Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Сущность и специфика стадий творческого акта в журналистике.
2 стадии: 1) Исходный импульс/познавательная стадия; начальная стадия творческого акта в журналистике представляет собой весьма специфическое явление: это осознанная, целенаправленная познавательная деятельность, предполагающая получение достаточно надежного оперативного знания о текущей действительности. Ни газетчик, ни радиожурналист, ни журналист телевидения не минуют этой стадии работы. Даже прямая передача в эфир, как правило, ведется на основе предварительного, опережающего знания ситуации и действующих лиц. – На языке практики это все называется сбором фактов! Этапы познавательной стадии: 1 этап - выбор места, где что-то происходит - поиск объекта (на основе опыта, интуиции). Конкретизация темы. 2 этап - Предварительное знакомство с объектом. Просмотр текущей прессы, мнение об объекте. 3 этап - непосредственное знакомство с объектом. Процесс сбора информации начался заново. Документы. Методы наблюдения и пр. 4 этап - уточняет все забытые сведения. - решаются основные задачи познавательной стадии: устанавливаются все факты, характеризующие ситуацию; - работой мысли вскрываются все их существенные связи и определяется отношение к проблеме; - делаются выводы о существе происходящего и осознаются возможные пути разрешения проблемы. Результатом оказывается журналистская концепция изученной ситуации в ее отношении к проблеме. 2) стадия - собственно создание текста 1. Образный ориентир, его поиск. Образ. Идея, план в удобной форме. 2. Написание текста, работа над сюжетом. 3. Редактирование текста, сбор дополнительной информации, переписывание текста. 4. Законченный текст, сюжет, могущий нуждаться в обработке. В журналистском творчестве, когда личность включается сначала в процесс обдумывания будущего материала, потом сбора информации, затем осмысления жизненных фактов и т. д., также можно выделить общие фазы и включенные в них более частные этапы: — формирование концепции, намерения; — расчленение и сравнение основных составных элементов изучаемой реальности (объекта, явления, процесса); — постановка цели; — восприятие известной ситуации в совершенно новом свете. 21. Состав профессиональных обязанностей журналистов различных каналов СМИ: общее и специфическое. Журналист несет также иные обязанности, установленные законодательством Российской Федерации о средствах массовой информации. Общие - то, что относится ко всем журналистам, независимо от сферы деятельности. (Они прописаны в законодат-ве о СМИ). Специфические - те, что присущи каналу распространения информации, к которому относится журналист. Они связаны с типом СМИ. Каналы СМИ — печать, радио, телевидение и интернет-СМИ Общее Существуют общие правила, которые распространяются для журналистов независимо от места работы. Журналист обязан: 1) соблюдать устав редакции, с которой он состоит в трудовых отношениях; 2) проверять достоверность сообщаемой им информации; 3) удовлетворять просьбы лиц, предоставивших информацию, об указании на ее источник, а также об авторизации цитируемого высказывания, если оно оглашается впервые; 4) сохранять конфиденциальность информации и (или) ее источника; 5) получать согласие (за исключением случаев, когда это необходимо для защиты общественных интересов) на распространение в средстве массовой информации сведений о личной жизни гражданина от самого гражданина или его законных представителей; 6) при получении информации от граждан и должностных лиц ставить их в известность о проведении аудио- и видеозаписи, кино- и фотосъемки; 7) ставить в известность главного редактора о возможных исках и предъявлении иных предусмотренных законом требований в связи с распространением подготовленного им сообщения или материала; 8) отказаться от данного ему главным редактором или редакцией задания, если оно либо его выполнение связано с нарушением закона; 9) предъявлять при осуществлении профессиональной деятельности по первому требованию редакционное удостоверение или иной документ, удостоверяющий личность и полномочия журналиста; 10) соблюдать запрет на проведение им предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума при осуществлении профессиональной деятельности. Специфическое Печать. В любом печатном издании журналист обязан самым тщательным образом сверять имена, фамилии, цифры, даты, цитаты. Обладать способностью излагать свои мысли на бумаге, писать " красиво", кратко, лаконично. Газета - не самый оперативный способ передачи информации, поэтому газетчикам предоставляется хоть какое-то время на размышление, обдумывание материала. (В отличие от телевидения и, тем более радио). Кроме этого, словарный запас должен быть безграничным, чтобы материалы не были одинаковыми. То, что зритель может пропустить в эфире (разговорная лексика, просторечие, недопустимы на страницах печатных изданий.) Если сфера деятельности журналиста-печатника - деловое издание, необходимо владение соответствующими терминами, которые будут понятны читателю. Радио. Специфика журналистского труда здесь связана и с тем, что рабочий материал радио отличается от материала прессы. Если в газете есть иллюстрации, то на радио только звук может дать представление о том или ином событии, предмете или человеке. И еще одно: газета или журнал даже давних выпусков легко доступны читателям, в то время как радиопередача после выхода в эфир перестает существовать. Необходимость использовать кроме устного слова шумы, музыку и другие звуковые эффекты сопряжена с невозможностью показать какой-либо объект. К радиожурналистам предъявляются более строгие речевые требования. Недопустимо присутствие у журналиста на радио дефектов речи (заикание, шепилявость и т.д). Кроме этого, тембр речи должен быть грамотно поставлен и отработан. Как правило, к этому либо есть задатки, которые в последствии можно развить, либо нет. Поэтому не каждый журналист, даже при большом стремлении будет допущен к эфиру. Телевидение. Похожая ситуация и в тележурналистике. Здесь так же предъявляются высокие требования к грамотности речи, но плюс к этому журналист всегда должен выглядеть безупречно, так как он - действующее лицо в кадре, его не только слышит, но и видит телезритель. Очень важно придерживаться определенного стиля, прически (женщинам макияжа). Эти правила оговариваются при поступлении на работу и оговариваются в контракте с. Более того, журналист не имеет права менять облик по собственному усмотрению (красить волосы, менять макияж) поскольку он - лицо канала. Интернет-журналистика. Интернет-журналисты - это отдельная категория специалистов, которые появились сравнительно недавно. Специфические требования к ним несколько иные. Так, например, для интернет-журналиста абсолютно не важен его внешний вид, но обязательно свободное владение компьютером, свободный доступ к интернету и возможность выходить на связь в любое время, поскольку в интернете информация обновляется даже в ночное время. Интернет журналисту необходимо знать язык запросов, интерфейс и возможности поисковиков, управлять собственными аккаунтами во всех доступных соцсетях, (раскрутка собственного имени). Самостоятельное планирование рабочего дня. И последнее: то, что журналиста не видно за экраном монитора вовсе не значит, что ответственность за публикуемые материалы на него не распространяется. Он так же может быть подвергнут ответственности за свои публикации, вызван в суд и т.д.
|