Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Особенности социально-экономического и политического развития стран Латинской Америки во второй половине XX в.






На протяжении XX в населения Латинской Америки увеличилось с 60 до 520 млн. человек (2001 г) Вследствие процессов деколонизации возросло и количество государств в регионе - с 20 в начале XX в до 33 на сегодняшний. Увеличение произошло вследствие процессов деколонизации, за счет получения независимости бывшими колониальными владениями Великобритании и Нидерландов в Карибском бассейне На сегодня в регионе еще сохраняется контроль над отдельными территориями со стороны Франции, Нидерландов, США и Великобритании По уровню экономического развития после Второй мировой войны они значительно отличались друг от друга. К странам с наиболее развитой обрабатывающей промышленностью принадлежали Аргентина, Бразилия, Мексика, Чили. Такие страны, как Колумбия, Венесуэла, Перу, Уругвай, имели развитую горнодобывающую промышленность Остальные - аграрные страны Общим признаком для латиноамериканских стран была монокультурность экономики и сельского хозяйства, в частности латифундизм (крупное частное землевладение), архаичность отношений в сельском хозяйстве, аграрное перенаселение.

Сразу после войны экономическое положение стран Латинской Америки было достаточно благоприятным - удаленность от главных театров войны, спрос на сырье, промышленные и сельскохозяйственные товары, повышение цен на них создали благоприятную ситуацию для развития в них экономики. В этих странах стали развиваться металлургия, машиностроение, нефтехимия, электропромышленность Особенностью послевоенного экономического развития стран Латинской Америки стало создание и укрепление в них государственного сектора в промышленности. Были национализированы или выкупленные предприятия в нефтяной промышленности, железной дороги, коммунального хозяйства и т.д. Особенно интенсивно огосударствление отраслей народного хозяйства происходило в Аргентине, Бразилии, Мексике, Чили. Эта политика осуществлялась военными авторитарными режимами которые имели достаточно широкую народную поддержку В Аргентине это период правления президента Хуана Перона (1946-1953), в Мексике - президента Мигеля Алемана (1946-1952), в Бразилии - президента Ж. Туле Варгаса (1950-1954), в Чили - президента Гонсалеса Виделы (1946 - 1952).

В условиях развертывания " холодной войны" США укрепляют военно-политическое сотрудничество со странами Латинской Америки. В 1948 году они заключили многосторонний договор о коллективной безопасности, в этом же год к была создана Организация американских государств. Американцы перевооружили местные армии и создали новую военную элиту, которая прошла подготовку в США. Вашингтон поддерживал тесные связи с такими одиозными антинародными режимами, как Батисты на Кубе, Сомосы в Никарагуа.

В конце 50-х - начале 60-х годов начинается новый этап социально-экономического развития Латинской Америки. Ресурсы для проведения индустриализации исчерпаны, а государственные финансы перегружены необходимостью поддерживать огромный государственный сектор экономики. Недостатки в бюджетах возникали и вследствие реализации амбициозных проектов: в Бразилии - строительства новой столицы Бразилиа а вдали от перенаселенного Рио-де-Жанейро, в Мексике - проведение Олимпийских игр 1968 г. Это приводило к перенапряжению бюджетов, рост инфляции и, как следствие, к политической нестабильности. Более 70 военных переворотов, путчей за 25 послевоенных лет - таким был результат этой нестабильности В одних случаях на волне массового недовольства власть приобретали левые силы, которые пытались найти выход из положения на пути строительства социализма. Так развивались события на Кубе, где партизанская война против проамериканского режима завершилась в начале 1959 г. победой повстанцев, лидер которых - 32-летний Фидель Кастро - возглавил правительство. Он наладил тесные связи с СССР. Н.С. Хрущев, увлеченный идеей получить союзника в 90 милях от США, пошел ради сохранения режима Кастро даже на риск ядерной войны в 1962 г Куба, повторяя опыт СССР, стала заурядной страной тоталитарного социализма.

Фидель Кастро (р. 1926) - государственный и политический деятель Кубы. С 1953 возглавил вооруженную борьбу против диктаторского режима Батисты, за что был приговорен к 16 лет заключения (в 1965 амнистирован). Эмигрировал в Мексику, где сформировал революционный отряд для продолжения борьбы против диктатуры Батисты. Возглавил партизанскую борьбу на Кубе, которая привела к победе Кубинской революции (1 января 1959 г) и установлению коммунистического режима. В 1979 г стал президентом международного Движения неприсоединения, хотя фактически осуществлял политическую линию СССР, который оказывал Кубе финансовую помощь.

3. Борьба за демократические преобразования. Два пути развития латиноамериканских стран: «строительство социализма» (Куба, Чили, Никарагуа) или интеграция в мировую экономику (Мексика, Бразилия, Боливия...).

Считая, что вся Латинская Америка созрела для социалистической революции, Кастро без устали, но безрезультатно пытался поднять революцию на континенте. Во время одной из таких попыток погиб в Боливии его сподвижник – Эрнесто Че Гевара, который стал кумиром радикальной молодежи 60-х годов.

В Чили попытку построения социализма в 1970-1973 гг. совершило правительство президента Сальвадора Альенде, которое состояло из коммунистов и социалистов. В отличие от Кастро Альенде пришел к власти конституционным путем и пытался построить социализм в рамках конституционной законности. Радикальные преобразования, включая национализацию всей медной промышленности, вызвали хаос в экономике и массовое недовольство. Воспользовавшись этим, генерал Пиночет за одобрение США сверг правительство Альенде, который погиб во время штурма президентского дворца.

В 1979 г партизаны Фронта национального освобождения повалили один из самых позорных диктаторских режимов Латинской Америки - Сомосы в Никарагуа. События развивались по кубинским образцу и с такими же последствиями, но в 80-е годы в стране возникло оппозиционное партизанское движение На свободных выборах 1990 г. строители социализма - сандинисты - потерпели поражение, хотя и остались одной из ведущих политических партий.

Другие латиноамериканские страны становятся на путь интеграции их экономики в мировую, открывая доступ иностранному капиталу и способствуя свободной торговле. Развивается экономическая интеграция. В 1960 г была образована ЛАВТ (Латиноамериканская ассоциация свободной торговли), куда вошли 11 стран; 1961 г - Центральноамериканский общий рынок (5 стран); 1968 г - Карибская ассоциация свободной торговли (12 стран).

Поиски путей преодоления кризисных явлений в социально-политической и экономической сферах часто приводили к установлению военных хунт, которые в 1962 г. - пришла к власти в Аргентине, в 1963 - в Гватемале, Гондурасе, Эквадоре, в 1964 г – в Боливии и Бразилии, в 1973 г - в Чили. Все они вели борьбу с левыми, ограничивали политические свободы. Достигнута таким образом внутренняя стабильность и создание льготного режима для иностранных капиталовложений привели к большому притоку инвестиций и ускорению развития Бразилии. До 80-х годов она обогнала по валовым национальным продуктом Италию и приблизилась к Англии, заняв 7-е место в мире по выплавке стали, 8-е - по производству телевизоров, 10-е - по выпуску легковых автомобилей. Оборотной стороной этого курса стал рост внешней задолженности стран Латинской Америки, низкая заработная плата, не могло не привести к социально-политическому кризису военных режимов.

Определенное влияние на социально-экономическое развитие латиноамериканских стран имела политика США. В 1961 г президент Дж Кеннеди предложил этим государствам объединиться в «Союз ради прогресса», для ликвидации отсталости. Америка предоставила им помощь (20 млрд. долл.) для реформирования экономики, социальной сферы Цель, которую ставили США, сводилась к предотвращению кубинского варианта развития событий. Одновременно США вмешивались в дела стран Латинской Америки, чтобы помешать коммунистам захватить власть Так, в апреле 1965 г американские войска высадились в Доминиканской Республике; 1973 г США взял и участие в подготовке свержения конституционного правительства в Чили; 1983 г. войска США оккупировали о. Гренаду.

Военные диктатуры латиноамериканских стран оказались неспособными решать назревшие проблемы (остановить снижение среднегодовых темпов роста валового национального продукта, инфляцию, уменьшить со внешнюю задолженность). Меры экономии за счет населения и безудержный рост цен привели к массовым забастовкам и народных волнений во многих странах. В 80-е годы начинается восстановление демократических режимов: 1980 г - в Перу, 1982 г - в Боливии, 1985 г - в Бразилии, Гватемале, Гондурасе, Уругвае, 1989 г - в Сальвадоре и Парагвае, 1990 г - в Чили. В 1992 г. во всех странах Латинской Америки, кроме Кубы, установился демократический строй, укрепились конституционные формы правления. Демократия и рыночная экономика становятся определяющими для развития стран Латинской Америки. Установился поворот к разгосударствлению и приватизации средств производства, открытости экономики. Повсюду наметился отход от системы протекционизма; латиноамериканцы начали активно включаться в мировое хозяйство; стали активно привлекаться американские, японские, немецкие, английские, французские инвестиции. В 1989-1992 гг. одна только Мексика получила для своего экономического развития 35 млрд долл. В 90-е годы в этих странах начинаются реформы, которые сводятся к сбалансирования бюджетов, стабилизации рынков, отмены торговых ограничений, распродажи государственных предприятий. Это привело к заметному экономическому росту (7-10%) в Аргентине, Венесуэле, Чили Инфляция начала спадать: в середине 90-х она не превышала 10%. В Бразилии, Мексике, Боливии новые правительства пытаются сделать экономику более социально ориентированной. На данном этапе Латинская Америка вступила в новый период своего развития. Однако в ее странах ожидают решения такие проблемы, как неравномерность экономического развития, огромный внешний долг (близкими в 500 млрд. долл.), сокращение государственных расходов, преодоления бедности.

4. Интеграция стран Латинской Америки в мировую экономику. Усиление интеграционных процессов.

В последние два десятилетия XX - начале XXI в страны Латинской Америки впервые в своей истории развивались без диктатур, практически повсеместно у власти были конституционные режимы представительной демократии. Подавляющее большинство стран Латинской Америки - республики президентского типа, с преобладанием структур исполнительной власти над законодательной. Однако сохраняется влияние на все ветви власти разных «группы влияния» и прежде всего традиционно прочные позиции сохраняются за военными кругами.

Партийно-политические системы в странах Латинской Америки не в полной мере соответствуют западным образцам их характерными признаками остаются каудильизм (вождизм), плановость, популизм. В 90-е годы наметилась тенденция к падению доверия населения к традиционным партий, в результате чего к рулю власти в некоторых странах пришли так называемые независимые, новые кандидаты (Бразилия, Перу, Венесуэла, Эквадор).

Другой характерной чертой партийно-политической жизни стран региона в 90-е гг. XX - начале XXI вв. стала потеря идеологических позиций коммунистическими париями, что связано с глобальными мировыми процессами, прежде всего, распадом СССР. Многие из бывших членов компартий вошли во вновь левых организаций социалистического толка. В это время были пересмотрены и основные принципы социализма. Так следуя идее о необходимости сохранения государственного контроля над стратегически важными звеньями экономики, сегодня левые признают целесообразность развития частной собственности, кооперативов.

Новые процессы не обошли и Кубу, где сформировался особый режим В начале 90-х гг XX в Куба лишилась возможности для получения внешней материально-технической и финансовой помощи в результате распада в социалистической системы, что резко отрицательно сказалось на социально-экономическом положении населения. При таких обстоятельствах руководство страны во главе с Ф. Кастро вынуждено было откорректировать курс внутренней ого развития страны. Новый стратегический план развития народного хозяйства предусматривал создание совместных предприятий, привлечение иностранных инвестиций (прежде всего в туристическую сферу), повышение производства путем предоставления предприятиям большей самостоятельности, структурную реорганизацию в сахарной промышленности Куба остается социально ориентированной страной, где большая часть бюджета расходуется в сфере образования, здравоохранения и на социальное обеспечение. В результате страна имеет достаточно высокий индекс человеческого развития (обобщающий показатель качества жизни). Несмотря на определенную либерализацию экономического курса страны стратегией развития Кубы пока не предусмотрены изменения политического строя и демократизации, хотя с февраля 2008 г у руля государства произошли изменения - страну возглавил брат Ф. Кастро Рауль Кастро.

В 90-е годы XX в - начале XXI в Латинской Америке углубились интеграционные процессы Главными направлениями интеграции стало создание субрегиональных зон свободной торговли и двусторонние договоры с целью ликвидации взаимных таможенных пошлин. В перспективе предусматривалось создание общеконтинентальной зоны свободной торговли, которая бы охватывала Северную и Южную Америку.

Впервые с такой инициативой летом 1990 г выступил президент США Дж Буш-младший, а первым шагом на пути ее реализации стало создание Североамериканской зоны свободной торговли (НАФТА) в составе США, Канады и Мексики. Договор вступил в силу с 1 января 1994 г. Некоторые латиноамериканские государства выразили желание присоединиться к этой зоне через систему многосторонних договоров.

Другая мощная зона интеграции образовалась в Южной Америке на основе аргентино-бразильского сотрудничества. В марте 1991 г было подписано соглашение о создании Общего рынка в составе Аргентины, Бразилии, Уругвая и Парагвая. На это объединение приходилось 46% населения, 60% территории и около половины производства всей Латинской Америки.

Активизировала деятельность и Андская группа, в которую входили Венесуэла, Колумбия, Эквадор, Перу и Боливия. С 1992 г. она превратилась в зону свободной торговли и таможенный союз.

В итоге к середине 90-х гг в регионе действовало несколько субрегио-нальных объединений, частично пересекались друг с другом Итак, в декабре 1994 г. на конференции в Майами (США) главы 34 стран Западного полушария (стран Латинской Америки, США и Канады) приняли решение о создании к 2005 г панамериканской " зоны свободной торговли" в масштабах всего полушария. Главную роль в этом процессе была отведена Организации американских государств (ОАГ).

Однако в последующие годы энтузиазм относительно быстрого создания панамериканской зоны торговли уменьшился. С одной стороны, страны Латинской Америки опасались открытия своих рынков для товаров и инвестиций США, с другой - и сами Соединенные Штаты не были готовы принять тяжелое бремя социальных и экономических проблем, которые неизбежно возникли бы учитывая огромный разрыв между уровнями развития Северной и Южной Америки. В результате к началу XXI в реальных шагов по созданию общей зоны свободной торговли в рамках всей Западного полушария так и не было сделано


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал