![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Тема 7. Индивидуальные особенности человека ⇐ ПредыдущаяСтр 5 из 5
Цель: охарактеризовать 4 основных типа темперамента, показать физиологическую основу темперамента, раскрыть понятие «индивидуальный стиль деятельности»; показать решающую роль воспитания при формировании черт характера, сформировать представление о иерархичности черт характера, охарактеризовать черты характера; показать соотношение способностей и знаний, умений и навыков; дать классификацию способностей; охарактеризовать механизмы формирования и развития способностей. Знания и умения, приобретаемые в результате освоения темы, формируемые компетенции: способность учитывать общие, специфические (при разных типах нарушений) закономерности и индивидуальные особенности психического и психофизиологического развития, особенности регуляции поведения и деятельности человека на различных возрастных ступенях (ОПК-1) Актуальность темы занятия: формирование представлений о индивидуальных особенностях человека, является необходимым в профессиональной подготовке. Вопросы и задания:
1. Понятие о темпераменте, характере, способностях человека. 2. Природные основы характера, темперамента и способностей. 3. Основные свойства и психологические характеристики темперамента (В.С.Мерлин, И.П. Павлов). 4. Структура характера и способностей. 5. Акцентуация характера. 6. Проблема формирования и развития способностей. Способности и одаренности. Талант. Гениальность. Теоретическая часть: Темперамент представляет собой динамические характеристики психологической деятельности индивида. Необходимо выяснить, зависит ли от него содержание мотивов, интересов, установок. Для получения наиболее полного представления о темпераменте следует рассмотреть его основные свойства (по B.C. Мерлину). Учение о темпераменте имеет давнюю историю и восходит к временам античности, когда темперамент рассматривали с позиции гуморальной концепции. Позднее была создана соматическая концепция. С изучением свойств головного мозга и созданием учения о типах ВНД И.П. Павловым связана физиологическая концепция. Следует запомнить, что физиологической основой темперамента является тип ВНД. Выделяют 4 основных типа темперамента (холерический, сангвинический, флегматический, меланхолический). Необходимо выяснить, является ли темперамент основой личностных черт и являются ли свойства темперамента абсолютно неизменными. Естественно, что тип темперамента не может не повлиять на деятельность. Раскройте сущность понятия «индивидуальный стиль деятельности». При изучении темы «Характер» важно усвоить, что детерминантами свойств характера будут не только особенности генотипического фона, но и особенности средовых воздействий, что позволяет говорить о воспитании как решающем факторе при формировании характера ребенка. Характер не является простой совокупностью особенностей или черт. Свойства характера взаимозависимы, взаимосвязаны, образуют целостное образование - структурность характера. Нужно уметь объяснить, что такое «иерархичность черт», перечислить и раскрыть известные в науке черты характера, объяснить, почему в психологии принято объединять их в определенные группы. Необходимо запомнить, что в истории наук известен ряд попыток объяснить сущность характера, выделить основные черты и т.д. При рассмотрении темы обязательно нужно нацелить внимание на осознание того, что в общей структуре личности характер занимает центральное место, объединяя все другие свойства и особенности поведения. Следует уяснить, что вопросы, рассматриваемые при изучении данной темы, являются важными для комплексной индивидуальной характеристики человека. Необходимо обратить внимание на соотношение способностей и знаний, умений и навыков. Существенным является вопрос о классификации способностей. В данной теме важной является проблема природы человеческих способностей. важно уяснить, в чем состоит проблема выявления механизмов формирования и развития способностей. Необходимо понимать проблемы одаренности и ее раннего выявления. Литература Основная: 1. Общая психология. Тексты [Электронный ресурс]/; под ред. Ю.Б. Дормашев, С.А. Капустин, В.В. Петухов. - 3-е изд., доп. и испр. - М.: Когито-Центр, 2013. - Т. 2, Книга 1. - 608 с. - ISBN 978-5-89353-380-4. - URL: https://biblioclub.ru/index.php? page=book& id=209400 Дополнительная: 1. Общая психология. Тексты [Электронный ресурс] /; под ред. Ю.Б. Дормашев, С.А. Капустин, В.В. Петухов. - 3-е изд., доп. и испр. - М.: Когито-Центр, 2013. - Т. 3, Книга 2. - 592 с. - ISBN 978-5-89353-384-2. – URL: https://biblioclub.ru/index.php? page=book& id=209397 Интернет-ресурсы: 1. https://www.biblioclub.ru/ - Электронная библиотечная система «Университетская библиотека онлайн» 2. https://e.lanbook.com/ - Электронно-библиотечная система «Издательство «Лань» 3. https://flogiston.ru – сайт психологического форума Флогистон
|