![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Журналистика как сфера массово-информационной деятельности. Отличительные особенности СМИ от иных информационных источников (средств массовой коммуникации)
Информация – это посредник между журналистом и аудиторией, это «инструмент», которым оперируют журналисты всех рангов. Сама сущность журналистики заключается в поиске, сборе, обработке, интерпретации и распространении информации. Журналистика имеет дело с " массовой информацией". Массовая информация предполагает: 1. направленность на массу при отсутствии непосредственного контакта, независимо от величины аудитории; 2. во-вторых, соответствие информационным потребностям массы; 3.доступность аудитории в содержательном и финансовом плане; в-четвертых, возможность одновременного получения всей массой; 5. стремление к созданию единой позиции массы по жизненно важным вопросам; 6.открытость для участия в работе СМИ всех желающих представителей массы. Массовая информация удовлетворяет ряд жизненно важных потребностей современного общества: 1. Формирование массового сознания. Эту ведущую потребность удовлетворяют публикации, затрагивающие глобальные, общие вопросы политического, экономического, нравственного характера. При отсутствии таковых массовое сознание будет формироваться под воздействием других текстов – бульварной, нигилистической, экстремистской журналистики. Потребность удовлетворяется при помощи новостных, информационных материалов, оповещающих о происходящих событиях и возникающих проблемах. 2. Самоопределение общественного мнения. Позитивному или негативному реагированию общества на изменения условий существования способствуют аналитические тексты, комментарии, содержащие различные мнения о происходящем. 3. Распространение принимаемых государственными управленческими институтами решений с целью побудить массы к соответствующим практическим действиям обслуживают публикации, содержащие информацию о решениях институтов управления – как информационные, так и аналитические. 4. Поддержание нужного жизненного тонуса общества осуществляется за счет текстов развлекательного характера. Однако следует заметить, что в силу различных причин при помощи манипулятивной пропаганды могут поддерживать в обществе и настроения ложного оптимизма, идиллического незнания или нагнетать истерию, атмосферу страха и подавленности. 5. Поддержание необходимого уровня межгрупповых контактов, который способствует согласованности общественных практических действий находит отражение в публикациях, которые утверждают специфические групповые ценности – национальные, профессиональные, возрастные и т. д. Очень часто термины «средства массовой коммуникации» (СМК) и «средства массовой информации» (СМИ) употребляются как синонимы. Однако между ними существуют определенные различия. Объем понятия средства массовой коммуникации шире, чем объем понятия средства массовой информации. И понятие СМК включает в себя СМИ. Средствами массовой коммуникации могут выступать социальные институты, отличные от СМИ. Тому примеры — слухи, как коммуникационный канал распространения неформальной и неофициальной информации; школа, как институт распространения определенного объема знаний о мире, общественных норм и т. п. Так же СМК, в отличие от СМИ могут и не иметь своего организационного и структурного оформления. Любая газета (СМИ) — это и трудовой коллектив (редакция), и материально-техническая база печати, и система распространения, и определенная аудитория. А вот слухи распространяются, используя «естественные» коммуникации. К тому же «производство» слухов, их циркулирование чаще всего не является результатом целенаправленной деятельности субъектов (организация, групп или личностей). У СМК в отличие от СМИ нет обязательного требования в системности и периодичности распространения информации. Те же слухи распространяются спонтанно, хотя такое средство массовой коммуникации как школа дает информацию более системно и более регулярно, чем иные СМИ. И знания в школе (еще одно отличие от СМИ) не являются информационными поводами, не нарушают информационной симметрии (повествуют скорее о событиях обычных, а не о неординарных). Отличительные черты информации в СМИ: 1. Содержательная актуальность; 2. Хронологическая актуальность; 3. Документализм - ссылки на источники. 4 Повторяемость тем и неповторимость материалов. 5 Прагматизм, императивность: дать читателям возможность сориентироваться в социальном среде, направить общественное мнение вдоль определенного политического вектора, вызывать вполне реальные реакции читателей.
|