зависимости) при фиксированных значениях аргументов (факторов). Таким образом, различие между нормативом и нормой прежде всего определяется различием между функцией и одним из ее значений. 2. Нормативы действуют длительное время (пока сохраняется данная зависимость между нормой и факторами). В отличие от этого нормы должны пересматриваться при изменении условий, на которые они были установлены.
Разнообразные нормы и нормативы образуют целую систему плановых, экономических, финансовых и иных норм и нормативов и составляют нормативную базу планирования, состоящую из ряда нормативных подсистем, сгруппированных по определенным признакам. Многообразные нормативные материалы, применяемые в процессе планирования, можно объединить в отдельные группы по следующим классификационным признакам. 1. По видам ресурсов - нормативы, регулирующие величину затрат производственных ресурсов (средств производства, предметов труда, рабочей силы) на единицу производимой продукции (работ, услуг) и коэффициенты использования различных ресурсов. 2. По стадиям производства - нормативы запасов материалов, незавершенного производства, полуфабрикатов, комплектующих изделий и готовой продукции, величина и динамика которых характеризуют процесс превращения материальных ресурсов в готовую продукцию (работу, услугу). 3. По времени действия нормативы бывают перспективные, календарно-плановые (годовые и текущие), постоянные и временные, сезонные, разовые и т.п. 4. По сфере распространения выделяют нормативы межотраслевые, отраслевые, внутрипроизводственные, а также международные, государственные, республиканские (краевые, областные), региональные, муниципальные (местные) и др. 6. По методам установления различают научно обоснованные, расчетно-аналитические, экспериментальные, отчетно-статистические и другие нормативы. 7. По форме выражения различают табличные, графические и аналитические нормативы. 8. По степени детализации нормативы подразделяются на индивидуальные и групповые, дифференцированные и укрупненные, частные и общие, специфицированные и сводные. Нормы и нормативы должны соответствовать следующим требованиям современного рынка: - научная обоснованность и прогрессивность; - объективность; - единство и взаимосвязь; - равнонапряженность; - доступность и удобство при использовании. 1.6 Общие понятия прогнозирования: понятие, виды и принципы
Прогноз – некоторое утверждение относительно будущего. Не смотря на использование информационных технологий и сложных математических моделей прогнозирование не является точной наукой. 1. За основу прогнозирования принимается предположение, что та же причинно-следственная система, которая существовала в прошлом, сохранится и в будущем. 2. Фактические результаты обычно отличаются от предсказанных. 3. Прогнозы для групп обычно более точны, чем для отдельных объектов, потому что ошибки прогнозирования в группе объектов, как правило, нейтрализуют друг друга. 4. Точность прогноза уменьшается с увеличением периода времени, который охватывается данным прогнозом.
Предсказание — это своего рода гадание о возможном состоянии объекта или процесса в будущем. Это экстраполяция прошлого, основанная на фундаментальном предположении о сохранении в будущем всех основных факторов действительности. Предвидение — это уже выполненная на базе интуиции разработка возможных решений — стратегий развития объекта или процесса в будущем. Прогноз — это суждение о возможном состоянии объекта в будущем, путях и сроках его осуществления. Различают самоосуществляющийся и самоаннулирующийся прогноз. Самоосуществляющийся прогноз оказывается достоверным только потому, что был сделан. Самоаннулирующийся - прогноз, который становится недостоверным только потому, что был сделан. Следует помнить, что прогнозирование — это рискованное занятие. Степень риска, связанного с прогнозом, зависит от базовых предпосылок. Так, если в какой-либо отрасли (по прогнозу) ощущается недостаток специалистов, то возрастет заработная плата и стремление людей получить соответствующее образование для работы в этой отрасли. Если достаточное количество людей поступят таким образом, то прогноз окажется недостоверным (т.е. «самоаннулирующимся»). Следовательно, качество прогноза не может измеряться его достоверностью. Поскольку на развитие предприятия оказывает влияние большое количество факторов, то их целесообразно классифицировать в зависимости от степени управления им: на факторы, которые совершенно неуправляемые (погода), на факторы, которые управляются полностью (выбор профессии) и факторы, которые контролируются частично. Взаимосвязь между полезностью прогноза и его достоверностью зависит от степени управления ситуацией и факторами. Если нет возможности повлиять на возможный исход, или если процесс лишь частично контролируется, то цель прогноза: - максимальное получение преимуществ от благоприятного исхода; - минимизация ущерба от его неблагоприятного исхода. Если процесс полностью управляем, то нет необходимости в прогнозе.
Поэтому показатель качества прогноза зависит не от его достоверности, а от полезности для принимаемых решений. Ценность прогноза измеряется его полезностью в этом процессе, а именно: 1) прогноз определяет границы планирования; 2) в прогнозе устанавливаются реально осуществимые темпы развития; 3) перечисляются все имеющиеся варианты прогноза; 4) прогноз отмечает те возможности, которые при желании могут быть реализованы; 5) прогноз обеспечивает разработку исходных показателей для составления плана; 6) прогноз является своего рода сигналом, определяющим возможность в будущем продолжать нынешнюю деятельность. Прогноз — это вероятное научное обоснование суждения о перспективах, возможных состояниях того или иного явления в будущем и об альтернативных путях и сроках их осуществления. Прогноз не сводится к попыткам предугадать детали будущего, его практическое значение сводится к возможности повышения с его помощью эффективности принимаемых решений.
Методы прогнозирования Среди используемых специальных методов прогнозирования на практике выделяют т.н. рациональные и точные методы прогнозирования, которым присущи свои преимущества и недостатки. Преимущество рациональных методов заключается в том, что они доступны для изучения, могут быть описаны в словесной форме и объяснены. Эти методы обеспечивают разработку такой методики, которую способен применить любой специалист, прошедший необходимую подготовку. Преимущество точных м етодов состоит в том, что они могут быть проверены другими специалистами. При проверке можно убедиться в отсутствии ошибок, а прогноз может быть пересмотрен при изменении внешних условий.
|