Главная страница
Случайная страница
КАТЕГОРИИ:
АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
проблема сиротства в русской литературе
Сирота (по словарю С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведовой) - ребенок или несовершеннолетний, у которого умер один или оба родителя. Сиротство - состояние сироты, одиночество. Проблема бездомных детей, сирот актуальна во все времена. При смене времен, политических, экономических и социальных формаций проблемы детей-сирот остаются. Страдания детей, потерявших родителей, лишенных заботы и ласки, во все века вызывали особую заботу государства, общества, церкви. Русская литература, пронизанная сочувствием к слабым и угнетенным, никогда не остаётся в стороне от этой темы, старается привлечь внимание к судьбам таких детей. Литература воспитывает в людях бережное и чуткое отношение к детям - сиротам, призывает к состраданию. Путь исследования. От фольклора до произведений современной литературы. Цель исследования. Выявить жизненную основу причин сиротства и проследить, как воплощается эта тема в произведениях русской литературы. 1. Как воплощается тема сиротства в русской литературе Отражение в устном народном творчестве проблем сирот. Проблема сирот находит широкое отражение в русских народных пословицах и поговорках: Без отца - полсироты, Без матери-пчелки Без матери - вся сирота. Пропащие детки. «Не строй церковь - пристрой сироту», - призывает русская пословица. «Сироту воспитать, что храм возвести», - утверждает мысль народа. Мотив сиротства являлся распространенным и в народных сказках. Сказки отражают жизнь людей, проблемы, с которыми сталкивается человек. Дети в сказках становятся сиротами по тем же причинам, что и в жизни: болезнь и смерть одного из родителей или сразу обоих. Бедствия, выпадающие на их долю, бывают и вполне реальными (притеснения со стороны мачехи и сводных сестер в сказках «Морозко», «Крошечка - хаврошечка»), и фантастическими - дети в сказке, оказавшись вне семьи, подвергаются постоянной опасности: их выманивают ведьмы, они превращаются в козлят, напившись из копытца «Сестрица Аленушка и братец Иванушка». Но сказка изображает идеальный мир, в котором, если и возникают беды - голод, болезни, сиротство, то в финале любой конфликт имеет идеальное разрешение. Появившийся вовремя избавитель: солдат, шедший мимо, добрый молодец, готовый жениться и взять под защиту - разрешает любую проблему. 2. Тема сиротства в русской классике Нелюбовь мачехи к падчерице часто встречается и в авторских литературных сказках. В произведении А.С. Пушкина «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» царевна - не родная дочь царицы. Героиня добра, прекрасна, трудолюбива: «и хозяюшкой она в терему меж тем одна уберет и приготовит…». Верна, покорна судьбе: «…но другому я навечно отдана…». Испытания, выпавшие на долю, царевны ужасны: ее выгоняют из дома, оставляя на съедение волкам в лесу. А злая мачеха, узнав о счастливом спасении, сама решает убить ее ядом, которым пропитано яблоко. Но смерть несчастной оборачивается глубоким сном, даже богатыри не могут оживить ее. Финал сказки тоже традиционен: царевна оживает. Добро и любовь объединяются в своей победе. И злу не устоять против этого союза: царица умерла без «посторонней помощи», от собственной злости - «тут ее тоска взяла, и царица умерла». Это еще одно отличие сказок: сколько бы зла ни сделали главному герою, он прощает и не собирается мстить. Судьбы сирот отражаются не только в сказках, но и в произведениях других жанрах. Так, в комедии «Недоросль» Д.И. Фонвизин мастерски обличает крепостников Скотининых, Простаковых, способных глумиться над положением Софьи, думая, что она круглая сирота. «Сколько горестей терпела я…Бессовестные мои свойственники…», - говорит главная героиня. «Сегодня, однако ж, первый раз здешняя хозяйка переменила со мной свой поступок. Услыша, что дядюшка мой делает меня наследницей, вдруг из грубой и бранчливой сделалась ласковою до самой низкости». Финал комедии оптимистичен: Софья выходит замуж за любимого, имение Простаковых взято под опеку, они лишаются реальной власти над крестьянами и имуществом. Писатель В.Г. Короленко в произведении «Дети подземелья» ярко, с детской доверчивой откровенностью пишет от лица ребенка, потерявшего мать. Жизнь мальчика Васи как бы разделилась на два ярких фрагмента: до смерти матери и после. Жизнь при матери - полная, ласковая, уютная. Даже если где-то была несправедливость, то мать своей любовью затмевает печали и горести неурядиц, ребенок не одинок. После смерти он остается один, несмотря на то, что отец жив, есть и сестренка. Каким запомнил Вася себя в детстве? Обратим внимание на сравнения, какими герой пользуется, рассказывая о себе. Вспоминая детские годы, когда он был ещё просто Васей, рассказчик замечает, что он «рос, как дикое деревце в поле», как «молодой волчонок», как «пугливый зверёк». Есть ли общее в тех эпитетах и сравнениях, которые употребляются в этих характеристиках? Да, используются уменьшительно-ласкательные слова, подчёркивающие возраст героя, из чего видно, что он совсем ещё маленький. Эпитеты несут уточняющую нагрузку. Вася беззащитный, одинокий, настороженный, живущий сам по себе, без присмотра. Были ли у Васи причины стать таким в столь раннем возрасте? Вопрос побуждает внимательно присмотреться к той атмосфере, что царила в его семье. После смерти матери родной дом для него стал почти чужим. Отец, поглощённый горем, «совсем забыл о моём существовании», «отворачивался от меня с досадой и болью». А когда замечал, то думал, «что я дурной, испорченный мальчишка, с чёрствым эгоистическим сердцем». Может быть, у кого-нибудь другого в доме находил Вася внимание и интерес к себе? Нет, таких людей рядом с ним не оказалось. Автор их не показывает. Позже герой с горечью скажет, что в родном доме он «не встречал ни в ком привета и ласки». Печаль отца по жене была огромной, он не хотел замечать сына, и мальчик отвечал ему тем же. Васе было горько и досадно. И вскоре он прекратил все попытки занимать сестру Соню играми, а еще через некоторое время ему стало тесно в доме и в садике, где он не встречал ни в ком привета и ласки. Вася начал бродяжить. Набравшись смелости, он заглянул внутрь часовни, и оттуда на него пахнуло торжественной тишиной. Там герой увидел мальчика лет девяти и девочку с голубыми глазками. С тех пор Вася весь был поглощен своим новым знакомством. Ложась спать и вставая, он только и думал о визите в часовню. Маруся при виде нового друга, всплескивала ручонками, и глаза ее загорались огоньком, бледное личико вспыхивало румянцем, она смеялась. Она была похожа на цветок, выросший без лучей солнца. Девочка напоминала Васе его мать в последние дни жизни. От Валька Вася узнал, что серый камень высасывает из Маруси жизнь. В этих словах заключалась горькая правда. Вася окончательно сжился с дурным обществом, грустная улыбка Маруси стала ему также дорога, как улыбка сестры. Тут он был нужен, тут никто не ставил на вид его испорченность. Каждое его появление вызывало румянец, оживление на щеках девочки. Дружба с Вальком и его больной сестренкой отвлекала от происходящего в семье, он не одинок. Безысходность судеб обитателей подземелья подчёркивается и финалом повести. Умирает самая любимая героиня - Маруся. Валек с отцом куда-то ушли из города. Явно не в лучшую жизнь. Ведь сказал же как-то Тыбурций: «Я краду, и он будет красть». Будущее Валека - на дне жизни. Писатель в произведении переживает трагедию вместе с мальчиком. Как бы указывает взрослым на необходимость в таких случаях максимально уделять внимание ребенку, для которого потеря одного из родителей - неподъемная душевная ноша. Горькая судьба детей - сирот не могла оставить равнодушным и Н.А. Некрасова, который заявляет об этой проблеме с огромной поэтической силой. Об этом стихотворения «Крестьянские дети», «Железная дорога». С особой пронзительностью говорит он о судьбе детей-сирот, которые вынуждены сами зарабатывать хлеб, работая на фабрике. Этим маленьким каторжникам, не знавшим отдыха и счастья, Некрасов посвятил стихотворение «Плач детей». Из дома их гнали «забота и нужда», на фабрике их ждал изнурительный, непосильный труд. Дети гибли, «высыхали» в фабричной неволе. Тяжесть труда, убивающего живую душу ребенка, однообразие его жизни передается монотонным ритмом стихотворения: Целый день на фабриках колеса Мы вертим - вертим - вертим! … Бесполезно плакать и молиться, Колесо не слышит, не щадит: Хоть умри - проклятое вертится, Хоть умри - гудит - гудит - гудит! Жалобы детей, обреченных на медленное умирание у фабричного станка, остаются без ответа. Стихотворение «Плач детей» - это страстный голос в защиту маленьких тружеников, отданных голодом и нуждой в капиталистическое рабство. 3. Как воплощается тема сиротства в литературе XX века В годы становления советской власти по улицам Питера шныряют беспризорники, которых время от времени вылавливают для детских приемников. В 1927 году в свет вышла книга «Республика Шкид», написанная двумя авторами в 1926 году, когда старшему из них - Г. Белых - шёл всего лишь двадцатый год, а младшему - Л. Пантелееву - не было ещё и восемнадцати. Эту повесть написали бывшие беспризорные, они были теми самыми голодающими, бродягами, которые в тысяча девятьсот двадцать первом году попали в исправительное заведение для малолетних преступников, в детдом имени Достоевского. В повести авторы изобразили самих себя с беспощадной правдивостью. Бывшие беспризорники и воришки отданы на перевоспитание в школу полутюремного режима имени Достоевского - сокращенно ШКИД. Рассказ о столкновении и взаимовоспитании (взаимокоррекции) беспризорнической стихии («бузы») и «халдеев» (педагогов и воспитателей) вызвал упреки в недостаточном уважении к учителям и всему лагерю социального «порядка». Однако динамичное, убедительное и насыщенное юмором повествование о школе им. Ф.М. Достоевского, при всей неприглядности многих изображенных фактов «неблагополучного» детства, подкупает искренним оптимизмом, питаемым постоянно ощущаемым радостным и энергичным желанием ребят жить «иной», осмысленной и полезной жизнью. Путь наш длинен и суров, Много предстоит трудов, Чтобы выйти в люди. Приютом управляет директор Сорокин, не потерявший при советской власти ни чести, ни интеллигентности. Однако хулиганы и воры всех мастей не желают менять свои привычки и жить по правилам. В качестве эксперимента директор предлагает ребятам самоуправление без «поблажек» и с наказаниями за нарушение дисциплины. Сорокин приучает ребят уважать и любить свой и чужой труд. Постепенно, шаг за шагом, формируются души и характеры ребят, происходит их духовное и гражданское становление. Наш земляк, Михаил Александрович Шолохов, во многих своих произведениях уделял большое внимание детям - сиротам. Доказательством этому служат: «Алешкино сердце», «Судьба человека», романы «Тихий Дон», «Поднятая целина». В рассказе «Судьба человека» главный герой прошел все муки ада, был на волоске от смерти в лагере у фашистов. После победы чудом уцелел, но остался «большим сиротой»: один на один со своей старенькой машиной. Соколов, которому довелось, по его собственному признанию, «хлебнуть горюшка по ноздри и выше» и у которого «глаза, словно присыпанные пеплом, наполненные такой неизбывной смертной тоской, что в них трудно смотреть», потерял все: и родимый дом, и жену, и детей. Осталось ли хоть что-нибудь у этого многострадального русского человека? Да, осталось. Никто и ничто не могло отнять у него любовь к родине и умертвить его живую, отзывчивую душу. Андрею оказалось достаточно двух этих нерушимых, неистребимых координат для того, чтобы продолжить жизнь, чтобы не озлобиться на весь мир, чтобы не приходить в ярость при виде чужого счастья. И все же без встречи с маленьким Ванюшей осиротевшему солдату было бы гораздо труднее. Эта сколь случайная, столь и закономерная встреча нужна была недавнему участнику войны, нужна была как спасение, как исцеление, как надежда на будущее, как источник, дающий силы идти дальше. Ведь сердце героя, испившего до дна горькую чашу, не раз ощущавшего дыхание смерти, в течение какого-то периода, как он сам говорит своему собеседнику, «закаменело от горя». Где было найти ту живую воду, способную растопить душу, заледеневшую от мук и страданий, собственных и общенародных, заставить с новой силой биться сердце, окаменевшее от пережитых трагедий? Такой сказочной живой водой оказался мальчуган «со светлыми, как небушко глазами». «И вот один раз, - рассказывает Андрей Соколов о своем новом сынке, с которым он встретился в Урюпинске, - вижу возле чайной этого парнишку, на другой день - опять вижу. Этакий маленький оборвыш: личико все в арбузном соку, покрытом пылью, грязный, как прах, нечесаный, а глазенки - как звездочки ночью после дождя! И до того он мне полюбился, что я уже, чудное дело, начал скучать по нему, спешу из рейса поскорее его увидеть. Около чайной он кормился, - кто что даст». И далее: «Шустрый такой парнишка, а вдруг чего-то притих, задумался и нет-нет, да и взглянет на меня из-под длинных своих загнутых кверху ресниц, вздохнет. Такая мелкая птаха, а уже научился вздыхать. Его ли это дело?». Мысль об усыновлении одинокого птенца, выброшенного из гнезда, разоренного войной, пришла как-то неожиданно, вдруг, непроизвольно, она тут же окрылила, согрела Андрея, которому уже начинало иногда казаться, что его жизнь кончена, что впереди лишь завеса скорби и тоски: «Закипела тут во мне горючая слеза, и сразу я решил: «Не бывать тому, чтобы нам порознь пропадать! Возьму его к себе в дети». И сразу у меня на душе стало легко и как-то светло». Соколов нежно заботится о мальчике, старается сделать все для того, чтобы тот как можно скорей забыл о недавней бездомности, о слезах сиротства. С тех пор, как в его безрадостную жизнь ворвался вихрастый парнишка, Андрей Соколов внутренне преобразился и окреп, приемный малыш стал для него той дополнительной опорой, которой так не хватало ему в первые мирные дни. Взяв на себя ответственность за судьбу другого человека, многострадальный герой Шолохова постепенно выходит из трагического оцепенения, понемногу освобождается от непосильного, парализующего груза прошлого. Шагает Андрей с осиротевшим мальчиком в Кашары: «Два осиротевших человека, две песчинки, заброшенные в чужие края военным ураганом невиданной силы… Что-то ждет их впереди? И хотелось бы думать, что этот русский человек, человек несгибаемой воли, выдюжит и около отцовского плеча вырастет тот, который, повзрослев, сможет все вытерпеть, все преодолеть на своем пути, если к этому позовет его Родина». Сиротство детей во вторую мировую войну имело характер всеобъемлющий, массовый. Сколько детей было брошено в водоворот жестокости, неравной борьбы! сиротство сказка беспризорник литература 4. Проблема сиротства в сегодняшнем мире История последнего столетия в России отмечена уже тремя волнами массового сиротства детей. С первыми двумя, вызванными Гражданской и Великой Отечественной войнами, удалось справиться комплексными государственными мерами. Сегодня мир вступает в XXI век. Проблема детей-сирот по-прежнему актуальна. Природа нынешнего сиротства и бродяжничества детей печальна и вовсе не похожа на ту, что была в 20-е и 30-е годы. Тогда дети просто голодали, просто теряли крышу над головой, лишались родни, хотя слово «просто» тут вряд ли употребимо, ведь речь идет о трагедии детской судьбы. Их собрали (пусть и с солдатами да милицией) с улиц, вытащили из подвалов, отмыли, накормили, усадили за парты и вернули к жизни. Этого им было достаточно. Справедливости ради надо заметить: большинство тех ребят получило высшее образование. Другие обрели престижные профессии, состоялись как граждане. Но вся беда в том, что нынешние брошенные дети совсем не похожи на своих предшественников. Среди нынешних сирот мало детей одиноких. Отца, как правило, нет, или он пьёт, мать тоже - пьющая или ведущая «свободный» образ жизни. Бабушки и дедушки? Ну, так дедушек почти нет по той же причине, что и отцов, а бабушки с самовольными внуками не справляются. Появилась и новая причина сиротства - дети сами хотят быть оторванными от семьи, от родителей. Ими овладела жажда вольницы, желание ночевать в теплом коллекторе или подвале, но без взрослых указок и без всяких там школ и детдомов с их «занудными» учителями и воспитателями. И еще одно отличие совсем уж разделяет эпохи: беспризорники «Республики ШКИД» не знали, что, нанюхавшись клея «Момент», можно сладко «забалдеть», ну, а те, кто добрался до иглы, вообще отправляются на небеса, где школа не нужна, нет взрослых с их претензиями, нет правил и ограничений. Несмотря на то, что министерство образования и местные власти стараются каждому ребенку найти семью (существует несколько форм устройства детей: усыновление, опека, приемная семья, патронат, семья выходного дня), число детей в детских домах не уменьшается, проблема сиротства остается. Но я думаю, ситуация в стране находится под контролем. Способствуют этому и СМИ. В центральных и региональных газетах тема сиротства все чаще выносится на первые полосы, о жизни беспризорных детей снимают документальные и художественные фильмы. Политику государства об усыновлении брошенных детей поддерживает телевидение. На I канале в программе «Пока все дома» недавно появилась рубрика «У вас будет ребенок». Идея ее создания принадлежит Тимуру Кизякову (который был награжден орденом Дружбы) и его жене - Елене. Каждое воскресенье ведущая Елена Кизякова рассказывает об одном малыше из детского дома или Дома ребенка. В конце рубрики - телефон для тех, кого заинтересовали этот ребенок. Поднимает тему сиротства и Андрей Малахов в передаче «Пусть говорят». Как жаль, что в наши дни так много в России детей-сирот, детей, брошенных родителями. Помочь им может любой хороший человек, воспринимающий чужую боль как свою.
| М. Шолохов " Судьба человека". Мальчик Ванюшка. Маленький, лет пяти. Папа ушёл на войну и о нём ничего неизвестно, мама погибла, когда в поезд, на котором ехала, попала бомба. Остался один, побирался и питался объедками или тем, что давали добрые люди. Не считал себя маленьким, по характеру был как взрослый мужчина. Помог ему главный герой - Андрей Соколов. Такой же избитый жизнью человек. Его семья погибла во время бомбежки и он остался совсем один. Ванюшка и Андрей были очень похожи. Андрею стало жалко сироту и он решил, что они должны держаться вместе. Тот сказал мальчику, что он его отец и Ванюшкино " Папка, я знал, что это ты! " растопило окончательно его сердце. Так они и стали жить вместе и держаться друг за друга. Кстати, отличное произведение, лучшее из школьной литературы, почитай.:) А. Приставкин «Ночевала тучка золотая» Герои повести — Кузьмёныши — находясь в детском доме, стали жертвами жестокости и равнодушия взрослых.
Данная страница нарушает авторские права?
|