![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Тема поэта и поэзии.
В лит-ре 40-х г. (пишет Чуковский в кн. “Мастерство Некраксова”) было три взгляда на цели и задачи искусства и лит-ры: А) “В иск-ве важно не что, а как ”. Это взгляды дворянских реакционеров, продолжали они в этом Канта. Это идеи “иск-ва для искусства” – нет связи с жизнью, нет связи с моралью и политикой; есть свои цели – красивая форма и свое индивидуальное чувство. Б) “Важно не как, а что ”. Это взгляды части членов ж. “Русское слово”. Утилитарный подход, открывал дорогу низкосортной лит-ре, поделкам. В) “Важно и что, и как, но содерж. важнее, ибо форма – способ раскрытия содержания”. Это позиция Белинс., Некрасова, затем Черныш. и Добролюбова. Некр. в 1840г.: “Тот не поэт, кто продает себя толпе за злато”. Цель поэзии – говорить правду, а не служить золотому тельцу.
1848 г. – образ его Музы в стихе “ Вчерашний день…”: (Прочитать, нарисовать схему конфликта и вывод: Моя Муза сестра народа).
1851 – стих. “ Муза ”: у меня нет Музы “ласково поющей и прекрасной”, она – “печальная спутница печальных бедняков”, “с неправдою людской безумная клялась начать упорный бой”, “буйным языком в сообщники свои звала господен гром! ” 1852 – стих “ Незлобивый поэт ” – противопоставление двух поэтов: “незлобивого”, убаюкивающего читателя, кот.при жизни ставят памятник. И – обличителя толпы, кот. “преследуют хулы”, ругают, клянут. Но он защищает народ, “проповедует любовь враждебным словом отрицанья”. 1856 – “ Поэт и гражданин ” – беседа поэта и гражданина. Гражд. Упрекает поэта за отвлеченные темы: “в годину горя и печали” стыдно “красу долин, небес и моря, и ласку милой воспевать”. “Проснись: громи пороки смело…”, “Иди в огонь за честь Отчизны, за убежденье, за любовь… Иди и гибни безупрёчно. Умрешь не даром… Дело прочно, когда под ним чструится кровь”. Поэт – “избранник неба, глашатай истин вековых”. В ответ – буря в обществе: не так, нельзя, это не дело поэта! “Колокол” Герценовский за границей (распространялся в России нелегально) писал: “Воры и укрыватели воров большой руки подняли крик, начали жаловаться государю”. Цензору Бекетову за напечатание стиха был объявлен выговор. Обещали закрыть журнал. 1874 – “ Элегия ” – три части. В 1-й части поэт вступает в полемику с теми, кто считает, что после реформы тема страдания народа устарела. А Некрасов: “Не верьте, юноши! Не стареет она. О, если бы ее могли состарить годы, Процвел бы божий мир!.. Увы, пока народы Влачатся в нищете, покорствуя бичам, Как тощие ситада по выжженным лугам, Оплакивать их рок, служить им будет муза…” Во 2-й части – “Народ освобожден, но счастлив ли народ”. Надо писать о том же: “Я лиру посвятил народу своему. Быть может, я умру, неведомый ему, Но я ему служил – и сердцем я спокоен. Пускай наносит вред врагу не каждый воин, Но каждый в бой иди…” В 3-й части – народ пока не дает ответа на издевательства над ним и поэту на его усилия. Но “природа внемлет мне”, значит, когда-нибудь и народ ответит. В конце жизни – “ Форма ” - как и всю жизнь, заботился о форме. (Я иной раз просиживал ночи за пятью строками): “Стих, как монету, чекань, Строго, отчетливо, честно, Правилу следуй упорно: Чтобы словам было тесно, мыслям – просторно”. Свою Музу называл: “Бледная, в крови, кнутом иссеченная Муза”.
|