![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Система основных методов получения и отражения сведений о действительности в журналистской деятельности.
Понятие “метод” (с греч. - исследование) понимается теорией журналистики как “форма практического освоения действительности”. Таким образом, метод - это комплекс действий, направленных на решение определенных задач. В данном случае, основная задача - создание журналистского текста на материале полученных сведений. Стадии творческого процесса: получение сведений - осмысление - создание текста. Источники информации: факты, мнения, аналитически обработанные факты, а также человек, среда, документ, Интернет. Документы – официальные бумаги или материальные носители записи. Человек – держатель, носитель (о себе) и транслятор инф-и. Предметно-вещественная среда – предметы, вещи. Методы получения сведений: • Наблюдение (может быть случайным или систематическим, включенным и невключенным). Этот метод основан на личном наблюдении, личном познании действительности путем чувственного ее восприятия. В отличие от обыденного наблюдения, которое часто носит непреднамеренный, случайный характер, журналистское наблюдение целенаправленно. Объектом журналистского наблюдения могут быть и относительно простые, и исключительно сложные общественно-политические, культурные, религиозные, нравственные процессы, события, ситуации. Виды: По способу – открытое и скрытое По степени участия журналиста – включенное (жур-т становится, например, членом экипажа рыболовного траулера и работает на борту вместе с другими рыбаками) и невключенное (со стороны). В зависимости от условий изучения предмета – прямое наблюдение и косвенное. По временному признаку – кратковременное и длительное. • Общение (интервью, опрос, анкетирование) Они предусматривают получение необходимых сведений от свидетелей тех или иных событий, специалистов по определенному вопросу, а также тех людей, чье мнение может оказаться интересным для читателей, радиослушателей и телезрителей. • Изучение документов Метод проработки документов. Этот метод — один из наиболее распространенных в деятельности журналиста. Виды документов: - по типу фиксации информации они могут быть объединены в группы: рукописные; печатные; фото- и кинопленки; магнитные пленки, грампластинки, лазерные диски и т.д. - По типу авторства — официальные и личные. - По степени близости к объекту отображения — первоначальные и производные. - По степени предназначенности для печати — преднамеренно созданные и непреднамеренно. - По сфере деятельности, породившей документ, — бытовые, производственные, государственно-административные, общественно-политические, научные, справочно-информационные. • Эксперимент, т.е. способ выявления состояния объекта действительности путем его реакции на экспериментальный фактор (экономический, правовой, психологический, лабораторный и т.д.) Метод эксперимента. Существует две основные разновидности эксперимента. В первом случае журналист «меняет профессию» (становится на время водителем такси или продавцом, или дворником и т.д.), «включается» в какую-то сферу деятельности в качестве исполнителя определенной роли. Ни один из методов не является исчерпывающим, необходимо их комбинирование (т.н. “принцип дополнительности”) Существует система информирования журналистов о событиях: 1) брифинги – короткие совещания работников средств массовой информации, на которых идет ознакомление с позицией властных структур по тому или иному вопросу; 2) презентации – торжественные встречи представителей каких-либо структур с общественностью, для ознакомления с новым предприятием, новой продукцией и т.д. 3) пресс-конференции – встречи государственных и общественных деятелей, представителей науки, культуры и т. д. с журналистами; 4) пресс-релизы 5) специализированные информационные бюллетени о текущих событиях той или иной сферы действительности, издаваемые корпоративными информационными агентствами; 6) экстренные сообщения по факсу или электронной почте, поступающие в органы массовой информации от пресс-секретарей, пресс-служб, пресс-центров различных ведомств и общественных объединений. Методы осмысления информации: • От явления к сущности • От частного к общему • От причины к следствию • От конкретного к абстрактному • От абстрактного к конкретному и т.д. Методы порождения текста: • Констатация • Описание • Повествование • Характеристика (выводы журналиста относительно той или иной реалии) • Рассуждение (демонстрирует процесс мыслительной работы журналиста) Эти методы также применяются в комплексе.
|