Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Экологическая экспертиза
Новым институтом, призванным решать многие проблемы управления охраной природы, сочетания отраслевого и территориального принципов, является экологическая экспертиза. Ей должны подвергаться все проекты хозяйственной и иной деятельности, могущей оказывать вредное воздействие на состояние окружающей среды. Они должны содержать материалы по оценке воздействия на окружающую природную среду (ОВОС), которая проводится заказчиком проекта и включает анализ, обобщение и распространение информации о таком воздействии и необходимые меры охраны. Оценка производится с учетом экологической емкости, состояния окружающей среды в месте планируемого размещения объекта, перспектив социально-экономического развития регионов, мощности и видов воздействия объекта на окружающую природу, требований природоохранного законодательства. Задачами государственной экологической экспертизы являются определение уровня экологической опасности намечаемой или осуществляемой хозяйственной и иной деятельности, которая может в настоящем или будущем прямо или косвенно оказать воздействие на состояние окружающей среды и здоровье населения; проверка соответствия проектируемой хозяйственной и иной деятельности требованиям природоохранительного законодательства; определение достаточности и обоснованности предусматриваемых проектом мер по охране природы. Государственная экологическая экспертиза проводится органами Госкомэкологии на основе принципов законности, научной обоснованности, комплексности, гласности и с участием общественности. В ней не должны участвовать лица, заинтересованные каким-либо образом в ее исходе. Для оценки процедуры и законности составления проекта полезно участие квалифицированных юристов. Перечень объектов государственной экологической экспертизы постоянно расширяется. Это проекты государственных планов, программ, концепций, основных направлений и схем размещения производительных сил страны и отраслей народного хозяйства, другая предплановая, предпроектная документация по развитию хозяйственной и иной деятельности, реализация которой может оказать воздействие на состояние окружающей среды. Это могут быть проекты инструктивно-методических и нормативно-технических документов, регламентирующих хозяйственную деятельность, документация по созданию новой техники, технологии, материалов и веществ, в том числе закупаемых за рубежом, ввозимая в Россию и вывозимая из России продукция. В последнее время экспертизе подвергаются экологическая ситуация в регионе, действующие предприятия и другие объекты, оказывающие влияние на состояние окружающей среды. Принципы. Реализация проекта, подлежащего экологической экспертизе, без положительного заключения государственной экологической экспертизы запрещается и не подлежит финансированию. Последнее очень важно: иначе благие пожелания и призывы могут повиснуть в воздухе. Так произошло с сотнями объектов, начатых строиться до окончательного утверждения проекта и получения комплексного заключения экспертизы. Отказ в открытии финансирования без заключения экспертизы будет надежным барьером на пути любителей ставить общественность перед фактом — перед начатыми и проведенными работами. Не исключена возможность постановки вопроса о взыскании затраченных средств с виновных в незаконном строительстве в случае признания его экологически вредным и небезопасным. Почему государственная экологическая экспертиза призвана «умиротворять» функциональные и территориальные интересы? Дело в том, что выносимый на экспертную оценку проект отражает, как правило, задачи природопользования — эксплуатацию природных ресурсов в интересах предпринимателя, народного хозяйства. Экспертная же комиссия, включающая в основном экологов, учитывающая мнение лиц, проживающих на данной территории, или находящаяся, по крайней мере, под их активным воздействием, представляет собой фактор территориальный, стремящийся к экологическому благополучию. Здесь проявляются противоречия между производственной функцией и регионом, разгораются экологические страсти, решение которых во многом зависит от объективности и научности подходов. Экологическая экспертиза — независимая, вневедомственная, состоящая из компетентных, не заинтересованных в ведомственности, в местничестве специалистов, оснащенная современным оборудованием, — начала создаваться при комитетах охраны природы, набирать опыт, приобретать статус. Заключения рассматриваются на коллегиях комитетов по охране природы (по экологии). Обобщение первой экспертной работы приводит к выводам: экологическую экспертизу должны проходить все без исключения проекты и программы, а по инициативе органов местного самоуправления — и ранее принятые программы. Отбор экспертов надо производить из компетентных специалистов, не связанных с заказчиками и исполнителями проектов. Следует обязательно включать в их состав экономистов, юристов, программистов. При этом принципиальное значение имеют права граждан и общественных объединений в области государственной экологической экспертизы; общественная экологическая экспертиза; некоторые процедурные моменты, которые полезно знать; правовые гарантии при экологической экспертизе. Основные полномочия граждан и общественных объединений при проведении государственной экологической экспертизы предусматриваются Законом Российской Федерации по охране окружающей среды от 19 декабря 1991 г. и Федеральным законом РФ об экологической экспертизе от 23 ноября 1995 г. В них указаны принципы проведения государственной экологической экспертизы: гласность, участие общественных организаций (объединений), учет общественного мнения и др. В частности, граждане и общественные объединения имеют право: в соответствии с законодательством выдвигать предложения о проведении государственной и общественной экологической экспертизы хозяйственной и иной деятельности, реализация которой затрагивает экологические интересы населения, проживающего на данной территории; направлять в письменной форме органам охраны окружающей среды и природных ресурсов РФ аргументированные предложения по экологическим аспектам намечаемой хозяйственной и иной деятельности; получать от органов, организующих проведение государственной экологической экспертизы конкретных объектов экологической экспертизы, информацию о результатах ее проведения; обжаловать выводы экспертной комиссии в суд или арбитражный суд; требовать назначения государственной экологической экспертизы, выступать с изложением экологической платформы в средствах массовой информации; рекомендовать своих представителей для участия в государственной экологической экспертизе по вопросам размещения и проектирования объектов. К проведению государственной экологической экспертизы имеют отношение некоторые более общие экологические права, а именно: требовать от соответствующих органов предоставления своевременной, полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды и мерах по ее охране; ставить вопрос о привлечении к ответственности виновных должностных лиц; предъявлять в суде или арбитражном суде иски о возмещении вреда здоровью и имуществу граждан, причиненного экологическими правонарушениями; требовать в административном или судебном порядке отмены решений о размещении, строительстве, эксплуатации экологически вредных объектов, ограничении, приостановлении, прекращении или перепрофилировании их деятельности. Согласно Закону Российской Федерации о государственной тайне от 21 июля 1993 г. к сведениям, не подлежащим засекречиванию, относятся сведения: о чрезвычайных происшествиях и катастрофах, угрожающих безопасности и здоровью граждан, и их последствиях, а также о стихийных бедствиях, их официальных прогнозах и последствиях; о состоянии экологии, здравоохранения, санитарии; о фактах нарушения прав и свобод человека и гражданина; о фактах нарушения законодательства органами государственной власти и их должностными лицами.
|