Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Кризис советской модели социализма в странах Центральной и Юго-Восточной Европы






Смерть Сталина в 1953 г. не привела к каким-либо суще­ственным изменениям в странах региона. В то же время копи­рование сталинской модели социализма привело к ее кризису, который наиболее отчетливо проявился в Польше и Венгрии.

Кризисы 1956 г. в Польше и Венгрии. В определенной степе­ни они были связаны с XX съездом КПСС, который осудил

культ личности Сталина и сделал вывод о необходимости учета национальных особенностей каждой страны. Внутренние пред­посылки - догматизм руководства, тяжелая социально-эконо­мическая ситуация, политический кризис.

В Польше в 1955 г. объем промышленного производства в четыре раза превысил довоенный уровень. Но положение лег­кой промышленности и сельского хозяйства было катастрофи­ческим. Планы сплошной коллективизации были сорваны не­довольным крестьянством, поэтому кооперативы объединяли лишь 9% земельных угодий. Тяжелейшим было материальное положение основной части населения. В марте 1956 г. в Познани и других городах прошли массовые выступления, которые по­казали неспособность руководства преодолеть социально-эко­номический и политический кризис и возглавить реформы, массовым стало требование вернуть к власти В.Гомулку. В ок­тябре 1956 г. пленум ЦК ПОРП отправил в отставку почти все руководство партии. Новый состав Политбюро возглавил сроч­но реабилитированный В.Гомулка, объявивший о проведении реформ, направленных на спасение и обновление социализма.

Была сформулирована концепция строительства социализ­ма в польских условиях, предусматривавшая пересмотр аграр­ной политики, нормализацию отношений с католической цер­ковью, развитие рабочего самоуправления, установление более равноправных отношений с СССР и т.д.

Принудительная коллективизация была прекращена, в аг­рарном секторе стали доминировать единоличные крестьян­ские хозяйства. Упор был сделан на развитие простых форм кооперации.

Был освобожден изолированный в одном из монастырей глава польской римско-католической церкви кардинал С.Вы-шиньский. По желанию родителей дети могли изучать закон божий в специальных катехизисных центрах.

По новому закону о выборах избиратели получили право выбора из нескольких кандидатов, в сейме увеличивалось пред­ставительство некоммунистических партий, светских католи­ков и беспартийных. Но выборы по-прежнему не были свобод­ными, т.к. кандидатов мог выставлять только Фронт единства народа, в котором безраздельно господствовала ПОРП.

Удалось урегулировать некоторые сложные вопросы польско-советских отношений. Получили возможность вернуться из СССР в ПНР более 100 тыс. поляков, был определен статус Северной группы советских войск в Польше и др.

В целом октябрьский кризис 1956 г. в Польше разрешился мирно, хотя угроза использования советских войск существовала.

События в Венгрии имели более трагический характер. Осе­нью 1956 г. в стране сложился широкий политический блок, деятельность которого направлялась на ликвидацию существу­ющей общественно-политической системы. Массовым было резкое осуждение репрессий режима М.Ракоши, вскрытых после XX съезда КПСС. 23 октября 1956 г. в Будапеште состоялась массовая студенческая демонстрация, которая изложила свои требования в Манифесте оппозиции: радикальные демократи­ческие реформы, преодоление допущенных ошибок и переги­бов, возвращение к руководству ранее репрессированного Имре Надя. Манифестация переросла в восстание. И.Надь был спеш­но назначен главой правительства, а Я.Кадар - первым секре­тарем ЦК Венгерской партии трудящихся. По просьбе партий­но-государственного руководства в столицу были введены советские танковые дивизии, которые взяли под контроль стра­тегические объекты. Это усилило антисоветские настроения и привело к появлению лозунга борьбы за национальную неза­висимость. Войска вывели, но столкновения в городе продол­жались, превратившись в насилие и террор против сторонни­ков социализма. И.Надь призывал восставших сложить оружие, но 28 октября неожиданно назвал события народно-демокра­тической революцией. В обстановке хаоса и анархии ВПТ при­няла решение о самороспуске, а И.Надь объявил о ликвида­ции однопартийной системы и формировании кабинета министров из представителей партий, действовавших в 1945— 1948 г. Возник ряд новых антисоветских партий, огромную роль стало играть руководство католической церкви. Западные дер­жавы перебрасывали в Венгрию оружие и эмигрантов. Под дав­лением антисоциалистических сил правительство заявило о выходе Венгрии из Организации Варшавского договора.

Советским руководством и лидерами других социалисти­ческих стран венгерские события были охарактеризованы как «контрреволюционный мятеж». Некоторые деятели ВПТ (Я.Ка­дар и другие) ушли в подполье и создали Временное револю­ционное рабоче-крестьянское правительство. Формально по его просьбе, а фактически по ранее принятому решению лидеров социалистического лагеря в Будапешт 4 ноября 1956 г. были вновь введены советские войска, которые в течение четырех дней подавили восстание. Погибли более 4 тысяч венгерских граждан и 660 советских военнослужащих.

Власть перешла в руки правительства Я.Кадара. Коммуни­стическая партия была восстановлена под новым названием -Венгерская социалистическая рабочая партия. И.Надь, укры­вавшийся с другими членами правительства в югославском посольстве, был арестован, обвинен в государственной изме­не и расстрелян.

С одной стороны, события 1956 г. в Польше и Венгрии показали стремление к принципиальному обновлению, демок­ратизации социализма. С другой, вмешательство Советского Союза в венгерские события продемонстрировало его реши­мость сохранить в странах Центральной и Юго-Восточной Ев­ропы утвердившуюся модель социализма.

Политическое и социально-экономическое развитие во вто­рой половине 50-х - середине 60-х годов. Почти во всех странах после XX съезда КПСС к власти пришло новое руководство, которое заявило о необходимости искоренения, как и в Совет­ском Союзе, последствий культа личности и расширения со­циалистической демократии. Прекратились массовые репрес­сии, была реабилитирована часть репрессированных. Несколько возросла роль национальных фронтов. Расширилось участие некоммунистических партий в политической жизни Чехосло­вакии, Польши, Болгарии и ГДР. Более реальными стали пол­номочия национальных парламентов и местных органов власти. В то же время неизменной осталась руководящая и направляю­щая роль компартий.

Индустриализация продолжалась. В то же время были вне­сены определенные коррективы в экономическую политику. Промышленные предприятия получили некоторую хозяйствен­ную самостоятельность. Увеличились капиталовложения в раз­витие производства товаров группы «Б» и сельского хозяйства, непроизводственной сферы (образование, здравоохранение, социальное обеспечение). Повысились зарплата, пенсии и по­собия. В некоторых странах (Венгрия, ГДР, Польша) было раз­решено мелкое частное предпринимательство.

В сельском хозяйстве продолжалось производственное ко­оперирование. Но методы насильственные уступили место эко­номическим - вводилась рента за землю, сданную в коопера­тив; устанавливались пенсии членам кооперативов; отменялась система принудительных государственных поставок. К началу 60-х годов процесс коллективизации был в целом завершен. Исключение составляли Польша и Югославия, в которых до­минировали индивидуальные крестьянские хозяйства.

В целом рос национальный доход (в Венгрии, например, в 1962 г. он в 2, 5 раза превышал уровень 1949 г.). Повысился жиз­ненный уровень. В начале 60-х годов государственными соци­альными льготами пользовалось почти все население. Массо­вые организации (национальные фронты, профсоюзы и даже церковь) заявляли о своей поддержке социально-экономиче­ского и политического курса компартий.

Усилилась изоляция стран Центральной и Юго-Восточной Европы от внешнего мира (в первую очередь, капиталистиче­ского). В августе 1961 г. вокруг Западного Берлина была возведе­на высокая бетонная стена, которая стала символом не только разделения единого немецкого народа, но и «железного зана­веса» между Западной и Восточной Европой, миром социализ­ма и миром капитализма.

В конце 50-х-начале 60-х годов правящие коммунистиче­ские партии, основываясь на достигнутых изменениях в эконо­мике (в первую очередь, социалистическом характере произ­водственных отношений), сделали вывод о построении в странах Центральной и Юго-Восточной Европы основ социализма. Так, в Болгарии уже в июне 1958 г. состоялся VII съезд БКП - «съезд победившего социализма». В ноябре 1962 г. VIII съезд ВСРП за­явил об окончании строительства основ социализма в Венгрии и принял решение о построении «полного социализма». Офи­циального заявления о построении основ социализма не сде­лала лишь Польская объединенная рабочая партия.

После XXII съезда КПСС (1961 г.), принявшего програм­му построения коммунизма и заявившего о возможности пере­хода к коммунизму всех стран, в политические документы мно­гих правящих партий были включены положения о переходе к бесклассовому обществу (исключение составили Югославия и Албания). Например, VIII съезд БКП (ноябрь 1962 г.) поставил задачу завершить в 60-е годы строительство социализма и на­чать строительство коммунизма.

Первая половина 60-х годов показала ненаучность и нере­альность движения к коммунизму. Политические системы демон­стрировали свой консерватизм и неспособность к изменению. Даже весьма ограниченные, фрагментарные реформы, сформулирован­ные во время «оттепели», были прекращены в начале 60-х годов. Замедлились темпы роста промышленного производства, что объяснялось экстенсивным характером развития экономики. Уве­личение выпускаемой продукции шло за счет строительства но­вых предприятий (нередко на старой технической базе), роста

материалоемкости, затрат энергоносителей и трудовых ресурсов. Продукция характеризовалась высокой себестоимостью, низким качеством и неконкурентоспособностью. Сохранение админист­ративно-командной системы управления препятствовало интен­сификации экономики, развитию научно-технической револю­ции и использованию ее результатов. Экономические проблемы, проявившиеся в первой половине 60-х годов, во многом обусло­вили зарождение и развитие новых кризисов социализма в стра­нах Центральной и Юго-Восточной Европы.

События 1968 года в Чехословакии. Сущность их заключа­лась в попытке модернизации компартии и социализма в Че­хословакии, в реакции на нее социалистического мира во гла­ве с Советским Союзом.

На рубеже 50-60-х годов в КПЧ сложилось и постепенно усиливалось реформаторское крыло. Сначала оно выдвинуло требование реабилитации жертв политических репрессий, ко­торая реально началась лишь в 1963 г. Затем реформаторы под­вергли острой критике экономическую политику и заявили о необходимости экономической реформы. Программа этой ре­формы была разработана под руководством Отто Шика, ди­ректора Института экономики, а ЦК КПЧ был вынужден ее одобрить в 1965 г. В 1966-1967 г. между реформаторами и кон­серваторами борьба шла по вопросам цензуры, взаимоотноше­ний компартии и государства. В начале 1968 г. реформаторское крыло в КПЧ победило - глава партии и государства А.Новот­ный был освобожден от занимаемых постов, а первым секре­тарем ЦК КПЧ был избран Александр Дубчек.

Новое руководство заявило о необходимости осуществить реформирование партии и общества, создать в Чехословакии «социализм с человеческим лицом». Сущность реформ в кон­центрированном виде была изложена в «Программе действий», которую 5 апреля 1968 г. одобрил Пленум ЦК КПЧ. Основные положения этого документа сводились к следующему: переход к демократическому социализму; отказ КПЧ от монополии на власть; разделение функций партии и государства; осуществле­ние функций компартии только через работу в массах; свобода мнений в партии; отмена цензуры; отказ от преследования ина­комыслящих; проведение радикальных экономических преобра­зований; создание реальной федерации Чехии и Словакии.

На руководителей Чехословакии было оказано сильней­шее давление со стороны КПСС и других восточноевропейских компартий в самых различных формах: встречи на высшем уров-

не, обработка по партийным и дипломатическим каналам. Суть требований - отказаться от программы реформирования соци­ализма, провести кадровые перестановки, согласиться на раз­мещение в стране советских войск. Опасений, что Чехослова­кия выйдет из Варшавского пакта, не было, так как А.Дубчек и другие лидеры КПЧ официально заявили об отсутствии та­ких планов. Они также неоднократно подчеркивали, что ре­формы в Чехословакии не имеют антисоциалистической на­правленности. Главная опасность модернизации партии и общества в Чехословакии заключалась, на наш взгляд, в том, что формировалась новая, более привлекательная, демократи­ческая модель социалистического общества на фоне консерва­тивных систем в восточной части Европы.

В ночь с 20 на 21 августа 1968 г. войска пяти государств -участников Варшавского договора (СССР, Болгарии, Венгрии, ГДР и Польши) численностью 650 тысяч человек были введены на территорию Чехословакии. Попытка обновления социализма в этой стране была подавлена, что имело печальные послед­ствия для Чехословакии и других социалистических стран. На посту первого секретаря ЦК КПЧ А.Дубчека вскоре сменил Гу­став Гусак, были заменены и другие руководители. В компартии была проведена чистка, из ее рядов исключили до полумиллио­на человек. Новое руководство охарактеризовало события 1968 г. -как «угрозу социализму» и «ползучую контрреволюцию», а дей­ствия ОВД - как «акт интернациональной помощи». Престиж КПЧ резко упал. Советские войска остались в Чехословакии (ос­тальных государств - выведены). В обществе появились и усили­вались антисоветские настроения, росло скептическое отноше­ние к социализму в его консервативной интерпретации.

Осенью 1968 г. на съезде ПОРП Л.И.Брежнев сформули­ровал новую внешнеполитическую доктрину для социалисти­ческого мира: суверенитет социалистических стран не являет­ся абсолютным и не может противоречить интересам мирового социализма. Провозглашался принцип коллективной ответ­ственности всех стран ОВД за укрепление позиций социализ­ма в каждой стране. Концепция получила на Западе название «доктрины ограниченного суверенитета» или «доктрины Бреж­нева». Она служила идеологическим оправданием ввода войск в Чехословакию и предостережением реформаторам в других странах. Только в 1990 г. ЦК КПЧ признал, что в 1968 г. не было угрозы социализму и необходимости «интернациональ­ной помощи».

Кризисы 1968 и 1970 годов в Польше. Отход от курса на ре­формирование страны начался уже на III съезде ПОРП в 1959 г., а в 60-е годы вновь стали нарастать экономические и политиче­ские трудности. Так, вместо ставки на НТР был продолжен курс на экстенсивное развитие производств с большой долей ручно­го труда, экологически вредных, но зато обеспечивавших всеоб­щую занятость и определенный уровень социальной защищен­ности. Вновь обострились отношения с католической церковью, интеллигенция категорически возражала против господства го­сударства в сфере образования и культуры.

В марте 1968 г. польские университетские центры стали местом активного протеста студенческой молодежи против идеологического диктата ПОРП. Студентов поддержала твор­ческая интеллигенция и часть профессуры. Для разгона сту­денческих митингов была использована полиция. Наиболее активные участники выступлений были исключены из вузов, некоторые арестованы и осуждены.

Пытаясь стимулировать экономику, правительство ПНР приняло в декабре 1970 г. решение о значительном повышении цен на продовольствие и некоторые промышленные товары, что вызвало недовольство горожан. Особенно активно протес­товали рабочие Гданьска, Гдыни и других городов балтийского побережья страны. Против вышедших на улицы были брошены полиция и воинские части. В столкновениях погибли 44 челове­ка, 1164 получили ранения. Забастовки, но без трагических по­следствий, охватили и другие районы Польши. Они закончи­лись только с принятием в марте 1971 г. решения об отмене повышения цен.

Следствием кризиса 1970 года явились кадровые изменения в партийно-государственном руководстве. На посту первого сек­ретаря ЦК ПОРП В.Гомулку сменил Э.Терек, пользовавшийся поддержкой Москвы. Ушел в отставку премьер-министр Ю.Ци-ранкевич, который возглавлял правительство Польши с неболь­шими перерывами с 1947 г.

Социал-демократическая модель (скандинавские страны)

лавной особенностью этой модели является всеобщность (универсализация) социальной защиты населения как гарантированного права всех граждан, обеспечиваемого государством. Модель отличается высокой ролью государства в обобществлении доходов и общенациональными социальными механизмами управления. Государство обеспечивает высокий уровень качества и доступность социальных услуг (в т.ч. бесплатное медицинское обслуживание, образование и т.п.).

Направления и пути реализации социальной политики в скандинавских странах определяются политическим союзом рабочих левого крыла и партий, представляющих интересы мелких фермеров. Их цель – обеспечение государством широкого диапазона социальных услуг всему населению при полной его занятости.

Социал-демократическая модель социальной политики основана на концепциях «солидарности» (социальная защита – это дело всего общества, а не отдельно взятых индивидуумов) и «социального гражданства» (требование равенства в социально защите выше либерального требования «пусть каждый сам заботится о своем благосостоянии и самообеспечении»).

 

Экономическая основа этой модели – эффективное производство, полная занятость, сильные объединения работодателей и профсоюзов и договорные отношения между ними, которые контролируются государством, высокий уровень перераспределения общественного продукта. Социальная политика финансируется государством из бюджетных средств (через налогообложение). Государство обеспечивает реализацию гарантированных прав и действий социальной защиты, и несет ответственность за эффективное функционирование различных негосударственных социальных служб. Это возможно при наличии сильного и децентрализованного управления.

Налоги, как правило, весьма высокие, имеют косвенный характер и связаны с розничной продажей товаров и услуг населению. Доходы облагаются по прогрессивной шкале. При этом подоходная прогрессия довольно существенна, и шведские предприниматели, чтобы избежать налогового воздействия, стремятся зарегистрировать свои предприятия в Европе.

Уже перед 1-й Мировой войной в Швеции действовали две системы обязательного социального страхования: для пожилых и инвалидов (пенсионное страхование по старости и инвалидности) и от безработицы. Это позволило разорвать обязательную связь старости и бедности, привело к возникновению понятия «обеспеченная старость». В 30-ее гг. в Швеции и Норвегии оформилось разделение пенсии на «народную» (социальную), выплачиваемую каждому жителю страны по достижении 65 лет из госбюджета, и трудовую, зависящую от стажа, характера деятельности и т.п. и пропорциональную объему страховых выплат. Если «народная» пенсия не превышает установленный государством и одинаковый для всех минимум, то трудовая зависит от самого работника. Таким образом, получается, что минимум гарантирован, но заинтересованность в собственных усилиях сохраняется. Тогда же впервые были введены дотации на каждого ребенка для каждого родителя. Ребенок стал объектом социальной защиты, причем без всяких оговаривающих условий в виде многодетности, неполноты семьи и т.п.

 

Можно определить ряд принципов соцзащиты, характерных для социал-демократической модели:

- все люди имеют одинаковую ценность, независимо от возраста и производительности. Общество не может отказаться от слабых элементов и должно предоставить им возможность удовлетворения своих потребностей;

- социальные услуги и сервис предоставляются на добровольных началах. Если же клиенты не в состоянии нести за себя ответственность, они могут быть принудительными;

- социальная защита должна быть непрерывной, всесторонней, адекватной социальным рискам, охватывать все сферы жизни человека;

- соцзащита должна быть гибкой, доступной и способной выравнивать социальные условия для всех групп населения. Такой подход помогает преодолеть разрыв как в физических, так и ив социальных возможностях «слабых» групп и всего общества. В частности, все должны иметь равную возможность получить образование, квалификацию и оплачиваемую работу, т.е. стать нормальными, самообеспечивающимися членами общества.

Реализуя базовую идею шведской модели – национальную солидарность, правительство не только обеспечивает равную защиту интересов всех членов общества, но и добивается относительного сближения благосостояния отдельных групп населения.

Активная перераспределительная политика в скандинавских странах решила проблемы бедности, но не смогла вполне решить проблемы социально уязвимых групп (инвалидов, детей, стариков, безработных). Как следствие принципа обеспечения социальных прав граждан, уровень затрат на социальную защиту является довольно высоким, что позволяет добиваться ее эффективности и поддерживать большое число сторонников социал-демократической модели.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.011 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал