Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Методические указания к семинарским занятиям






Семинарские и практические занятия призваны обратить внимание студентов на широкий круг конкретных методологических и методических проблем исторической науки, выработать у студента осознанное отношение к использованию конкретных методов исследования, а так же приобрести наиболее общие навыки их применения. Семинарские занятия посвящены осмыслению сути методов исторического исследования, их месту в историческом исследовании, характеристике познавательных возможностей. Особый акцент сделан на математических и количественных методах, понимание познавательной ценности которых позволит студентам аргументировано выбирать конкретные методы изучения исторических проблем в учебно-исследовательской и научно-исследовательской работе. Эти два акцента имеют важный методологический смысл: каждый студент в процессе создания курсовой и выпускной квалификационной работы решает для себя вопросы выбора методов исследования. Семинарские и практические занятия призваны обратить внимание студентов на широкий круг методологических и методических проблем исторической науки, выработать у студента осознанное отношение к использованию конкретных методов исследования, а так же наиболее общие навыки методики их применения.

Неотъемлемой частью такой работы выступает разработка исследовательской программы. Грамотное формирование ее структуры позволит студенту эффективно решить исследовательские задачи. Значимой частью структуры научного исследования выступает методологическое обоснование исследовательских задач. В этом разделе студент должен ясно осознавать выбранные им исследовательские подходы, принципы и методы исследования. Умение корректно использовать их в своей практической работе позволит студенту сделать осознанный выбор тех или иных методов в процессе освоения норм профессиональной культуры.

Готовясь к семинарскому занятию, студенту полезно определить местонахождение темы в общей программе курса. Всегда полезно знать, какой материал предшествует и последует за данным. Нелишне обратить свое внимание и на общие цели курса и соотнести их с требованиям к специалисту: это весьма удобно для определения точности тех норм, к которым Вы должны стремиться. Ознакомление с общей программой позволит Вам подобрать наиболее полезные учебники и литературу, содержащие наибольший объем материала по предложенной теме семинарского занятия. Знакомясь с темой предлагаемого занятия, подумайте, какие вопросы вам уже известны. Познакомившись с литературой, подумайте, какие вопросы могут возникнуть при обсуждении вопросов темы.

Для эффективной подготовки к семинарским и практическим занятиям следует первоначально ознакомиться с лекционным материалом по теме. Студентам рекомендуется для ознакомления разнообразная учебная, методологическая и методическая литература, имеющаяся в фондах научной библиотеки Удмуртского университета. Это даст возможность выбора наиболее доступной и понятной концепции по конкретным вопросам занятия. НЕ забудьте о возможностях медиатеки научной библиотеки УдГУ! Помните, что полезную информацию можно почерпнуть в Интернете! Историкам, начинающим активно использовать интернет-ресурсы для решения профессиональных задач, целесообразно обратить внимание, прежде всего, на две поисковые системы-Yandex и Google. Первый является преимущественно русскоязычным, а второй осуществляет поиск на различных языках. (Подробнее см. Дополнительные материалы на портале ИИАС).

При изучении рекомендованной литературы ее следует конспектировать, обращая особое внимание на способы получения исторического знания. Для успешного освоения методологической терминологии, корректного выполнения познавательных процедур, следует все незнакомые термины, понятия, их значения выписывать в тетрадь. Желательно, чтобы в ходе ознакомления с литературой студенты стремились переосмысливать материал так, чтобы использовать его при написании курсовых и квалификационных работ, а так же в исследовательской работе.

Готовясь к семинарскому занятию, заготовьте вопросы, которые оказались вами непонятыми.

Принимайте активное участие в занятии, не ведите себя пассивно! Это даст вам возможность максимально подготовить себя к выполнению выпускной квалификационной работы как самостоятельного научного исследования!

Семинарские занятия по курсу «Математические методы в историческом исследовании» тематически содержат непростые вопросы для обсуждения, они требуют специальной подготовки. Поэтому обратите внимание: преподаватель готов проконсультировать Вас по любому вопросу! Обратите внимание на расписание консультаций преподавателя на кафедре!

Семинарские занятия проводятся в студенческой группе, поэтому Ваши однокурсники – тоже ценный источник информации. Умение работать с другими людьми – чрезвычайно ценное качество будущего специалиста. Помните, от того, как каждый в группе готов к занятию, зависит продуктивность освоения курса. Цель коллективной работы состоит в том, чтобы каждый член группы выигрывал от сотрудничества с другими. Поэтому избегайте жульничества! Целью обсуждения научных проблем в группе не должно быть уменьшение личного объема работы ее участников!

Работа на занятиях оценивается по балльно-рейтинговой системе: максимальное число баллов за каждое занятие 5. Оно суммируется с данными рубежного контроля.

 

Тема 1. Структура исторического исследования (4 часа)

 

План занятия:

1. Научная проблема и ее актуальность.

2. Постановка цели и задач исследования.

3. Историографическое обоснование исследовательских задач.

4. Источниковедческое обоснование исследовательских задач.

5. Методологическое обоснование исследовательских задач.

6. Понятие исследовательской программы.

 

Цель занятия: обратить внимание студентов на логическую структуру исторического исследования для корректного ее использования в исследовательской работе, при написании курсовых работ.

 

Задачи занятия: 1) на основе анализа специальной методологической литературы и лекционного материала выяснить структуру научного исследования, характерную для исторической науки; 2) проанализировать любую дипломную работу (на выбор студента), выполненную на кафедрах исторического факультета с точки зрения корректности и эффективности ее структуры (дипломные работы хранятся на всех кафедрах исторического факультета); 3) исходя из полученной информации, сформулировать структуру своей курсовой работы.

Особые замечания: обратите внимание на понятийный аппарат, связанный со структурой исторического исследования (научная проблема, актуальность проблемы, метод, исторический источник, историография). Уточните их содержание в «Методологическом словаре студента-историка»!

 

Литература

 

Берков В.Ф. Научная проблема. Минск, 1979.

Генинг В.Ф. Структура археологического познания. Киев, 1989.

Герасимов И.Г. Научное исследование. М., 1972.

Герасимов И.Г. Структура научного исследования. М., 1976.

Грушин Б.А. Логика исторического исследования. М., 1961.

Егорова В.С. Объяснения в исследованиях по гражданской истории // Философские науки. №1. 1983.

Ковальченко И.Д. Методы исторического исследования. М., 1987, 2003.

Коломийцев В.Ф. Методология истории. М., 2001.

Лаппо-Данилевский А.С. Методология истории. М., 2006.

Парфенов И.Д. Методология исторической науки. Саратов, 2001.

Ракитов А.И. К вопросу о структуре исторического исследования // Философские проблемы исторической науки. М., 1969.

Ракитов А.И. Историческое познание. М., 1983.

Селунская Н.Б. Проблемы методологии истории. М, 2003.

Смоленский Н.И. Теория и методология истории. М., 2007.

Ядов В.А. Стратегия социологического исследования. Описание, Объяснение, понимание социальной реальности. М., 1999.

 

Тема 2. Место количественных методов в исторических исследованиях (4 часа)

 

План занятия:

1. Условия математизации исторических исследований.

2. Проявление математизации в исторических исследованиях.

3. Место количественных методов в системе методов исторической науки.

4. Типы исследовательских задач, основанных на применении количественных методов.

 

Цель занятия: определение познавательных возможностей количественных методов.

 

Задачи занятия: 1) познакомиться с конкретными решениями исторических проблем на основе количественных методов; 2) выявить конкретные исследовательские методики и приемы анализа исторических фактов; 3) ознакомиться с предложенными работами (на выбор студента), исходя из интересующей его проблематики.

Особые замечания: обратите внимание, что математизация истории – это не мода, а насущная потребность в более глубоком познании истории. Важно при этом помнить, что математика эффективна не для всех проблем исторического познания! Наиболее продуктивно ее применение в изучении экономической, социальной, демографической истории, изучении массовых исторических источников!

Литература

 

Боришполец К.П. Методы политических исследований. Учебное пособие. М., 2005.

Балашова Е.Н. Епифаний Премудрый и Пахомий Серб: к вопросу о формальных характеристиках стиля // Математические методы и ЭВМ в исторических исследованиях. М., 1985.

Батыгин Г.С. Лекции по методологии социологических исследований. М., 1995.

Бородкин Л.И., Милов Л.В., Морозова Л.В. К вопросу о формальном анализе авторских особенностей стиля в произведениях древней Руси // Математические методы в историко-экономических и историко-культурных исследованиях. М., 1977.

Брагина Л.М. Методика количественного анализа философских трактатов эпохи Возрождения // Математические методы в историко-экономических и историко-культурных исследованиях. М., 1977.

Бровар В.В. Количественный анализ исторического развития общества // Математические методы в исследованиях по социально-экономической истории. М., 1975.

Буховец О.Г. Массовые источники по общественному сознанию российского крестьянства // История СССР. № 4. 1986.

Игошев Л.А. Опыт применения ЭВМ для анализа источников музыкальной культуры русского средневековья // Математические методы и ЭВМ в исторических исследованиях. М., 1985.

Изместьева Т.Ф. Участие России в международной торговле каменным углем // Математические методы в социально-экономических и археологических исследованиях. М., 1981.

Ковальченко И.Д. Методы исторического исследования. М., 1987, 2003.

Корсунский А.Р. Проблемы измерения социальных явлений в исторических источниках // Математические методы в исследованиях по социально-экономической истории. М., 1985.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.008 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал