Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Военные действия в Атлантике и Западной Европе
Борьба в Атлантике и в Западной Европе весной, летом и осенью 1942 г. проходила в период ожесточенных сражений на советско – германском фронте, где противник нес огромные потери. Провал стратегических планов Германии в войне против Советского Союза вынуждал гитлеровское командование непрерывно перебрасывать сухопутные войска и авиацию из Западной Европы на Восток, а также пересматривать первоначальную дислокацию своего флота. Ослабление сил Германии на Западе непосредственно повлияло и на ход военных действий в Атлантике. Поскольку немецко – фашистское руководство было вынуждено направлять на советско – германский фронт преобладающую часть ресурсов вермахта, оно не могло выделить достаточных сил для решения важных задач на Атлантическом театре военных действий и в прибрежных районах Западной Европы. Тем самым для Великобритании и США создались благоприятные условия для накопления на Британских островах крупных группировок сухопутных войск и авиации, а также материальных средств для последующего их использования в борьбе против Германии. Действия бомбардировочной авиации союзников по объектам Германии и оккупированных ею стран Европы оказались менее эффективными, чем ожидалось, и не смогли серьезно подорвать военно – экономический потенциал «третьего рейха». «Воздушное наступление» англо – американской авиации 1942 года, по существу, явилось лишь своего рода репетицией накануне более серьезных стратегических ударов авиации США и Великобритании по агрессору в последующие годы войны. Летом господство в воздухе над Западной Европой перешло к союзникам, что создавало благоприятные условия для проведения десантных и других операций. Воздушные бомбардировки объектов Германии в основном велись английской авиацией. Наиболее активно английские бомбардировщики действовали в мае – июле. Несмотря на большие разрушения жилых и производственных зданий, многочисленные человеческие жертвы, бомбардировки не смогли нарушить работу военной промышленности, подорвать экономику Германии. Даже первый массированный налет на Кальен не был столь эффективным, как это было представлено и широко разрекламировано командованием английских военно – воздушных сил. В соответствии с договоренностью США и Великобритании со второй половины октября основные усилия 8- й американской воздушной армии были направлены на удары по базам подводных лодок в Бискайском заливе (Брест, Сен – Назер, Лорьян, Нант). В связи с этим главнокомандующий вооруженными силами США в Европе генерал Д. Эйзенхауэр еще 13 октября указывал К. Спаатсу, что считает «поражение подводных лодок одним из основных условий победы в войне» и что из всех задач авиации армии США «ни одна не должна стоять выше задачи нанесения поражения подводным лодкам». В первом таком налете 21 октября участвовало 90 бомбардировщиков. Однако вследствие слабой подготовки к вылету и плохой погоды цели достигли только 15 самолетов. Не дал существенных результатов и налет 9 ноября 43 американских бомбардировщиков на Сен – Назер. С весны английское командование активизировало действия военно - морских и воздушных сил, особенно авиации берегового командования, на прибрежных коммуникациях противника и в борьбе с подводными лодками в прибрежной зоне. По мере накопления опыта, увеличения и улучшения самолетного парка результативность воздушных атак возросла. Если за первые четыре месяца 1942 года было потоплено 5 судов противника (потери при этом составили 55 самолетов), то в мае – уже 12 судов при потери 43 самолетов. Значительно расширились и активные минные постановки английской авиации бомбардировочного и берегового командования. За семь месяцев на минах подорвалось 150 вражеских судов общим тоннажем более 148 тыс. брт. Потери английской минно – торпедной авиации при этом были все еще велики – 118 самолетов. Основной задачей, которую стороны решали в этот период, была борьба за атлантические коммуникации. Германия продолжала успешно осуществлять серийную постройку подводных лодок, которые были практически единственным средством напряженной борьбы на этих важных коммуникациях. На рост числа действующих лодок и повышение их качественного состояния тормозились из – за перестройки военного производства в целях удовлетворения потребностей вооруженных сил на советско – германском фронте. В мае – октябре действия противника в Атлантике по уничтожению транспортных судов США и Великобритании были самыми результативными за всю войну. За шесть месяцев потери стран и нейтральных государств в водах Атлантического океана и прилегающих к нему морей (кроме Средиземного) составили 676 судов, из которых 85% - от действий немецких подводных лодок. В то же время среднемесячные потери подводных лодок выросли в три раза. Если за первое полугодие германские подводные силы потеряли 22 лодки, то за второе – 66 (в мае – октябре было потоплено 55). Осенью 1942 года фашистские подводные лодки были вытеснены из прибрежной зоны западной части Атлантического океана и перенесли свои действия в его центральный и южный районы. Даже большие лодки, действовавшие в удаленных южных районах Атлантики, нуждались в регулярном обеспечении топливом и боеприпасами. Однако специальных лодок снабжения в германском флоте не хватало, не говоря уже о том, что их выход море через блокируемую зону становился затруднительным.
|