![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Государственная политика в области СМИ. Роли СМИ в обеспечении информационной безопасности в обществеСтр 1 из 43Следующая ⇒
ТЕОРЕТИКО - ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ БЛОК Государственная политика в области СМИ. Роли СМИ в обеспечении информационной безопасности в обществе В российском законодательстве находит выражение государственная политика в сфере СМИ как совокупность руководящих начал журналистской деятельности. Государственная политика должна быть общенациональной политикой, учитывающей объективные нужды в информационном обеспечении демократии. По характеристике Закона " Об информации, информатизации и защите информации" государственная политика в сфере информации определяется как " создание условий для решения стратегических и оперативных задач социального и экономического развития РФ" Основа государственной политики - законодательство и другие нормативные акты. Основы государственной политики сформулированы в принятой на всенародном референдуме Конституции РФ. В Конституции закреплен принцип идеологического многообразия, причем ни одна идеология не может считаться государственной. Деятельность СМИ регулируется Законами " О средствах массовой информации", " О телевидении и радиовещании", законом " О праве на информацию", " Об авторском праве и смежных правах", " Об участие в международном информационном обмене". Для журналистики законодательство - это система отношений государства со СМИ. ! Реализуя требования Конституции, Закон " О средствах массовой информации" гарантирует свободу учреждения, владения, пользования и распоряжения средствами массовой информации. Сферы, регулируемые законодательством: 1) Внутрижурналистские отношения (учредитель - главный редактор - журналисты) в силу объективных сложностей трудны для законодательного регулирования. ! Закон о СМИ регулирует отношения между учредителем и редакцией с достаточной очевидностью " в пользу" редакции. Однако принятый позже Гражданский кодекс наделил правами первого лица учредителя. Противоречия между этими двумя законами можно снять поправками, и эти поправки необходимо сформулировать так, чтобы торжествовал демократизм внутрижурналистских отношений; 2) Отношения между СМИ и источниками информации (социальными институтами и гражданами).Журналисты должны обладать широкими правами на получение информации. Законодательство регулирует эти отношения, опираясь на концепцию гласности. Гласность - это достигнутая и затем необходимая для нормального функционирования демократической журналистики мера публичности, открытости функционирования различных соц. структур. Законодательство своими дозволениями и запретами регулирует правоотношения по поводу доступа журналистов и информации. ! Закон о СМИ обязывает: " Государственные органы и организации, общественные объединения и должностные лица предоставляют сведения о своей деятельности средствам массовой информации по запросам редакций, а также путем проведения пресс-конференций. Закон обязывает удовлетворять запросы (за исключением случаев, когда происходит вторжение в специально охраняемые законом тайны). 3) третья область регулирования - права журналистов на распространение информации, которые гарантированы международными и внутренними юридическими документами. (однако использование этих прав накладывает " особые обязанности и особую ответственность в связи с необходимостью " уважения прав и репутации других лиц" и охраны государственной безопасности". ! Закон о СМИ содержит статью о недопустимости злоупотребления свободой массовой информации. В соответствии с ней не допускается использование СМИ для призывов к захвату власти и насильственному изменению строя. ! Закон о рекламе требует от рекламных материалов не побуждать к насилую, агрессии, возбуждению национальных страстей. 4) четвертая область регулирования - отношения между СМИ и аудиторией. По Закону о СМИ " граждане имеют право на оперативное получение...достоверных сведений о деятельности государственных органов, организаций. ! Со своей стороны журналисты несут ответственность за клевету и оскорбления (по Уголовному кодексу), к СМИ могут быть предъявлены претензии по компенсации морального вреда, нанесенного публикацией. В целом же по поводу отношений " СМИ-аудитория" требуются уточнение и развертывание законодательных норм. Да и вообще законодательство как реализация требования государства к СМИ - это " рамочные требования", обязательные для исполнения каждым СМИ при разработке и реализации информационной политики. Еще одним составляющим государственной политики в области СМИ является определение объема и характера непосредственного участия государственных органов в массово-информационной деятельности. Государство является учредителем Информационного телеграфного агентства России, различных информационных служб палат Федерального собрания, Администрации Президента, Правительства, министерств и ведомств. Государственные институты являются учредителями ряда СМИ (" Российская газета", " Парламентская газета") Наконец, государственная политика проявляется и как контроль за деятельностью СМИ, осуществляемый в целях соблюдения законодательных норм. Государственная информационная политика — комплекс политических, правовых, экономических, социально-культурных и организационных мероприятий государства, направленный на обеспечение конституционного права граждан на доступ к информации. Различают два аспекта государственной информационной политики: технологический (регулирование процесса развития компонентов информационной среды) и содержательный (приоритеты коммуникационной деятельности участников общественно-политического процесса). Информационную политику можно рассматривать как инструмент политического воздействия и средство достижения политических целей: субъекты информационной политики способны с помощью информации оказывать воздействие на сознание, психику людей, их поведение и деятельность как в интересах государства и гражданского общества, так и в собственных интересах. Согласно Концепции государственной информационной политики России, её долгосрочной стратегической целью является обеспечение перехода к новому этапу развития государства — построению демократического информационного общества и вхождению России в мировое информационное сообщество. Госполитику в СМИ вырабатывают и реализуют: в сфере законодательства - парламентские и президентские структуры, в сфере управления - Госкомпечать, Федеральная служба ТВ и РВ и др. Госполитика - это и контроль за деятельностью СМИ в целях соблюдения законодательных норм (характер и порядок контроля определяет законодательство). Предварительной цензуры нет. Последующий контроль осуществляется по закону многими госинститутами - Госкомпечать, ФСТР, Антимонопольный комитет и др. Под информационной безопасностью Российской Федерации понимается состояние защищенности ее национальных интересов в информационной сфере, определяющихся совокупностью сбалансированных интересов личности, общества и государства Доктрина информационной безопасности Российской Федерации представляет собой совокупность официальных взглядов на цели, задачи, принципы и основные направления обеспечения информационной безопасности Российской Федерации. В 1992 г. «информационная безопасность» была нормативно закреплена в качестве самостоятельной составляющей безопасности [Закон Российской Федерации «О безопасности», 5 марта 1992 г. Ст. 13], существенно активизировалась деятельность государства по созданию условий для развития информационной сферы общества и обеспечения ее функционирования в условиях существования угроз различного характера. Интенсивно развивается правовое регулирование отношений в области обеспечения информационной безопасности. Приняты такие базовые законодательные акты как законы «Об информации, информатизации и защите информации», «Об участии в международном информационном обмене», «О связи», «О государственной тайне» • соблюдение конституционных прав и свобод человека и гражданина в области получения информации и пользования ею, обеспечение духовного обновления России, сохранение и укрепление нравственных ценностей общества, традиций патриотизма и гуманизма, культурного и научного потенциала страны; • информационное обеспечение государственной политики Российской Федерации; Развитие современных информационных технологий, отечественной индустрии информации, в том числе индустрии средств информатизации, телекоммуникации и связи, обеспечение потребностей внутреннего рынка ее продукцией и выход этой продукции на мировой рынок, а также обеспечение накопления, сохранности и эффективного использования отечественных информационных ресурсов; Защиту информационных ресурсов от несанкционированного доступа, обеспечение безопасности информационных и телекоммуникационных систем, как уже развернутых, так и создаваемых на территории России. • Укреплять государственные средства массовой информации, расширять их возможности по своевременному доведению достоверной информации до российских и иностранных граждан; • Интенсифицировать формирование открытых государственных информационных ресурсов, повысить эффективность их хозяйственного использования. Третьей составляющей в доктрине названо развитие новых информационно-коммуникационных технологий, в том числе в области индустрии средств информатизации, телекоммуникации и связи, а также обеспечение потребностей внутреннего рынка ее продукцией и выход на мировой рынок. Эта составляющая национальных интересов Российской Федерации в информационной сфере включает в себя также обеспечение накопления, сохранности и эффективного использования отечественных информационных ресурсов. В современных условиях только на этой основе можно решать проблемы создания наукоемких технологий, технологического перевооружения промышленности, приумножения достижений отечественной науки и техники. Россия должна занять достойное место среди мировых лидеров микроэлектронной и компьютерной промышленности. Для достижения этого предлагается развивать и совершенствовать инфраструктуру единого информационного пространства Российской Федерации; развивать индустрию информационных услуг и повышать эффективность использования государственных информационных ресурсов; развивать производство в Российской Федерации конкурентоспособных средств и систем информатизации, телекоммуникации и связи, расширять участие России в международной кооперации производителей этих средств и систем; обеспечить государственную поддержку отечественных фундаментальных и прикладных исследований, разработок в сферах информатизации, телекоммуникации и связи. Еще одна составляющая национальных интересов Российской Федерации в информационной сфере включает в себя защиту информационных ресурсов от несанкционированного доступа, обеспечение безопасности информационных и телекоммуникационных систем, как уже развернутых, так и создаваемых на территории РФ. Среди мер, которые предлагается осуществить для реализации этой задачи, называются такие, как повышение безопасности информационных систем, включая сети связи; обеспечение защиты сведений, которые оставляют государственную тайну; расширение международного сотрудничества Российской Федерации в области развития и безопасного использования информационных ресурсов, противодействия угрозе развязывания противоборства в информационной сфере и т.д. Особый интерес при анализе текста доктрины представляют виды угрозы информационной безопасности Российской Федерации, которые перечислены в разделе По своей общей направленности угрозы информационной безопасности Российской Федерации подразделяются на следующие виды: • угрозы конституционным правам и свободам человека и гражданина в области духовной жизни и информационной деятельности, индивидуальному, групповому и общественному сознанию, духовному возрождению России; • угрозы информационному обеспечению государственной политики Российской Федерации; • угрозы развитию отечественной индустрии информации, включая индустрию средств информатизации, телекоммуникации и связи, обеспечению потребностей внутреннего рынка в ее продукции и выходу этой продукции на мировой рынок, а также обеспечению накопления, сохранности и эффективного использования отечественных информационных ресурсов; • угрозы безопасности информационных и телекоммуникационных средств и систем, как уже развернутых, так и создаваемых на территории России
|