Главная страница
Случайная страница
КАТЕГОРИИ:
АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
На основе этого комплекса критериев выделяют следующие основные типы СЭЗ, встречающиеся в мировой практике зонирования.
- Зоны свободной торговли.
- Промышленно-производственные или предпринимательс кие зоны.
- Торгово-промышленные зоны.
- Технико-разрабатывающие и технико-внедренческие зоны (специализированные).
- Функциональные зоны (сервисные: банковские, страховые, рекреационно-туристические, зоны игорного и развлекательного бизнеса, историко-культурные центры, эколого-экономические).
- Комплексные зоны или зоны комплексного развития тер ритории.
- Совместные с другими странами СЭЗ.
В рамках отдельных типов зон, входящих в эту классификацию, можно выделить отдельные специфические группы и подгруппы. Так, зоны могут быть:
- мононациональными и интернациональными;
- закрытыми и открытыми;
- территориальными (макрозонами) и точечными (микрозонами). Каждая из зон, независимо от типовой принадлежности, является социально-экономическим территориальным образованием, уникальным по своему содержанию, условиям развития, задачам и целям.
Источниками финансирования зонирования являются:
- централизованные государственные капиталовложения;
- целевые банковские кредиты;
- средства предприятий и организаций, расположенных вне зоны, но имеющих возможности и желания по тем или иным (чаще всего экономическим, хотя есть и другие) причинам осу ществлять вложения своих свободных средств в экономику СЭЗ;
- доходы от экономики самих зон.
16. Методы государственного регулирования СЭЗ.
Государственное регулирование СЭЗ — это система скоординированных действий государства, направленных на достижение целей и задач, решаемых в ходе реализации зональной политики в интересах эффективного функционирования национальной экономики страны в целом и ее составляющих.
Инструментами государственного регулирования СЭЗ являются структурно-инвестиционная, бюджетная, социальная, налоговая, производственно-конъюнктурная, кредитная, эмиссионная и внешнеэкономическая политика.
Роль государственного регулирования С ЭЗ сводится к организации работ, определению приоритетов в типах зон, в выборе регионов, подготовке и обеспечении организационно-правовой базы.
К числу основных целей и задач, стоящих и решаемых с помощью государственного регулирования СЭЗ на государственном (федеральном и региональном) уровне, следует отнести:
- выбор приоритетов в типах создаваемых в стране зон, в раз витии экономики регионов и страны в целом и разработку на этой основе концепции социально-экономического раз вития;
- формирование необходимой нормативно-правовой и организационно-экономической базы для осуществления зонирования;
- адаптацию всех элементов хозяйственного механизма СЭЗ друг к другу и складывающейся конъюнктуре в производ стве и распределении;
- обоснование и установление всех видов льгот, требующих ся для реализации каждой из принятых к реализации про грамм в СЭЗ;
- обеспечение экономической безопасности принимающей страны.
На внутризональном уровне государственное регулирование сводится к формированию внутри каждой конкретной зоны определенных условий, без которых невозможно ее нормальное функционирование:
- организация крупных акционерных обществ, располагаю щих солидным капиталом и берущих на себя полную мате риальную ответственность за выполнение программы созда ния зон;
- создание центрального банка зоны, который обеспечивал бы формирование ее бюджета, контролировал бы использова ние бюджетных и кредитных средств, координировал бы взаимоотношения с федеральным бюджетом;
- развитие специального залогового и страхового инвестици онного фонда (страховое общество), который обеспечивал бы привлечение рублевых и валютных поступлений в необ ходимых объемах;
- разграничение функций между руководством зоны (напри мер, Советом зоны) и местными (региональными) органа ми власти, принятие договорных соглашений между ними по проблемам владения и распределения собственности, процедуры и порядка решения вопросов ценообразования, налогообложения, лицензирования, предоставление различ ных льгот;
- утверждение программ развития конкретных СЭЗ; в этих программах предусматриваются задачи, решаемые зоной с позиции республиканского интереса, определяются разме ры государственных капиталовложений и субсидий, уста навливаются льготы и сроки их получения;
- делегирование властным структурам регионального и мес тного уровней органами управления СЭЗ, а также отдель ными производствами, предприятиями, фирмами, располо женными в зонах, определенных прав, в первую очередь в сфере финансово-экономической деятельности.
Для достижения целей и выполнения задач национальной политики зонирования применяется целый комплекс методов государственного регулирования СЭЗ, который охватывает весь арсенал способов прямого и косвенного регулирования социально-экономического развития зоны. Сюда входят:
- государственные инвестиции в государственные предприя тия, промышленную и социальную инфраструктуру СЭЗ;
- контроль государственного сектора, находящегося в грани цах СЭЗ;
- государственные закупки и заказы на продукцию, произво димую в зоне;
- расходы по социальному страхованию;
- валютный контроль и ограничения экспорта капитала;
- контроль над доходами, ценами и потребительским креди том;
- лицензирование строительства и размещение предприятий, технологий и материалов;
- национализация отдельных отраслей и объектов, находя щихся в «зоне»;
- проведение НИОКР в государственных центрах;
- налоговые льготы на инвестиции и поддержку регионов «зоны»;
- введение импортных депозитов;
- госкредиты;
- регулирование учетной ставки процента и объемов банков ского кредита и др.
17. Механизм управления деятельностью СЭЗ.
Для управления деятельностью СЭЗ формируется специальный механизм, который представляет собой совокупность экономической, правовой, социальной, организационной, теоретико-методо-логиической и методической составляющих.
Организационно-экономический механизм управления деятельностью СЭЗ должен:
- соответствовать применяемым в стране условиям хозяйство вания;
- удовлетворять требованиям экономической политики госу дарства;
- обеспечивать соответствующие условия регулирования хозяйственной деятельности всех подразделений СЭЗ как составной части национальной экономики с учетом специ фики и задач зонирования;
- регулироваться общими и специальными законодательными актами;
- включать две взаимосвязанные и взаимообусловленные составляющие: организационную (субъектную) и экономи ческую.
Экономический механизм управления СЭЗ — это интегрированная система организационно-экономических форм, методов и инструментов управления хозяйственной деятельностью зоны. Отличительными признаками экономического механизма управления являются: наличие цели, заданность начальных условий, конкретная направленность протекания, цикличносъ, сознательное воздействие субъекта управления на управляемый объект.
Экономический механизм управления СЭЗ как составная часть организационно-экономического механизма охватывает:
- инвестиционный режим;
- политику налогообложения;
- финансово-кредитную систему;
- валютный режим;
- таможенное регулирование внешнеэкономической деятельности.
Основные принципы хозяйственной деятельности в СЭЗ — это:
- создание, функционирование и развитие зоны как автономной хозяйственной единицы;
- собственный бюджет СЭЗ;
- опосредованность администрацией и собственным бюджетом всех финансовых отношений юридических лиц, расположенных на территории СЭЗ, с государственным бюджетом;
- территориальная ограниченность действия экономического режима СЭЗ;
- функционирование предприятий СЭЗ в рамках бюджетных ограничений, без централизованного вмешательства и без субсидий со стороны государства.
Инвестиционный режим, формируемый в СЭЗ, призван обеспечить привлекательные условия для притока иностранных материальных и финансовых ресурсов, передовой зарубежной техники и технологии, управленческого опыта. Чем шире набор инвестиционных стимулов, тем более значительных успехов добивается зона в привлечении иностранного капитала.
18. Система финансово-кредитных отношений.
Система финансово-кредитных отношений СЭЗ предусматривает:
- принципы и порядок формирования бюджета зоны;
- создание внебюджетных фондов, связанных с развитием экономических отношений в СЭЗ, и организацию управле ния ими;
- определение порядка расходования средств, использование муниципальных кредитов, организацию финансовых взаи моотношений с вышестоящими бюджетами.
Бюджет СЭЗ по своей форме может совпадать с бюджетом административно-территориального образования, если режим СЭЗ распространяется на всю данную территорию. Если режим СЭЗ охватывает только определенную часть административно-территориального образования, то бюджет составляется отдельно и имеет форму финансового плана юридического лица, осуществляющего функции управления СЭЗ.
Выделяют несколько форм осуществления денежного обращения в зоне.
1. Денежное обращение в СЭЗ, обеспечиваемое национальной валютой. При этом все расчетные операции, вывоз прибылей и т.п. осуществляются через обмен на твердую валюту по плавающему рыночному курсу.
- Постепенный переход к вводу в обращение внутри зоны твердой валюты наряду с национальной. По мере роста конкурентоспособности товаров и увеличения экспорта происходит посте пенное вытеснение национальной валюты из обращения.
- Эмиссия «параллельной валюты».
- Переход на кредитные карточки и чеки с целью зашиты потребительского рынка СЭЗ от вторжения денежной массы из- за ее пределов.
Валютный режим в российских СЭЗ, так же как и налоговое регулирование, жестко ограничен рамками отечественного законодательства.
Валютное регулирование и контроль сводятся к следующему:
- право собственности и иные права физических и юридичес ких лиц на валютные ценности осуществляются в порядке, установленном законодательством РФ;
- валютные операции регулируются Центральным банком РФ и Правительством РФ в соответствии с законодательством РФ о валютном регулировании и валютном контроле;
- на экспорт товаров (работ, услуг) и результатов интеллек туальной деятельности, созданных на территории СЭЗ, не распространяется порядок обязательной продажи резиден тами иностранной валюты на внутреннем рынке РФ;
- перевод дивидендов и репатриация капитала иностранны ми инвесторами с территории СЭЗ осуществляются беспре пятственно;
- российские и иностранные физические и юридические лица имеют право привлекать российские и иностранные страхо вые компании для всех видов страховых сделок в российс кой и иностранной валюте.
19. Основные проблемы формирования экономических механизмов управления СЭЗ в РФ.
Основные проблемы формирования экономического механизма управления СЭЗ в РФ:
- жесткая ограниченность содержания некоторых элементов рамками законодательства (налоговая, валютная политика);
- унифицированный подход к разработке направлений нало говой и инвестиционной политики в разных СЭЗ;
- ориентация зон в основном на привлечение иностранных инвестиций;
- недостаточное использование возможностей таможенного законодательства для установления в зонах таможенных льгот;
- слабость развития системы финансовых взаимоотношений в СЭЗ;
- необходимость значительного финансирования из федерального бюджета.
- принципы создания СЭЗ;
- статус СЭЗ и их типы;
- основные стандартные (унифицированные для всех регионов страны) цели и задачи создания и функционирования СЭЗ конкретных типов;
- права и обязанности федеральных, краевых, муниципальных и других властей и органов хозяйственного управления на местах по отношению к территории СЭЗ в целом, резидентам и населению регионов зон, а также права и обязанности, которые делегируются свыше органами центральной власти и управления местным властям и администрации СЭЗ;
- перечень типовых (универсальных) экономических и других обязательств, которые призваны обеспечивать зоны в процессе функционирования их экономики, перед вышестоящими органами государственной власти и управления (например, по вопросам роста объемов производства экспортной продукции, платежей в бюджеты всех уровней, валютных поступлений и т.д.);
- ставки федеральных и региональных налогов;
- виды преференций;
- условия ведения внешнеэкономических операций;
- валютный режим;
- визовый режим и т.п.
20. Региональная промышленная политика.
Промышленная политика — это скоординированная система правовых экономических и организационных мер органов власти, направленных на повышение эффективности работы промышленных предприятий, исходя из социально-экономических интересов региона с учетом промышленной политики федеральных органов власти и интересов субъектов промышленной деятельности.
Субъект промышленной деятельности — это организация любой организационно-правовой формы и любых вещных прав на принадлежащее ей имущество.
Субъект инфраструктуры промышленной деятельности — это организация, обеспечивающая (сопровождающая) промышленную деятельность, финансирование промышленности, реализацию и продвижение продукции промышленной деятельности на региональный, общероссийский и международный рынки.
Промышленный объект — это имущественный комплекс, используемый субъектом промышленной деятельности.
Цели промышленной политики:
1. обеспечение занятости и роста благосостояния населения, пополнение бюджетов всех уровней и развитие социальной сферы,
- содействие удовлетворению потребностей населения и обеспечение региона высококачественной продукцией,
- развитие научно-технического и промышленного потенциала региона.
- оптимизация структуры промышленности региона стимулирование производства конкурентоспособной продукции внедрение наукоемких и ресурсосберегающих технологии.
Принципы промышленной политики:
- создание условии для развития и увеличения промышленного и интеллектуального потенциала региона.
- равенство прав и ответственности всех субъектов промышленной деятельности.
- расширение налогооблагаемой базы и базы получения доходов от использования региональной собственности.
- государственное регулирование цен на продукцию предприятии монополистов.
- конкурсная основа предоставления поддержки субъектам предпринимательской деятельности за счет ресурсов региональных бюджетов.
- сочетание общегосударственных региональных и местных интересов и интересов предприятии регионов.
- целевой характер мер государственной поддержки в зависимости от значимости субъектов промышленной деятельности,
- приоритетное развитие наукоемких и ресурсосберегающих производств.
- ресурсное обеспечение промышленного производства за счет средств бюджета в зависимости от бюджетной эффективности и социальной значимости (бюджетная эффективность — дополнительные поступления в бюджет),
- содействие развитию кооперационных и интеграционных процессов с другими регионами и странами.
Законодательные органы власти:
- принятие законов о разработка концепций, промышленной разработка и реализация политике, программ;
- утверждение концепций и программ;
- утверждение средств регионального бюджета на поддержку промышленных предприятий;
- контроль эффективности мер государственной поддержки и целевого использования бюджетных средств.
Органы исполнительной власти:
- разработка концепций, разработка аи реализация программ;
- разработка проектов законов;
- осуществление мер государственной поддержки промышленности;
- размещение заказа;
- представление информации по реализации программ законодательного органа.
Органы местного самоуправления:
- участие в разработке концепций, разработке и реализации программ;
- право законодательной инициативы в области промышленной политики;
- получение информации о ходе разработки и реализации программ.
|