Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Влияние технического состояния тормозной системы на безопасность дорожного движения и эффективность технической эксплуатации автомобиля
Одним из основных показателей, характеризующих качество и эффективность работы автомобильного транспорта, является безопасность движения. В обстановке современной России, характеризующейся высокой интенсивностью движения автомобильного транспорта, в которое вовлечены десятки миллионов людей и большое число транспортных средств, предупреждение аварийности становится одной из серьезнейших социально-экономических проблем. От ее успешного решения в значительной степени зависят не только жизнь и здоровье людей, но и развитие экономики страны. Данная проблема, характеризующаяся сложностью и многоплановостью, приобрела особую остроту в последнее десятилетие в связи с возрастающей диспропорцией между приростом количества автомототранспортных средств и протяженностью улично-дорожной сети. Каждые сутки на улицах городов и дорогах совершается более 430 дорожно-транспортных происшествий (ДТП), в которых погибают и получают травмы различной тяжести около 600 человек. Только за последние пять лет произошло около 1 млн. ДТП. В них погибли 145 тыс. и получили ранения 900 тыс. человек. Последствия дорожно-транспортных происшествий, связанные с гибелью и ранением людей, потерей (повреждением) материальных ценностей, наносят значительный ущерб экономике Российской Федерации. Величина социально-экономического ущерба от ДТП в 2016 г. составила более 200 млрд. рублей, а потери только от гибели и ранения людей в результате ДТП составили около 5% валового внутреннего продукта страны. Дорожно-транспортные происшествия (ДТП) на автомобильном транспорте определяются взаимодействием указанных факторов, между которыми имеются довольно сложные связи. Причиной ДТП является несовместимость одного из компонентов системы с остальными. В частности, возникновение многих ДТП может быть объяснено превышением в процессе дорожного движения возможностей человеческого организма. Так, человек не может одновременно наблюдать за обстановкой в пределах 180 градусов либо сосредоточить свое внимание более чем на шести-семи объектах. Водитель может управлять автомобилем с наибольшей степенью безопасности только в оптимальном диапазоне нагрузок на органы чувств. Рисунок 1.1. сравнение уровня дорожно-транспортного травматизма в России и других странах Воздействие дополнительных нагрузок на водителя в связи с конструктивными недостатками или техническими неисправностями автомобиля (недостаточная обзорность, затрудненное вращение рулевого колеса, наличие воздуха в гидравлическом тормозном приводе и т.п.) приводит к понижению качества вождения, и наоборот, удачное конструктивное выполнение его узлов и деталей может в известной мере компенсировать некоторые недостатки человека. Статистические данные показывают, что основными причинами ДТП являются: неправильные действия водителей (60-70% случаев); неудовлетворительное состояние дороги или несоответствие дорожных условий характеру движения (20-30%); технические неисправности автотранспортных средств (10-15%). Приведенные данные на первый взгляд могут привести к выводу о том, что техническое состояние автомобиля не оказывает существенного влияния на безопасность движения. Однако эти статистические данные недостаточно точно отражают реальное положение дел, так как далеко не все автотранспортные средства, участвующие в ДТП, исследуются автотехнической экспертизой с целью определения технического состояния узлов и механизмов, причин и времени возникновения каких-либо неисправностей (до происшествия или во время него). Такой анализ проводится, как правило, лишь в случаях, когда ДТП сопровождалось тяжелыми последствиями. В ряде случаев официальной статистикой не учитывается, что иногда ДТП, причиной которого формально не являлась техническая неисправность систем и узлов автомобиля, влияющих на безопасность движения, сопутствовало неудовлетворительное техническое состояние ряда других агрегатов и механизмов. Например, неисправность системы отопления или вентиляции не имеет отношения к ДТП, которое произошло в результате неумышленного нарушения J правил дорожного движения. Однако такое нарушение может явиться следствием неудовлетворительного психологического состояния водителя, вызванного нарушением микроклиматических условий в кабине (высокая или низкая температура, загазованность и т.п.). При расследовании причин ДТП зачастую эти факторы не учитываются, что не позволяет вскрыть первопричину подобных происшествий - неудовлетворительное техническое состояние автомобиля. Для правильного решения вопросов, связанных с ликвидацией ДТП, происшедших по причине неудовлетворительного технического состояния автомобиля, необходимо проанализировать соотношение неисправностей по отдельным узлам, системам и агрегатам автомобиля и выявить узлы, требующие повышенного внимания (таблица1.1). Как свидетельствуют данные, приведенные в таблица 1.1, а также результаты многочисленных исследований, наибольшее количество ДТП приходится на неисправности тормозной системы. Таким образом, безотказная работа тормозной системы - один из главных факторов, обеспечивающих безопасность движения. С увеличением парка автомобилей и увеличением интенсивности движения повышаются требования к тормозным качествам. Первостепенное место в обеспечении высоких тормозных качеств автомобилей занимает разработка эффективных и надежных конструкций тормозов. Исследованию энергетических характеристик, расчету на прочность и нагруженность деталей, эффективности действия тормозных систем, расчету устойчивости и управляемости автомобилей при торможении было посвящено значительное количество работ отечественных и зарубежных ученых. Направленность исследований соответствует основному требованию, предъявляемому к тормозам, - обеспечению безопасности движения. С этой целью совершенствовались конструкции тормозных систем: введены тормоза с гидравлическим, пневмогидравлическим, пневматическим и электропневматическим приводом; введены раздельные контуры привода; повышается коррозионная стойкость трубопроводов пневматического привода; улучшаются фрикционные свойства тормозных накладок; применяются автоматические регуляторы тормозных сил и противоблокировочные устройства и т.д. Основные теоретические положения исследований изложены в трудах Е.А.Чудакова, Н.А.Бухарина, Г.В.Гольда, А.Б.Гредескула, Б.Б.Генбома, Д.А.Антонова, Я.Х.Закина, В.А.Иларионова, Г.И.Клинковштейна, А.С.Литвинова, А.Ф.Мащенко, Н.Ф.Метлюка, В.В.Осепчугова, В.Г.Розанова, Б.С.Фалькевича, А.К.Фрумкина и других. В результате этих исследований созданы технически совершенные и высокоэффективные тормозные системы, которыми оборудуются современные автомобили. Однако, как показали исследования, проведенные по определению тормозной эффективности автомобилей, находящихся в эксплуатации, у значительной части автомобилей обнаружены неисправности в тормозных системах. Так, по результатам надзорной деятельности ГИБДД МВД России, в 2016 г. почти 2, 0 млн. нарушений, или 5% от общего количества административных правонарушений в сфере безопасности дорожного движения, были связаны с эксплуатацией неисправных транспортных средств. Из общего количества автомобилей, автобусов и мотоциклов 6, 4 млн. ед., или 20, 4%, не были представлены на государственный технический осмотр; признаны исправными 84, 7% от числа осмотренных. Из каждых 100 осмотренных легковых автомобилей были неисправными 12; из 100 грузовых автомобилей - 15, из 100 автобусов - 13, из 100 мотоциклов - 28. При этом более 70% из числа автомобилей, не прошедших технический осмотр с первого раза, имели неисправности тормозной системы, приводящие к значительному увеличению тормозного пути и времени срабатывания тормозов. Большинство неисправностей тормозной системы проявляется в увеличении тормозного пути автомобиля (уменьшении замедления) или в неравномерности торможения, вызывающего занос автомобиля. При этом занос и попутные столкновения являются одними из наиболее частых причин ДТП. Ухудшение тормозной эффективности в эксплуатации вызывается увеличенными зазорами между накладками и барабанами (износом фрикционных накладок), наличием масла, воды и грязи на их рабочих поверхностях, нарушением регулировки тормозного крана, гидровакуумного усилителя или хода тормозной педали, внутренними утечками жидкости в главном тормозном цилиндре или усилителе. При этом в большинстве случаев регулировка соответствующего узла позволяет восстановить требуемую тормозную эффективность. К особенно тяжелым последствиям приводят внезапные отказы тормозной системы во время движения: прорывы диафрагм тормозных камер, обрывы шлангов и т.д. Однако эти внезапно проявляющиеся отказы в большой степени развиваются под влиянием определенных неисправностей агрегатов тормозной системы (компрессор, регулятор давления и т.д.). Своевременное выявление и устранение их неисправностей в свою очередь позволит предотвратить внезапные отказы тормозов. Таким образом, при эксплуатации тормозных систем автомобилей возрастает роль проведения качественных регулировочных работ. На этой основе возможно значительное повышение безопасности движения и эффективности технической эксплуатации автомобилей.
|