![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Методы государственного регулирования тарифов
До недавнего времени тарифы и плата за проезд в автобусах городских сообщений были ниже себестоимости, в связи с чем и автобусные предприятия заведомо становились планово убыточными. Сейчас плата за проезд, равно как и тарифы, на всех видах транспорта, в том числе и на автомобильном, повышается, причем в разных регионах и населенных пунктах она неодинакова, как и себестоимость перевозок, на что накладывают отпечаток конкретные условия эксплуатации и материально-техническая база соответствующего региона. С учётом того, что транспорт в городах, как правило, является муниципальным, плата за проезд различна на территории нашей страны, хотя правила исчисления этой платы должны быть одинаковыми. Комплекс конкретных мероприятий, направленных на сдерживание роста тарифов и дотаций, для каждого субъекта Российской Федерации или муниципалитета зависит от их особенностей и реально сложившихся социально-экономических и других условий. Эти мероприятия должны обеспечить приоритетность интересов пассажиров исходя из единых нормативов и законодательных основ, регулирующих все взаимоотношения транспортников с заказчиками и потребителями услуг. При общей системе свободного ценообразования на услуги в сфере общественного транспорта тарифы регулируются местными органами власти. При этом государство, защищая интересы наименее обеспеченных слоев населения, должно способствовать ограничению роста тарифов, то есть повышения доступности транспортных услуг.[2] В отношении большинства видов транспортных услуг применяются свободные цены. В соответствии с законодательством РФ, в настоящее время регулируются тарифы на следующие виды транспортных услуг: - перевозки грузов, погрузо-разгрузочные работы на железнодорожном транспорте; - перевозки пассажиров, багажа, грузобагажа и почты на железнодорожном транспорте; - погрузо-разгрузочные работы в портах, портовые сборы, сборы за проход по внутренним водным путям иностранных судов; - услуги ледокольного флота; - аэронавигационное обслуживание воздушных судов на маршрутах и в районах аэродромов; - обслуживание воздушных судов, пассажиров и грузов в аэропортах; - перевозки пассажиров и багажа всеми видами общественного транспорта в городском (включая метрополитен) и пригородном сообщении (кроме железнодорожного транспорта); - перевозки пассажиров и багажа железнодорожным транспортом в пригородном сообщении по согласованию с ОАО «РЖД» и при условии возмещения убытков, возникающих вследствие регулирования тарифов за счет соответствующих бюджетов субъектов Российской Федерации; - перевозки пассажиров и багажа автомобильным транспортом по внутриобластным и межобластным (межреспубликанским в пределах Российской Федерации) маршрутам, включая такси; - перевозки пассажиров и багажа на местных авиалиниях и речным транспортом в местном сообщении и на переправах; - перевозки грузов, пассажиров и багажа морским, речным и воздушным транспортом в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях; - услуги, оказываемые предприятиями промышленного железнодорожного транспорта. Специфика современного периода развития общественного производства оказывает сильное влияние на все отрасли, в том числе и на транспорт и требует поиска новых решений, методов повышения эффективности его работы. Основной целью государственного регулирования тарифов на транспорте является реализация тарифной политики, стимулирующей эффективную работу транспортных отраслей и обеспечивающей баланс интересов транспорта и потребителей транспортных услуг. При определении цен (тарифов) на транспорте регулирующие органы реализуют следующие функции: на федеральном уровне - осуществляют создание нормативно-правовой и методической базы ценовой или тарифной политики, соответствующей современным условиям; установление цен и тарифов, регулируемых на федеральном уровне; осуществляют мониторинг цен и тарифов на транспорте; проводят корректировку цен (тарифов) с учетом экономической ситуации; ведут реестр субъектов на транспорте, в отношении которых осуществляется государственное регулирование и контроль. на уровне субъектов Российской Федерации - осуществляют в пределах своей компетенции разработку региональной нормативно-методической и правовой базы формирования цен и тарифов на транспорте; определяют перечни видов услуг, которые устанавливаются и регулируются на региональном уровне; проводят мониторинг цен и тарифов по муниципальным образованиям и предприятиям - монополистам транспортных услуг. При регулировании цен (тарифов) на услуги транспорта применяются следующие методы ценового регулирования: - установление или ограничение уровней тарифов или их составляющих (прибыли, рентабельности), методы текущей корректировки тарифов, совершенствование тарифных систем и другие. Правильная тарификация работ и услуг, выполняемых транспортом, задача достаточно сложная и заслуживает комплексного рассмотрения. Наряду с этим проблему о том, какими должны быть тарифы на перевозку грузов, необходимо рассматривать как часть системы тарифов на услуги разных видов транспорта, как самостоятельную сферу ценообразования, которая формируется под воздействием ряда факторов и в первую очередь издержек производства. Все ценообразующие факторы можно разделить на две основные группы. Общеэкономические: - изменения в налоговой и амортизационной политике, в том числе размеров обязательных отчислений и платежей в бюджет; - изменение общей конъюнктуры финансового рынка; - обеспечение более благоприятных условий конкурентоспособности российского экспорта на мировом рынке; - изменения нормативных правовых актов, регулирующих величину затрат на услуги транспорта, оплату труда и цены на потребляемую транспортом продукцию; - общий уровень инфляции. Отраслевые: - изменения в объемах и в структуре перевозок и других видах работ транспорта; - резервы снижения собственных затрат транспорта; - изменения в номенклатуре расходов и распределении затрат по видам работ и услуг; - результаты структурного реформирования в транспортных отраслях, в управлении и в формах собственности.
|