![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
В дошкольное образовательное учреждение
Подготовка ребенка в детский коллектив должна начинаться с первых дней его жизни Для направления в дошкольные образовательные учреждения существует ряд противопоказаний: • все болезни в остром периоде; • хронические болезни в период обострения, требующие специаль • перенесенные инфекционные заболевания до окончания срока изо • бациллоносительство (кишечные инфекции, дифтерия); • все заразные и паразитарные заболевания глаз, кожи в период ле • злокачественная анемия, лейкемия, новообразования; • недостаточность кровообращения любой степени; • любые формы туберкулеза легких и других органов; • частые судорожные припадки, эпилепсия; • психоневрозы, психопатии; • эндокринные заболевания, требующие индивидуального ухода и • сифилис в заразном периоде, гонорея в период лечения. участке к поступлению в дошкольное учреждение», она осуществляется участковым врачом-педиатром, участковой медицинской сестрой, фельдшером или медицинской сестрой кабинета по воспитанию здорового ребенка и состоит из двух основных разделов: общей и специальной подготовки. Общая подготовка заключается в проведении систематического профилактического наблюдения для обеспечения гармонического развития и оптимального состояния здоровья при семейном воспитании. Правильное и систематическое профилактическое наблюдение за ребенком с момента рождения значительно упрощает и сокращает объем специальной подготовки. Специальная подготовка начинается со второго полугодия жизни ребенка, поскольку большинство детей идет в дошкольное учреждение после 1, 5 лет. Если известно, что ребенок пойдет в ДОУ в более младшем возрасте, то подготовка начинается с 3-месячного возраста. Она включает в себя следующие мероприятия: • санитарно-просветительную работу с родителями, которая прово • диспансерное наблюдение детей участковым педиатром, врачами- • оздоровление и лечение детей в зависимости от уровня их здоровья По данным анамнеза и состоянию здоровья участковый педиатр может спрогнозировать тяжесть течения адаптации. Специальные исследования позволили выделить группу факторов, которые могут осложнить течение адаптации у детей при поступлении в ДОУ. Так, для детей раннего возраста (ясельная группа) такими факторами могут быть в порядке диагностической значимости: • частые заболевания матери; • несоответствие домашнего режима ясельному; • возраст ребенка от 9 до 18 мес; • токсикоз II половины беременности; • заболевания у матери во время беременности; • вредные привычки у ребенка; • асфиксия при рождении; • низкий культурный уровень семьи; • злоупотребление алкоголем отца; • резкие отношения между родителями; • отставание в нервно-психическом развитии; • раннее искусственное вскармливание; • рахит II—III степени, анемия; • отсутствие закаливания и подготовки к яслям; • II и III группы здоровья; • масса тела при рождении менее 2500 и более 4000 г; • заболевания ребенка на 1 году жизни; • содержание гемоглобина 116 г/л и менее; • хронические заболевания у родителей. У дошкольников течение адаптации к детскому саду отягощают следующие факторы риска (в порядке их диагностической значимости): • частые (более 4 раз в год) заболевания ребенка; • неудовлетворительная предшествующая адаптация к яслям; • алкоголизм отца; • резкие отношения между родителями; • неправильное домашнее воспитание до поступления в детский сад; • недружелюбное отношение ребенка к другим детям; • употребление алкоголя матерью; • мужской пол ребенка; • медленная ориентация в новой среде; • низкий культурный уровень семьи; • осложнения в родах; • масса тела при рождении до 2500 г; • отклонения в физическом развитии. При наличии у ребенка 4-5 и более неблагоприятных факторов риска, особенно первых шести, наиболее вероятен прогноз неблагоприятного течения адаптации к условиям дошкольного учреждения. Прогнозирование течения адаптации целесообразно проводить дважды — в начале подготовительной работы и непосредственно перед поступлением детей в ДОУ. При первом прогнозировании планируются дополнительные профилактические мероприятия по облегчению адаптации, при втором — подводится итог их эффективности и даются индивидуальные рекомендации по ведению ребенка в адаптационный период. У детей с высокой степенью «биологического риска» можно ожидать повышение острой заболеваемости не только в периоде адаптации, но в ряде случаев и по окончании его периода. Врач составляет предварительный план подготовки ребенка к поступлению в дошкольное учреждение. В форме 112/у в листе уточненных диагнозов ставится отметка о начале подготовки ребенка к поступлению в дошкольное учреждение. После приема участковым педиатром ребенок направляется в КЗР. Медсестра КЗР дает родителям памятку по подготовке ребенка к поступлению в дошкольное учреждение. Здесь же мать получает информацию об организации жизни ребенка в дошкольном учреждении. Медсестра КЗР обучает мать специальному комплексу массажа и гимнастики, методике закаливания для повышения необходимой антистрессовой готовности сосудистой системы ребенка, даются советы о начале более ранней подготовки ребенка к поступлению в ДОУ В частности, матери советуют приблизить домашний режим ребенка к режиму детского учреждения (перед сном не укачивать, не давать пустышки, научить есть с ложки), активно приучать малыша к общению с детьми соответствующего возраста и взрослыми, воспитывать у ребенка гигиенические навыки — мыть руки, пользоваться горшком Пища во время подготовки должна быть разнообразной, близкой по составу и технологии приготовления к пище детского учреждения. На каждого поступающего в ДОУ ребенка составляется план подготовки План подготовки ребенка к ДОУ: Фамилия, имя, адрес ребенка______________________________________________ Дата рождения__________________________________________________________ Подготовка начата с___________________ месяца Проведено бесед в КЗР___________________________________________________ Проведено бесед участковым врачом, участковой медсестрой_____________ Диспансеризация проведена полностью, частично, не проведена___________ Заключение' соответствие организации сна, кормления, бодрствования возрасту ребенка, несоответствие_____________________________________ Предполагаемый прогноз адаптации__________________________________ В последующем в декретированные сроки осуществляют контроль выполнения рекомендаций. При необходимости в план рекомендаций по подготовке вносят изменения в соответствии с динамикой в состоянии здоровья. При выявлении отклонений в поведении ребенка, не связанных с какой-либо патологией, желательно проконсультироваться с педагогом. Заключительным разделом работы участкового врача-педиатра является составление эпикриза в индивидуальную карту (ф. 112/у) на ребенка с прогнозом и рекомендациями на период адаптации, включающими рекомендации по режиму, питанию, физическому воспитанию, оздоровительно-лечебным мероприятиям для профилактики острых заболеваний, при обострениях хронических очагов инфекции, при фоновых состояниях. Контроль качества осуществляют заведующие педиатрическим отделением и отделением организации медицинской помощи детям и подросткам в образовательных учреждениях. Вопрос о направлении в дошкольное учреждение детей группы риска, а также детей с хроническими заболеваниями и врожденными пороками развития решается индивидуально, в зависимости от состояния каждого ребенка, комиссионно, с привлечением соответствующих врачей-специалистов. Особое внимание следует обращать на детей с различными премор-бидными состояниями: отклонениями в физическом развитии более чем на 1 сигму, с признаками негармонического развития, отставанием нервно-психического развития более чем на 2 мес, болеющих на нервом году жизни более 3 раз и длительностью более 10 дней, с наличием аномалий конституции, с проявлениями рахита, анемии, аллергии, с хроническими заболеваниями, врожденными пороками развития. Эти дети подлежат направлению в дошкольное учреждение только после соответствующего оздоровления — санации носоглотки, полости рта, проведения противоаллергической терапии. Вопрос о направлении детей данной группы в коррекционные (специализированные) ДОУ решается медико-педагогической комиссией. Участковому педиатру необходимо также обратить внимание на раннее, последовательное, совместно с невропатологом, лечение детей с энцефалопатией. Вопрос о возможности устройства этих детей в ДОУ должен решаться после заключения специалиста, при условии проведения соответствующих оздоровительных мероприятий. Профилактику острых заболеваний (ОРВИ, гриппа и др.) у всех детей нужно проводить за 1-2 мес до поступления в дошкольное учреждение с применением средств, направленных на повышение неспецифических защитных механизмов иммунитета. В случаях острого заболевания ребенок может быть направлен в детский коллектив не ранее чем через две недели после клинического выздоровления. Особое внимание следует уделять индивидуальной профилактике часто болеющих детей. Решая вопрос о подготовке в ясли такого ребенка, врач должен составить индивидуальный план оздоровления и дать родителям памятки с рекомендациями по противорецидивному лече- нию. Работа по оздоровлению часто болеющих детей должна проводиться круглогодично, но с учетом сезонных особенностей. Летом необходимо максимально использовать природные оздоровительные факторы. Весной, осенью и в период повышенной вирусной заболеваемости на 2-3 нед назначается курс лечения травами с адаптогенным, гипосен-сибилизирующим и антибактериальным действием. По показаниям в эти периоды используются общеукрепляющие и симптоматические средства. Особое внимание должно быть уделено специфической профилактике, в частности интерферонами. В соответствии с инструкцией запрещается проведение профилактических прививок в течение месяца перед поступлением ребенка в дошкольное учреждение, но каждый поступающий в ДОУ ребенок должен иметь прививку против кори. Эффективность подготовки и ведения ребенка в период адаптации оценивается по характеру течения периода адаптации детей в ДОУ (легкая, средней тяжести, тяжелая). В заключительной информации о • течении адаптации, которая передается из детского учреждения в поликлинику по ее окончании, отмечаются следующие данные. 5 Фамилия, имя, адрес ребенка____________________________ Дата поступления в дошкольное учреждение________________ Болел в 1-й месяц______________________________________ раз. Пропустил дней________________________________ по болезни. Болел во 2-й месяц посещения ДОУ_______________________ раз. Пропустил дней__________________________________ по болезни. Длительность и характер нарушений в поведении____________ Заключение о периоде адаптации: легкая, средней тяжести, тяжелая (отмечается в листе уточненных диагнозов) , Врач__________________________________ Преемственность в работе врача поликлиники и ДОУ состоит в том, что профилактические и оздоровительные мероприятия, начатые в поликлинике, продолжаются в дошкольном учреждении. С другой стороны, для участкового педиатра активное наблюдение за детьми, поступившими в ясли-сады, остается важным разделом его работы. При оформлении документации на ребенка для ДОУ, в истории его развития (форма № 112/у) делается запись, когда началась и окончилась подготовка к поступлению в ДОУ, какие проведены оздоровительные мероприятия и их результаты.
|