![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
И кто-то изнутри крикнул швейцару: “Гони. Наш не любил оборванной черни”. И они ушли.“И покуда я видеть их мог, С непокрытыми шли головами”.
Портрет вельможи – сном объят, любит лесть, волокита, обжора, игрок, Лирическое обращение к вельможам – Пробудись … Вороти… В тебе их спасение… НО “не страшат тебя громы небесные, а Земные ты держишь в руках...” “Что тебе этот бедный народ?.. Окружен попечением… умрешь…Втихомолку проклятый отчизною”. Ирония с намеком об опасности “беспокоить” больших особ, безопасней трогать мелких. Обобщенный вывод о тяжелой жизни народа, о стоне мужицкой среды. О скорби народной. Надежда: “Ты проснешься ль, исполненный сил…” Учебник: о ЖАНРЕ. “Трудно отнести какому-либо жанру; это и ода, и элегия, и сцена, и политическая инвектива (резкое выступление)”. Т.е. – лиро-эпическая, политическая, сатирическая миниатюра. Этапы сюжета: пишут, что нет сюжета, ибо нет сквозного героя. ОДНАКО есть развитие сюжета, если найти КОНФЛИКТ – “картина нравов – авторское отношение”.Тогда виден становится и сюжет в неполном развитии: Экспозиция – “жизнь вельможи и история крестьян, их противоречия”; завязка – скрытая, в завязке (социальное противоречие). Развязка – социально-критические размышления автора: Горько-сочувственное отношение, боль за народ. Обличение (инвектива) господствующеих кругов страны. Надежды на лучшую жизнь в стране. “Железная дорога” (1864) – сатирическое стихотворение. Жизн.материал - Строительство железн.дорог – чиновники передавали купцам-подрядчикам, получая от них крупные взатки. Работы велись в условиях жуткой эксплуатацией рабочего люда из крестьян. ПИШУТ: нет отдельных героев, так нет и СЮЖЕТА. Ошибка – есть сюжет, но он иной. Надо найти КОНФЛИКТ – “автор – условия строительства жел.дор.” На базе конфликта становится понятен и сюжет. Экспозици я – автор едет по железной дороге в вагоне и слышит разговор Вани (в купеческом армячке - богатый) с Папашей (генералом, ибо он в пальто на красной подкладке) о том, кто строил железную дорогу. Развязка – длинный условный разговор автора с Ваней и папашей-генералом в ответ на разговор. Сама развязка имеет свои внутренние этапы развития. Экспозиция – предложение автора рассказать Ване историю строительства. Завязка – скрытая: разрешение папашино. Развитие действия – рассказ о главном царе в стране: ГОЛОДЕ, об условиях работы на строительстве, о темноте и беспомощном положении рабочих, о “косточках русских”- мертвецах, советы Ване – уважать братьев своих-мужиков, народ – главная сила в стране, о привычке к труду благородной, о надежде на лучшую жизнь народа. В финальной части – о презрении господ к народу (они видят в народе только пьяниц). Предложение генерала – показать светлую сторону. Ирония – как расплатились с народом: выкатили бочку вина и простили недоимку: задолженности рабочих за баню, за невыход на работу по болезни… И радость народа за прощение долгов и водку. “Кажется, трудно отрадней картину Нарисовать, генерал? ”.
|