Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Методика исследования коэффициента трения и износостойкости поверхности покрытий
Коэффициент трения и интенсивность износа поверхности образца и контртела измеряли при помощи автоматизированной машины трения «Tribometer» фирмы «CSM Instruments» (Швейцария), управляемой компьютером, по стандартной схеме испытания «шарик – диск». Данные испытания позволяют использовать модель Герца, что соответствует международным стандартам ASTM G99-959 DIN50324 и может быть использовано для оценки износостойкости образца и контртела. Экземпляр устанавливали в держателе, вертикально плоскости образца фиксировали сердечник, в завершении какого был шар диаметром 6 миллиметров из стали «Stainless Steel AISI 420» (прочность согласно Виккерсу 5000…8000 НV). Присутствие поддержки регулировки измерителя передвижения подбирали радиус кривизны плоскости износа. Другой датчик восполнил силу трения и позволил установить значение коэффициента трения в установленный момент времени. Подготовка к проверке включала: а) 3 типа калибровки: – скорости вращения двигателя; – тангенциального смещения измерителя; – радиуса кривизны плоскости износа; б) установку параметров проверки с поддержкой особого программного обеспеченья (программа «Instrum X for Tribometer»). Задавалась последующая требуемая с целью проверки сведения: – частота выборочного опроса датчика; – сведения о находящейся вокруг среде (температура, влажность); – размер перегрузки, присутствие каковой будет проводиться испытание, Н; – прямолинейная скорость, см/с; – протяженность пробега, м, либо число циклов; – сведения о подложке (источник покрытия, источник подложки, тип заблаговременной очищения образца пред проверкой); – сведения о контртеле (источник покрытия, источник контртела, тип заблаговременной очищения контртела пред проверкой, объем, геометрия). Испытания проводили в атмосфере присутствие нагрузке 5 Н и линейной скорости 10 см/с, с радиусом кривизны поверхности износа 5…9 миллиметров, подход несогласие составлял 100, 200 и 500 м. Интенсивность износа образца и статистического партнера (шарика) давали оценку согласно формуле W=V/(P l), (3.1) где W – интенсивность износа, Н-1 м-1; V – объем удаленного материала, мм3, P – нагрузка, Н; l – путь трения, м. Определив диаметр поверхности износа шарика при помощи оптического инвертированного микроскопа «Olympus GX 51» (Нидерланды), объем удаленного материала на шарике рассчитывали следующим образом: V = π h2 (r – (1/3) h), (3.2) где h = r– (r2 – [d/2]2)1/2; d – диаметр износа, мм; r – радиус шарика, мм; h – высота сегмента, мм. Объем удаленного материала образца определяли по сечению дорожки износа на поверхности образца с помощью автоматизированного прецизионного контактного профилометра «Surtronic 25» (производство фирмы «Taylor Hobson», Великобритания): V=s l, (3.3) где l – длина окружности, мм; s – площадь поперечного сечения дорожки износа, мм2. Состояние поверхностей трения изучали с использованием оптического микроскопа фирмы «Olympus GX 51», который снабжен автоматизированной системой для анализирования изображений «SIMAGIS Photolab», и электронно-ионного сканирующего микроскопа «Quanta 200 3D» (Нидерланды).
|