![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Организация медицинского обслуживания домов ребенка
Одним из специализированных учреждений охраны материнства и детства служит дом ребенка. Помимо домов ребенка общего типа существуют специализированные дома ребенка для дстей с дефектами умственного и физического развития. Номенклатура специализированных домов ребенка представлена следующими видами учреждений: для детей с органическим поражением ЦНС и нарушениями психики; с органическими поражениями ЦНС без нарушений психики, в том числе ДЦП; с нарушениями функции опорно-двигательного аппарата и другими дефеюами физического развития без нарушений психики; с нарушениями слуха и речи (глухонемых, оглохших, тугоухих); с нарушениями речи (заикающихся, с алалией и другими нарушениями), с нарушениями зрения (слепых, слабовидящих), с туберкулезной интоксикацией, малыми и затухающими формами туберкулеза. Основную часть воспитанников домов ребенка составляют дети из социально неблагополучных семей. Согласно Положению о домах ребенка, утвержденному приказом Минздрава СССР № 1525 от 19 11.1986, дом ребенка является учреждением здравоохранения, предназначенным для воспитания и оказания медицинской помощи детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также детям с дефектами умственного и физического развития В доме ребенка общего типа воспитываются дети от рождения до трехлетнего возраста, в специализированных домах ребенка — до четырехлетнего возраста В специализированных домах ребенка (или специализированных группах, в зависимости от мощности дома ребенка) содержатся дети с дефектами умственного и физического развития кроме детей с задержкой психического и физического развития, обусловленной дефектами воспитания Помещение дома ребенка, твердый и мягкий инвентарь, медицинское и хозяйственное оборудование должны отвечать санитарно-гигиеническим, медицинским и педагогическим требованиям, соответствовать имеющимся возрастным нормативам. Дом ребенка должен быть обеспечен необходимыми методическими пособиями и игрушками в соответствии с возрастом и психическим развитием детей. В доме ребенка существует карантинная группа для вновь поступающих детей и изолятор для детей с инфекционными заболеваниями, не требующими стационарного лечения. Число коек в изоляторе должно быть не менее 10% от штатного числа мест в доме ребенка. Во главе дома ребенка стоит главный врач, который является распорядителем кредитов, имеет право приема и увольнения персонала дома ребенка, отвечает за постановку медицинской, воспитательной, правовой и административно-хозяйственной работы в учреждении, обеспечивает работу данного учреждения в экстремальных условиях. Дом ребенка пользуется правом юридического лица, имеет самостоятельную смету, круглую печать, штамп учреждения с указанием своего полного наименования. Нормативными документами определена наполняемость групп в доме ребенка: от рождения до 1, 5 лет (10 детей), от 1, 5 до 2-х лет (13 детей), от 2-х до 4-х лет (15 детей). Независимо от возраста количество детей в группах с патологией ЦНС не должно превышать 10 человек. Сведения о поступивших воспитанниках заносят в журнал приема детей, который пронумеровывают, прошнуровывают, скрепляют печатью учреждения и постоянно хранят в архиве дома ребенка. При помещении воспитанников в больницу, санаторий их не относят к выбывшими, а по возвращении не считают вновь поступившими и не регистрируют в журнале приема. На каждого ребенка оформляют история развития. В 2000 г. утверждена новая форма медицинской документации — «Медицинская карта ребенка, воспитывающегося в доме ребенка», форма № 112-1/у-00. Сопроводительную медицинскую документацию подклеивают в историю развития в отдельном пакете. Юридическую документацию хранят у главного врача или главной медицинской сесгры в сейфе, сведения юридической документации носят секретный характер, их хранятся в соответствии с установленными правилами и предъявляют только следственным и судебным органам по их официальному запросу. Помещая ребенка на излечение в больницу или санаторий, дом ребенка обязан сообщить об этом родителям или лицам, их заменяющих (в случае временного устройства ребенка), а также интересоваться состоянием здоровья, заносить в историю развития отметки о ходе лечения. В дом ребенка принимают (согласно инструкции о порядке приема детей), детей-сирот; детей одиноких матерей (отцов); подкинутых детей; детей родителей, лишенных родительских прав или в случае вынесения судебными органами решения об отобрании у них ребенка; детей родителей, признанных в судебном порядке безвестно отсутствующими; детей, находящихся в стационаре, не требующих обследования или лечения и не взятых родителями и лицами, их заменяющими, после неоднократных напоминаний; детей одного или двух родителей, не имеющих возможности их воспитывать (по состоянию здоровья, в связи с длительным отъездом, отбыванием наказания, нахождением под стражей в период следствия); детей с дефектами умственного и физического развития, независимо от наличия обоих родителей. Детей принимают в дом ребенка из родильных домом, соматических отделений детских больниц, карантинов-распределителей, семей и так далее с периода новорожденное™ и содержат в нем до трехле! пего возраста. В виде исключения в домах ребенка общего типа moi у i находиться воспитанники в возрасте до 4-х лет с задержкой физического и психического развития, обусловленной условиями воспитания, если их перевод в другие учреждения в соответствии с заключением специалистов считают преждевременным. Прием детей из родильных домов и карантинов-расп редел hi елей осуществляют непосредственно в группу, из семей и стационаров и карантинную группу или изолятор, где при этом осуществляю! необходимые лечебно-восстановительные мероприятия, соответствующие возрасту ребенка. Из карантинной группы (изолятора) ребенок поступает в группу. Каждое перемещение ребенка необходимо фиксировать в истории развития на лицевой стороне обложки с обоснованием в тексте. Не подлежат приему в дом ребенка дети с острыми инфекционными заболеваниями, активной формой туберкулеза, активным сифилисом, СПИДом, заразными кожными заболеваниями, острыми заболеваниями ЦНС и другими заболеваниями, требующими стационарного лечения. Документы, необходимые при оформлении в дом ребенка. • Заявление одного или двух родителей или лиц, их заменяющих, о • Путевка соответствующего органа здравоохранения (МЗ респуб • Свидетельство о рождении ребенка. • Выписка из истории развития (медицинской карты стационарно • Справка о состоянии здоровья матери (в случае направления ре • Справка об отсутствии инфекционных заболеваний в квартире • Справка с места работы (с указанием заработной платы), учебы • Сведения о родителях и близких родственниках (братья, сестры, • Документы, подтверждающие отсутствие родителей или невоз При временном устройстве в дом ребенка детей, имеющих родителей или лиц, их заменяющих, органы здравоохранения или по их поручению администрация дома ребенка составляют соглашение о сроке пребывания ребенка (по форме заявления). В соглашении оговаривают участие родителей, одного из них или лиц, их заменяющих, в уходе за ребенком и его воспитании. Подкинутых детей принимают в дом ребенка по акту, составленному в органах правопорядка, с последующим оформлением путевки в органах здравоохранения в трехдневный срок. Копию акта о подкидывании, составленного в доме ребенка, направляют в органы правопорядка. Подкинутым детям дом ребенка присваивает фамилию, имя, отчество и и трехдневный срок на основании вышеуказанного акта о приеме регистрирует ребенка в органах записи актов гражданского состояния. И случае оставления ребенка родителями в стационаре составляется со-О1 нстствующий акт, заверенный печатью Главный врач дома ребенка имеет право взыскать в судебном порядке средства на содержание детей с родителей, если они не освобождены по закону от внесения платы за содержание детей. В этих случаях средства на содержание детей взыскивают с каждого из родителей в пользу дома ребенка, в котором находится ребенок в размере, установленном для взыскания с родителей алиментов на детей. Выписка детей родителям или лицам, их заменяющих, осуществляют по заключению отдела просвещения по месту их жительства в срок, указанный в соглашении. Дом ребенка обязан уведомить их за 2 нед до истечения срока пребывания. Продление срока осуществляют по официальному распоряжению органов здравоохранения на основании нового соглашения. В целях защиты прав и интересов детей в случае необоснованного отказа родителей или лиц, их заменяющих, взять ребенка по истечении указанного в соглашении срока, дом ребенка обязан предьянить иск о лишении их родительских прав. Возвращение детей родителям, давшим согласие на усыновление (отказ), осуществляют в порядке, аналогичном порядку усыновления. Перевод детей в детские дома общего типа осуществляют но достижении ими трехлетнего возраста, в детские дома народного образования для детей с нарушением интеллекта и дома-интернаты социального обеспечения — по достижении четырехлетнего возраста. Перевод осуществляют в соответствии с заключением медико-педагогической комиссии. Сведения о детях, подлежащих переводу, сообщают органам просвещения и социального обеспечения за 6 месяцев до срока перевода. При переводе ребенка в детский дом соответственно передают юридическую и медицинскую документацию (выписку из истории развития ребенка). Дом ребенка обеспечивает детей, переводимых в государственные учреждения, одеждой и обувью по сезону. Детей, воспитывающих в доме ребенка, наблюдают педиатр и профильный специалист, при этом они осуществляют ежегодные углубленные медицинские осмотры врачами территориальных поликлиник, проводят необходимые профилактические и оздоровительные мероприятия, обеспечивают лечение больных детей, находящихся в изоляторе, проводят необходимую коррекцию дефектов умственного и физическо-i о развития по профилю. Врач-педиатр дома ребенка отвечает за жизнь и здоровье, организацию условий жизни детей в доме ребенка, назначает вместе со старшим воспитателем и контролирует режим и проведение режимных процессов, питание, гимнастику, массаж, использование свежего воздуха, закаливание, профилактические прививки. Врач также следит за выполне- нием санитарно-гигиенических требований, назначает индивидуальное питание детям до 1 года и ослабленным детям с проведением необходимых ежемесячных расчетов питания с целью его коррекции. Кроме того, педиатр осуществляет контроль за питанием детей старше года, развитием и состоянием здоровья детей путем проведения плановых профилактических осмотров; организует систематическое наблюдение за детьми диспансерной группы, назначает и контролирует проведение осмотров узкими специалистами, анализирует результаты их осмотров. Он также обеспечивает выполнение назначений по оздоровлению и лечению детей с отклонениями в состоянии здоровья, лечит дегей, не подлежащих госпитализации, в изоляторе дома ребенка с ежедневным осмотром, обеспечивает своевременную госпитализацию нуждающимся в ней детям, ведет установленную документацию, контролирует ведение документации в группах и изоляторе. В домах ребенка дети постоянно находятся в социальной микросфере, которая представляет для них основу формирования поведенческих стереотипов. Любая ситуация помещения ребенка в дом ребенка сопровождается адаптационным синдромом, который, как правило, протекает тяжело в связи с отсутствием эмоционального контакта с родными и близкими. Дети, воспитывающиеся в доме ребенка, как правило, имеют меньшие возможности тренировки адаптационных механизмов, и у них отмечают более низкий уровень социальной адаптации. Постоянное пребывание в стереотипных условиях группы, ограниченные контакты с внешним миром формируют к жестко закрепленным стереотипам поведения в конкретных условиях. Поэтому всякий переход в новые условия (госпитализация, перевод в другую группу и так далее) выступает сильным стрессовым фактором. К тому же, почти все дети в домах ребенка имеют отягощенные биологический, генеалогический и социальный анамнез, не всегда оптимальные показатели развития и состояния здоровья. Это, безусловно, снижает выносливость и работоспособность ЦНС, способствует возникновению неадекватных ответных реакций. Из факторов, определяющих тяжесть и длительность адаптации, необходимо учитывать возрастные особенности личности ребенка, биологический и социальный анамнез, качество работы с вновь поступившими детьми. В условиях дома ребенка легкая адаптация имеет место при пра-ипльной организации всей оздоровительно-воспитательной работы при приеме, переводе из одной труппы в другую или других перемещениях дсчей. Легче адаптируются дети из социально-неблагополучных семей, подкину! ые дети Адаптацию средней тяжести чаще регистрируются в возрасте от 9 мес до 1, 5 лет у детей с отклонениями в состоянии здоровья, при поступлении ребенка из относительно благополучной семьи, посещавшего детские дошкольные учреждения, при переводе из одной группы в другую, при плохо организованной оздоровительно-воспитательной работе. Однако, чаще всего в домах ребенка регистрируют тяжелую адаптацию, характеризующуюся длительно и тяжело протекающими проявлениями неадекватного поведения, граничащего с преневротическими состояниями. С учетом состояния здоровья воспитанников, как правило, с комплексом нарушений и ограничений, а также «омоложением» возраста поступающих в дома ребенка детей, перед персоналом домов ребенка встают новые задачи по выхаживанию детей первого года жизни, своевременной диагностике и реабилитационной помощи на ранних этапах В настоящее время в деятельности домов ребенка до 70% всего объема занимает медицинская реабилитация. Сроки проведения профилактических осмотров в доме ребенка до 2-х мес (ежедневно), с 2-х до б-и мес (1 раз в 5 дней), с 6-и до 9-и мес (1 раз в 10 дней), с 9-и до 12-и мес (1 раз в 14 дней).
|