Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Франция в 50-90-е годы






В послевоенной истории Франции выделяют три периода: временный режим (1944-1946 г.), Четвертая республика (1946-1958 г.) и Пятая республика (с 1958 г.).

Временный резким. Вторая мировая война нанесла огром­ный ущерб Франции. В 1945 г. объем промышленного производ­ства составлял 38%, а сельского хозяйства - 50% от уровня 1938 г. Была расстроена финансовая система. Материальное по­ложение основной массы населения резко ухудшилось. После освобождения Франции от фашистской оккупации власть пе­решла в руки Временного правительства. Его возглавил герой Сопротивления генерал Шарль де Голь, сыгравший важную роль в борьбе за освобождение страны. В состав правительства вошли представители партий, активно участвовавших в движе­нии Сопротивления. Был восстановлен демократический строй. К суду привлечены деятели фашистского режима. Две тысячи из них были казнены.

В октябре 1945 г. проведены выборы в Учредительное со­брание. Левые силы получили большинство мест.

Наиболее влиятельными стали Французская коммунисти­ческая партия (ФКП), социалистическая партия (СФИО) и партия Народно-республиканское движение (НРП).

Правительство, основанное на сотрудничестве этих партий, вновь возглавил де Голь. Было восстановлено социальное и тру­довое законодательства, принятые в период Народного фрон­та. Проведена национализация банков и страховых компаний.

Острая борьба развернулась в ходе выработки новой кон­ституции. Учредительное собрание разработало проект, выра­жавший взгляды левых партий, что противоречило подходу де Голя, желавшего значительного расширения полномочий пре­зидента. Не встретив понимания у большинства членов Учре­дительного собрания, он ушел в отставку.

Проект конституции был утвержден на референдуме. В де­кабре 1946 г. конституция вступила в силу. Это была одна из самых демократических конституций в послевоенной Европе. Франция провозглашалась демократической республикой, в которой суверенитет принадлежит народу. Декларировалось рав­ноправие граждан независимо от пола, расы, национально­сти, политических взглядов, вероисповедания. Провозглаша­лось право граждан на труд, отдых, социальное обеспечение и образование. Франция отказывалась от завоевательных войн и применения силы против свободы других народов. По консти­туции двухпалатный парламент избирался всеобщим голосова­нием, который избирал президента.

Четвертая республика. В 1946 г. были проведены выборы в парламент. Они закрепили ведущее положение социалистов,

коммунистов и НРП. Коммунисты предложили социалистам создать двухпартийное правительство, однако, те сформирова­ли однопартийный кабинет. Его возглавил Л.Блюм. 16 января 1947 г. прошли выборы Президента Франции. Им стал правый социалист В.Ориоль. Новое правительство также возглавил пра­вый социалист Рамадье.

Как и другие западные страны, Франция присоединилась к «плану Маршалла». Быстро восстанавливалось хозяйство. В 50-е годы начался экономический подъем. Темпы его были ниже, чем в ФРГ и Италии, но выше, чем в Великобритании. В 1958 г. вы­пуск промышленной продукции вырос в два с лишним раза по сравнению с довоенным уровнем. Происходил ускоренный рост государственно-монополистического капитализма. Выросла кон­центрация производства. Государство активно вмешивалось в дела экономики, проводя ее программирование, способствовало ее модернизации. Это ускорило экономическое развитие Франции. В годы Четвертой республики возникли современные отрасли промышленности (газо- и нефтедобывающая, нефтеперераба­тывающая, химическая, атомная, электронная). Значительное внимание уделялось фундаментальной и прикладной науке.

Сложность внутриполитического и экономического разви­тия привела к обострению политической и социальной обста­новки. Понижение жизненного уровня трудящихся сопровож­далось массовыми выступлениями трудящихся. Коммунисты и профсоюзы требовали проведения мер, которые бы улучшили материальное положение населения. В ноябре 1947 г. была про­ведена всеобщая забастовка под руководством ФКП.

Блок партий, на сотрудничестве которых была основана Четвертая республика, распался. Возникло движение сторон­ников де Голя, которые выступили за пересмотр конституции. Трудности усугублялись и острыми проблемами в международ­ных делах. Франция оказалась вовлеченной в начавшуюся «хо­лодную войну». Она вступила в НАТО, поддержала планы ре­милитаризации ФРГ. На ее территории были размещены военные базы США. До 1954 г. французские войска вели войну в Индо­китае. В конце 50-х годов возник национальный кризис, свя­занный с проблемой Алжира. Жестокая и дорогостоящая война Франции в Алжире фактически привела к расколу французско­го общества. Все эти острые проблемы внутриполитического развития и внешней политики создавали в стране политиче­скую нестабильность, которая выражалась в частой смене пра­вительств (за 10 лет у власти находилось 14 правительств).

В апреле 1956 г. во Франции возник очередной политиче­ский кризис, который продолжался 5 недель. Выход из создав­шегося положения правящие круги видели в генерале де Голе, который, по их мнению, мог бы устроить всех. Де Голь согла­сился взять власть при условии, что он получит чрезвычайные полномочия. 1 июня 1958 г. парламент предоставил ему все, чего он добивался. Де Голь распустил Национальное собрание. Четвертая республика перестала существовать.

Пятая республика. В сентябре 1958 г. был проведен рефе­рендум, на котором французы одобрили конституцию, разра­ботанную де Голем. В ней содержались кардинальные измене­ния формы государственного правления. В соответствии с конституцией Франция становилась президентской республи­кой. Президент, избираемый на 7 лет всеобщим голосованием, наделялся широкими полномочиями. Он являлся главой госу­дарства, главой исполнительной власти и главнокомандующим вооруженными силами. Власть президента и правительства была значительно расширена, парламента - урезана. В ноябре 1958 г. были проведены выборы в парламент. Ведущей политической партией стал деголевский Союз за новую республику (ЮНР). 21 декабря 1958 г. де Голь был избран Президентом Франции.

Внутренняя и внешняя политика де Голя. Стремясь восста­новить величие Франции, де Голь хотел создать сильное в эко­номическом отношении государство с независимой внешней политикой. Понимая, что колониализм уходит в прошлое, он предоставил в 1960 г. независимость почти всем африканским колониям. С Алжиром дело обстояло гораздо сложнее. Продол­жение войны обостряло экономические проблемы, отрица­тельно сказывалось на уровне жизни большинства французов. Трудящиеся требовали покончить с грязной войной. Несмот­ря на начавшийся террор «Организации тайной армии» (ОАС), Франция в 1960 г. подписала соглашение с Временным прави­тельством Алжира о предоставлении Алжиру независимости. Это означало окончательный распад колониальной империи Франции.

В 60-е годы продолжалась модернизация французской эко­номики. Существенно изменилась ее структура. Проходила ре­конструкция традиционных отраслей хозяйства. Особенно быст­рыми темпами развивались современные отрасли, определяющие НТП. В целом за десятилетие (1956 - 1966 г.) объем промышлен­ного производства вырос более чем на 60%.

Завершилась модернизация сельского хозяйства. Франция превращалась в крупного экспортера промышленной и сельс­кохозяйственной продукции.

Под воздействием НТР изменялась социальная структура французского общества. Материальное положение французских трудящихся значительно улучшилось.

Изменения наблюдались и во внешней политике страны. Франция создала собственное ядерное оружие. Она вышла из военной организации НАТО. Значительно расширились всесто­ронние связи с ЕАР и странами Восточной Европы. Франция осудила действия США в Индокитае.

В конце 60-х годов Пятую республику постиг кризис. Жес­ткая регламентация государства вызвала недовольство многих слоев французского общества. В мае 1968 г. в Париже начались студенческие демонстрации. После жестокой расправы над сту­дентами трудящиеся провели забастовку солидарности, в ко­торой участвовали около 10 млн. человек.

Эти события резко ослабили режим и личный престиж президента. В апреле 1969 г. проходил референдум по двум не­популярным законопроектам. Большинство избирателей не под­держали президента. Де Голь вынужден был уйти в отставку. Через полтора года он умер.

В конце 1969 г. президентом республики был избран Жорж Помпиду. Началась эволюция голлизма. Была ослаблена госу­дарственная регламентация социально-экономической жизни, расширилось социальное законодательство. Укрепились отно­шения с США. Франция больше не стала препятствовать вступ­лению Англии в «Общий рынок». Англия, Дания и Ирландия вступили в ЕЭС в 1973 г.

В 1974 г. после смерти Ж.Помпиду президентом был из­бран Валери Жискар д'Эстен. Голлисты создали свое Объеди­нение в поддержку республики (ОПР), независимые - Союз за французскую демократию (СФД), социалистические группи­ровки объединились в рамках Французской социалистической партии (ФСП). Завершилась перегруппировка политических сил.

70-е годы были очень сложными для экономики Франции. В 1974-1975 г. Францию, как и другие развивающиеся страны, охватил экономический кризис. Падение производства сопро­вождалось инфляцией и ростом безработицы, снижением жиз­ненного уровня населения. В конце 1979 г. Францию поразил кризис перепроизводства. Обострились внутриполитические и социальные противоречия. В 70-е годы трудящиеся вели актив-

ную борьбу за улучшение своего положения. 1 декабря 1977 г. в общественной забастовке рабочих и служащих приняли учас­тие 5 млн. человек.

В международных отношениях Франция проводила внеш­неэкономический курс, определившийся при де Голе. Много позитивного было в советско-французских отношениях. Замет­ную роль играла Франция в подготовке и проведении Общеев­ропейского совещания в Хельсинки, в укреплении разрядки международной напряженности. Активно сотрудничала с запад­но-европейскими странами в рамках ЕЭС. Большое внимание она уделяла и африканским делам.

Франция в 80 - 90-е годы. С конца 1979 до середины 1981 г. во Франции наблюдался кризис перепроизводства. Выход из него и дальнейшее экономическое развитие были непродолжительны­ми. Произошло обострение внутриэкономической обстановки. Усилилась забастовочная борьба трудящихся, охватившая в 1980 г. целые районы. В связи с предстоящими президентскими и пар­ламентскими выборами обострились все социально-экономиче­ские противоречия. В сложной политической борьбе на прези­дентских, а затем и парламентских выборах в 1981 г. победу одержали левые силы. Президентом стал социалист Франсуа Миттеран, предложивший коммунистам войти в состав прави­тельства. ФКП получила 4 министерских портфеля из 44.

Совместная программа левых сил предусматривала значи­тельные социально-экономические реформы в интересах боль­шинства французов. Была осуществлена национализация 36 банков и 9 промышленных групп. Осуществилось повышение зарплаты, пособий по безработице, многодетности. Увеличи­лись пенсии и стипендии, усиливалось налогообложение круп­ного капитала. Рабочая неделя была сокращена до 39 часов, а оплачиваемый отпуск продлен до 5 недель. Однако остановить инфляцию не удалось. Продолжала расти и безработица.

С 1983 г. правительство социалистов проводило политику «жесткой экономии». Она была сохранена с небольшими изме­нениями консерваторами в 1985-1988 г. и правительством со­циалистов, сформированным после выборов 1988 г. Политика «жесткой экономии» включала в себя сдерживание доходов населения, государственных расходов и регулирования кредит­но-денежной сферы - сначала путем административных зап­ретительных мер, а затем за счет поддержки конкуренции на рынках труда, товаров и денег.

В конце 80-х годов французское правительство объявило о массовой приватизации предприятий, банков и страховых ком­паний. Один из путей приватизации - выкуп предприятий его работниками. За 1989 - 1992 г. было выкуплено около четверти всех предприятий с числом занятых от 500 до 1 тыс. человек.

Десятый план экономического развития на 1989 - 1992 г. наметил дальнейшее достижение стабильности денежного об­ращения, снижения инфляции и поддержку конкурентоспо­собности экономики.

Во внешней политике усилились проатлантические тен­денции. Значительно активизировались ее связи с США. Фран­ция наращивала свои вооруженные силы, особенно ядерные, отказалась от полного прекращения ядерных испытаний. Пер­востепенное внимание Франция уделяла европейским делам, укрепляя отношения с ФРГ, Англией. Сложными и непоследо­вательными были отношения с СССР.

В 1993 г. на выборах в Национальное собрание правые по­лучили абсолютное большинство мест в парламенте. Никогда еще в послевоенной истории Франции левые силы не терпели такого поражения. Премьер-министром был назначен предста­витель ОПР Эдуар Балладюр. Левые силы после такого крупно­го поражения не смогли выйти из затяжного кризиса. На пре­зидентских выборах в мае 1995 г. победу одержал Ж.Ширак, который заявил, что основными приоритетами внутренней политики будут: борьба с безработицей, преодоление раскола общества на благополучных и обездоленных. Во внешней поли­тике главной целью его деятельности будет вернуть Франции роль «мотора» в Европейском Союзе и «маяка свободы» для всего мира. Новое правительство выразило намерение сокра­щать дефицит государственного бюджета до уровня, предус­мотренного Маахстрихстским соглашением. Одновременно было запланировано увеличить расходы на повышение занятости. В 1996 г. принят долгосрочный план занятости и начато его осу­ществление в оговоренных зонах. Наряду с мероприятиями пра­вительства парламент принял ряд законов о поощрительных выплатах частным предпринимателям за наем молодежи на работу и за возвращение на работу сокращенного персонала. В 1996 г. увеличились темпы роста ВВП, капиталовложений, лич­ного потребления.

На парламентских выборах 1997 г. победу одержала ФСП. Левое большинство национального собрания и лидер ФСП Л.Жоспен продолжают курс «третьего пути» развития Фран-

ции, пытаясь обеспечить и экономическую эффективность и сократить социальное неравенство в обществе, что, впрочем, во Франции активно осуществляется.

На рубеже XX и XXI в. Франция входит в группу наиболее развитых государств по всем важнейшим показателям. Она за­нимает 5-е место в мире по душевому ВВП, 5-е - по удель­ному весу в мировом промышленном производстве. Франция находится на 4-м месте по доле в мировом экспорте, сделав ставку на наукоемкое производство. Франция обладает многи­ми передовыми технологиями (робототехника, новейшие сред­ства связи, производство новых материалов, биотехнологии, атомная энергетика, микроэлектроника и др.).


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.01 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал