Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Закон РФ об охране и использовании животного мира
Закон РФ об охране и использовании животного мира предполагает: охрану обитания, условия размножения и путей миграции животного мира, возможности использования полезных свойств жизнедеятельности животных (без изъятия их из природной среды, если законом не предусмотрено иное); запрет самовольного перевоза животных к новым местам, и акклиматизации и скрещивания, поскольку это сможет внести нарушения в баланс природной среды и так далее. Перечисленные нормативные акты можно отнести к числу специальных природно-ресурсных, поскольку ведущее целевое назначение их заключается в регулировании экономических отношений по использованию природных ресурсов, удовлетворяющие потребности материального производства. Основной юридической базой природоохранительного законодательства является Конституция РФ. Статья 42 Конституции формулирует права граждан в сфере природоохранных правоотношений. «Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу, экологическим правонарушением». В Конституции сформулированы и обязанности, среди которых есть обязанность каждого человека сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам (статья 58). Общие требования и правила охраны окружающей среды сформулированы в Законе РСФСР «Об охране окружающей природной среды» от 9 ноября 1991 года. В статье 3 этого Закона установлено, что при осуществлении хозяйственной, управленческой и иной деятельности, оказывающей отрицательное воздействие на состояние окружающей природной среды, государственные органы предприятия, учреждения, организации, а также граждане РФ, иностранные юридические лица и граждане, лица без гражданства обязаны руководствоваться принципами: 1) приоритета охраны жизни, здоровья человека, обеспечения благоприятных экологических условий для жизни, труда и отдыха населения, научно обоснованного сочетания экологических и экономических интересов общества, обеспечивающих реальные гарантии прав человека на здоровую и благоприятную для жизни окружающую природную среду; 2) рационального использования природных ресурсов с учетом законов природы, потенциальных возможностей окружающей природной среды и здоровья человека; 3) соблюдение требований природоохранительного законодательства, неотвратимость наступления ответственности за их нарушения; 4) гласности в работе и тесной связи с общественными организациями и населением в решении природоохранных задач; 5) международного сотрудничества в охране окружающей человека среды. В Законе заложен экономический механизм охраны окружающей природной среды, который имеет своими задачами: 1) планирование и финансирование природоохранительных мероприятий, установление лимитов использования природных ресурсов, выбросов и сбросов загрязняющих веществ в окружающую природную среду и размещение отходов, установление нормативов платы и размеров платежей за использование природных ресурсов; 2) предоставление природопользователям налоговых, кредитных и иных льгот при осуществлении эффективных мер по охране окружающей природной среды; 3) возмещение в установленном порядке вреда, причиненного окружающей природной среде и здоровью человека. Особое значение Закон придает нормированию природной среды (нормативом качества природной среды и нормативам человеческого воздействия на нее), которое производится с целью установления предельно допустимых норм воздействия на окружающую природную среду, гарантирующих экологическую безопасность населения и сохранение генетического фонда, обеспечивающего рациональность использования и воспроизводства природных ресурсов в условиях устойчивого развития хозяйственной деятельности. В соответствии с нормами закона технико-экономическое обоснование проектов на строительство объектов должно проходить государственную экологическую, а при необходимости общественную экспертизу. Строительство, реконструкции объектов должны осуществляться по утвержденным проектам, имеющим положительное заключение государственной экологической экспертизы. Ввод в эксплуатацию объектов должен осуществляться по актам приемочной комиссии с участием специалистов в области экологического контроля окружающей среды, санитарно-эпидемилогического надзора. Закон определяет требования при эксплуатации предприятий, сооружений, иных объектов и выполнения иной деятельности, причиняющее вред окружающей природной среде, влечет за собой приостановление или прекращение финансирования учреждениями банков. За экологические правонарушения, то есть виновные за противоправные деяния, нарушающие природоохранительное законодательство и причиняющие вред окружающей природной среде и здоровью человека, должностные лица и граждане несут дисциплинарную, административную, уголовную, гражданско-правовую, материальную, а предприятия, учреждения - административную и гражданско-правовую ответственность. Закон определяет порядок возмещения вреда, причиненного экологическим правонарушением. Возмещение вреда производится добровольно, либо по решению суда или арбитражного суда в соответствии с утвержденными в установленном порядке таксами и методиками исчисления размеров ущерба, а при их отсутствии - по фактическим затратам на восстановление нарушенного состояния окружающей природной среды с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды. Закон РФ «Об охране атмосферного воздуха» Закон РФ «Об охране атмосферного воздуха» предусматривает введение нормативов предельно допустимых концентраций загрязняющих веществ и уровней физических воздействий на атмосферу; установление разрешительного выбросов загрязненных веществ в атмосферу; борьбу с производственными и иными шумами путем внедрения малошумных технологий, улучшения конструкций дорог и коммуникаций, расположенных на отдаленном расстоянии от населенных пунктов, сооружений и оборудования, представляющих собой источник шума и так далее. Наряду с Законами в РФ действуют подзаконные акты, регулирующие экономическо-правовые отношения. Среди них следует отметить Постановление Правительства РФ от 22 августа 1992 года, в котором определяется порядок оплаты и ее предельные размеры за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов и другие вредоносные воздействия. Суть оплаты за загрязнение окружающей природной среды состоит в том, что соответствующие предприятия и объединения обязаны ежегодно рассчитывать и уплачивать государству определенные суммы денежных средств, которые поступают в федеральный бюджет (10%) и внебюджетные экологические фонды для последующего расходования на цели охраны окружающей природной среды. Согласно п. 10 ст. 72 Конституции РФ законодательство земельное, водное, лесное, о недрах, об охране окружающей среды находится в совместном ведении РФ и субъектов РФ. Поэтому по данным отраслям законодательства наряду с федеральными законами издаются законы и иные нормативные акты субъектов РФ. Примером правотворчества в сфере экологии можно назвать Экологический кодекс Башкиртостана, Положение о лесе Липецкой области, утверждено решением Липецкого собрания депутатов от 12 мая 1994 года, порядок проведения лесных торгов в Читинской области, утвержденный решением Малого Совета областного Совета народных депутатов от 22 июля 1993 года и другие. На уровне местного самоуправления обычно издаются правовые нормативные акты об охране зеленых насаждений и благоустройстве территорий населенных пунктов, о порядке пользования водными объектами для питьевых хозяйственных нужд и так далее.
|