Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Концепция ПДК






Проблема сохранения окружающей среды в каждой стране решается в соответствии с особенностями ее социального устройства и уровня развития производства. Даже в экономически развитых странах в подавляющем большинстве современных производственных процессов пока еще используют открытые технологические циклы, которые не исключают выбросов вредных веществ в окружающую среду. Если в стратегическом плане максимальное внимание отраслевой науки должно быть уделено разработке безотходных технологий с комплексной переработкой сырья в замкнутых производственных циклах, то сохранение качества окружающей среды при использовании технологий сегодняшнего дня требует разработки эффективных сооружений для очистки и обезвреживания промышленных стоков, выбросов и отходов и строгого нормирования поступления в биосферу тех или иных токсикантов.

Для предотвращения негативных последствий воздействия загрязняющих веществ на отдельные компоненты природной среды необходимо знать их предельные уровни, при которых возможна нормальная жизнедеятельность и функционирование организмов. Основной величиной экологического нормирования содержания вредных химических соединений в компонентах природной среды является предельно допустимая концентрация (ПДК). ПДК — это такое содержание вредного вещества в окружающей среде, которое при постоянном контакте или при воздействии за определенный промежуток времени практически не влияет на здоровье человека и не вызывает неблагоприятных последствий у его потомства. При определении ПДК учитывается не только влияние загрязняющего вещества на здоровье человека, но и его воздействие на животных, растения, микроорганизмы, а также на природные сообщества в целом.

ПДК загрязняющих веществ для воздуха, воды, почвы, для пищевых продуктов и кормов устанавливаются в законодательном порядке или рекомендуются компетентными учреждениями. В настоящее время установлены ПДК большого количества вредных веществ для воздушной и водной среды и сравнительно недавно начаты исследования по разработке ПДК загрязняющих веществ для почвы.

 

Тема Экологизация общественного сознания.

В 1992 г. Конференция ООН по окружающей среде и развитию, проходившая в Рио-де-Жанейро; утвердила стратегию устойчивого развития как руководство к действию для всех стран нашей планеты.

Устойчивое развитие в глобальной системе " общество — природа" означает соблюдение динамического равновесия в социоэкосистемах различного уровня. Как известно, компонентами социоэкосистем являются общество (социальные системы) и природная среда (эко- и геосистемы). Динамическое равновесие социоэкосистемы предполагает соблюдение определенного отношения между указанными системами в процессе их развития.

Отсюда следует вывод: для непрерывного развития социоэкосистем должны сохраняться не только вещественно-энергетический и информационный обмен системы со средой, но и внешние условия, обеспечивающие данный обмен. При ограниченных ресурсных возможностях нашей планеты, ее биосферы для выполнения этого условия необходимо, чтобы со стороны общества поддерживалось и развитие природной среды.

Главная идея стратегии устойчивого развития заключается в создании условий и механизмов для взаимоувязанного социально-экономического и экологического развития, в рассмотрении проблем природной среды в единстве с социально-экономическими процессами. В этом случае создаются предпосылки для обеспечения права людей на здоровую и качественную жизнь, уменьшение разрыва в уровне жизни народов мира.

Чтобы обеспечить устойчивое будущее, потребуется изменить мировую экономику, демографическую политику, переосмыслить многие ценности и во многом отказаться от привычного образа жизни. Все это часто отождествляют или связывают с экологической революцией. Она действительно может встать в один ряд с аграрной и промышленной революциями как одно из наиболее грандиозных социальных преобразований в истории человечества.

В отличие от аграрной революции, которая способствовала небывалому росту численности населения, цель экологической революции — восстановление равновесия между потребностями населения Земли и природными ресурсами, между социально-экономическим и экологическим развитием, обучение населения основам общения с внешним миром для гармонизации своей жизни и окружающей среды.

Экологическая революция должна идти более быстрыми темпами. Если аграрная революция началась 10 тыс. лет назад, а промышленная (в разных формах) по существу продолжается уже два столетия, то для экологической нам отпущено лишь несколько десятилетий. И здесь на передний план выходят проблемы культуры и образования.

Культура как способ адаптации и организации жизнедеятельности людей является важнейшим показателем их отношения друг к другу и к природному окружению. В зависимости от содержания и ориентации она может сближать и отчуждать народы. В наше время выживание человечества во многом зависит от становления мировой культуры, сочетающего в себе самобытные национальные культуры с общечеловеческими ценностями.

Фундаментом как национального, так и мирового развития должна стать гармония человека с окружающей средой. На смену прежним, ориентированным исключительно на развитие экономики, стратегиям, должна прийти стратегия, в центре которой находится человек. Современный образ жизни, ценности, сформировавшиеся в эпоху индустриального общества, должны подвергнуться радикальным изменениям. Вот почему необходимо целенаправленно использовать не только культурные традиции, но и развивать, пропагандировать новую экологическую культуру.

Экологическая культура предстает как новый способ соединения человека с природой, примирения его с ней на основе более глубокого ее познания. В этом смысле экологическая культура является показателем уровня экологического сознания.

Важнейшим признаком экологической культуры является отказ от наивного антропоцентризма и переход к системе взглядов, которая строится биосфероцентристки. Это значит, что теперь при решении любых проблем приоритет необходимо отдавать природным факторам, а не социально-экономическим. Конечной целью такого подхода все равно является человек, но не прямо, а опосредованно, через сохранение природной среды его существования. Эта опосредованность вызвана острой практической потребностью, порожденной новой ролью человека на планете.

Мерой экологической культуры выступает экологическая этика. Акцентируя внимание на проблемах биосферы, всего живого, она создает предпосылки действий, ориентированных на сохранение и развитие человеческого и природного бытия. В экологической этике в сферу нравственных отношений, кроме традиционно рассматриваемых отношений " человек — человек", " человек — общество" включается также целый ряд сторон отношений " человек — природа".

Основное свойство, присущее экологической этике, связано с тем, что приоритетной в ней остается забота о природных условиях существования будущих поколений. Обращенность в будущее, которая предполагает и заботу о настоящем, отличает экологическую этику от традиционных направлений этики.

Положения экологической этики уже сейчас позволяют предположить следующие требования: отказываться от любых действий, которые могут подорвать возможности существования будущих поколений; мера ответственности перед потомками должна быть приоритетной при принятии решений, касающихся и состояния природной среды; недопустимо в интересах ныне живущих людей наносить ущерб интересам будущих поколений.

Однако эти и другие положения экологической этики, призванные обеспечить гармонизацию взаимодействия человека и природы, могут быть реализованы, если они практически пронизывают самые различные сферы человеческой деятельности, образование, воспитание, политику и др. Только в этом случае этические нормы, насыщенные экологическим содержанием, не останутся благим пожеланием и приблизят становление нового, экологического общества.

Основным средством формирования экологической культуры призвана стать целенаправленная система экологического образования.

Потребность в экологическом образовании связана с необходимостью обеспечения благоприятной среды для жизни человека. Качество окружающей среды определяет здоровье — основное

право человека и главную цель развития цивилизации. Без необходимых для существования и развития человека природных предпосылок все социальные вопросы теряют смысл, Поэтому, экологическое образование должно не просто проникнуть в структуру системы образования, а стать одной из ее основ. Если литература и история нужны для усвоения ценностей культуры, естествознание — закономерностей природы, то экологическое образование необходимо для формирования подлинно человеческого отношения к природе, определения допустимой меры ее преобразования, усвоения специфических социально-природных закономерностей и нормативов поведения, при которых возможно дальнейшее существование и развитие человека.

Деформация системы экологических отношений, дефицит ответственности перед будущим являются одним из истоков кризисной экологической ситуации. У выпускников школ, вузов, как и у населения в целом, преобладает потребительский подход к природе; низок уровень восприятия экологических проблем как личностно значимых; не развита потребность практического участия в реальной работе по изучению и улучшению среды, окружающей человека непосредственно. Поэтому основная цель экологического образования - формирование ответственного отношения к природе.

Под экологическим образованием понимается непрерывный процесс обучения, воспитания и развития, направленный на формирование общей экологической культуры, экологической ответственности за судьбы своей страны и близких людей, планеты и всей Вселенной.

Экологическая ответственность связана с такими качествами личности, как самоконтроль, умение предвидеть ближайшие и отдаленные последствия своих действий в природной среде, критическое отношение к себе, к другим и т.д. Добровольное, свободное соблюдение моральных требований, связанных с отношением) к природе, предполагает развитую убежденность в необходимости свободного поведения, а не страх за возможное наказание и осуждение со стороны окружающих.

Все, кто связан с деятельностью, оказывающей вредное влияние на природную среду и здоровье людей, обязаны иметь необходимую экологическую подготовку, которую следует учитывать при назначении их на должность, при аттестации. Лица, не обладающие такой подготовкой, не должны допускаться к работе. Если учесть, что почти любая человеческая деятельность может при нерациональной ее организации быть опасной для окружающей среды, то понятно, что практически каждый нуждается в соответствующей общей экологической подготовке.

В связи с этим международное экологическое движение педагогов признает образование в области окружающей среды (экологическое образование) приоритетным направлением совершенствования общеобразовательных систем и рекомендует государствам и правительствам разработать соответствующую политику в области образования в свете глобального экологического кризиса.

Различают экологическое образование и экологизацию системы образования. Хотя они и взаимосвязаны, но характеризуют в некотором отношении различные явления. Экологическое образование — это непосредственное усвоение экологических знаний различного характера и уровня.

Выделяют два основных направления экологического образования: воспитание в духе общих идей охраны окружающей среды и здоровья людей и приобретение специальных профессиональных знаний об общих закономерностях существования природных и антропогенных систем. Оба эти направления взаимосвязаны, ибо в их основе лежит познание принципов, подходов, закономерностей экологии.

Экологизация системы образования — это характеристика тенденции проникновения экологических идей, понятий, принципов, подходов в другие дисциплины, а также подготовки экологически грамотных специалистов самого различного профиля.

Реально система образования всегда отстает от научных исследований. Учитывая междисциплинарную специфику экологической проблемы, когда решение многих ее проявлений требует междисциплинарного подхода, большой оперативности, такое отставание должно быть сведено до минимума. Экологическое образование по праву должно стать узловым в структуре образования, одним из главных факторов ее развития.

До недавнего времени экологическое образование ориентировалось в основном на естествознание (преимущественно на биологическую экологию и географию) и отчасти на технические науки, связанные с технологией природоохранной деятельности (с акцентом на очистные сооружения и технологии). Социальная же часть экологии, кроме отдельных фрагментов эколого-экономических и эколого-правовых знаний, не преподавалась,

Сейчас очевидно, что значительная доля экологического образования должна отводиться социальной экологии, которая непосредственно занимается поиском закономерностей устойчивого развития системы " общество-природа".

Реализация идей экологического образования предполагает как новое прочтение традиционных предметов, так и введение новых дисциплин, помогающих раскрыть целостное представление о взаимосвязях природы и человека.

Научно-теоретическим основанием экологического образования в целом должны служить биологическая и геологическая экология, экология человека и общества (социальная экология). Дополнительными источниками могут быть инженерная экология, агроэкология и некоторые другие дисциплины.

Биологическая экология рассматривает условия существования живых организмов и взаимосвязи между организмами и средой, в которой они обитают.

Глобальная экология призвана исследовать влияние на биосферу антропогенных, космических, геофизических и других воздействий.

Предметом исследования экологии человека являются сохранение и улучшение здоровья людей с учетом связей человека с окружающей природной и социальной средой.

Социальная экология изучает систему " природа — общество", перспективы ее развития и гармонизации на различных уровнях — локальном, региональном, глобальном.

Экология среди естественных наук первая начала изучать интересы человека, условия его жизнедеятельности с возрастающей сложностью: от влияния человеческой деятельности на окружающую среду до оценки эффективности освоения природы и т.д. Экология становится как бы " нормативным естествознанием", то есть несет ответственность не только за истинность результатов, но и за их применение. Этим она отличается от науки классического типа, которая по отношению к человеку нейтральна, то есть не объясняет ценности и цели человеческого существования, не гарантирует оптимальной преобразующей деятельности общества. Знания традиционной науки дают возможность создать могучие средства деятельности (современная техника), но не определяют, насколько разумна, оптимальна сама цель деятельности. И не случайно, скептически характеризуя возможности традиционной науки, известный физик нашего времени М. Борн считал, что она лишь способна " разумными средствами достичь сомнительных целей".

В соответствии с основными направлениями экологии базовые экологические знания могут быть объединены в следующие содержательные группы:

1. Становление экологии. Ее основные понятия и методы.

2. Биосфера: глобальная экосистема (Глобальная экология).

3. Экосистемы биосферы, популяция и организм в экосистеме (Биологическая экология).

4. Человек в экосистеме: антропоэкосистемы (Экология человека).

5. Человечество в биосфере: социоэкосистемы (Социальная экология).

Последовательность содержательных групп определяется идеей обучения от целого к его частям: от биосферы к составляющим ее экосистемам, далее — к природным сообществам, (популяциям и отдельным организмам.

Первая содержательная группа " Становление экологии" включает вопросы ее предыстории и истории. Любая наука связана со своей историей, и это при том, что в науке история не повторяется, ибо научные поиски определяются не только внутренней логикой развития науки, так и внешними факторами (различными потребностями, ценностно-мировоззренческими установками, социокультурными особенностями эпохи и т.п.). Соответственно, и уровень развития науки, и факторы, воздействующие на нее, всегда разные. Отсюда и возникает непредвиденные направления исследования, оригинальные подходы и результаты.

В экологии, как и в науке в целом, новое не всегда выводится из старого. В развитии экологических знаний преемственность и новаторство взаимно дополняют друг друга. История развития экологии, однако, выступает как некий масштаб, позволяющий судить о сделанном, соотнести полученный результат с ранее достигнутыми, проследить развитие, обобщение тех или иных понятий и идей.

Вместе с тем, осмысливая ход экологического познания с исторической точки зрения, мы вписываем научные результаты в мир культуры, начинаем трактовать познание во взаимодействии с его социокультурным окружением. При таком подходе экология предстает в тесной связи со своей историей, что имеет важное значение для понимания единства экологии.

В первую содержательную группу входят также вопросы метода в экологии.

Современные теории обучения признают приоритет усвоения методов познания и исследования перед конкретно научной информацией. Включение методов познания в структуру учебных знаний по.экологии оправдано тем, что дает обучающимся свободу поиска и обнаружения знания, раскрепощает его духовные силы, приводит к творческим открытиям.

В содержательной группе " Биосфера" раскрываются сущность и специфика глобальной экосистемы. Биосфера — космопланетарная система, в которой космические и планетарные явления взаимодействуют. Основным биотическим компонентом биосферы является живое вещество, которое выполняет важнейшие функции саморегуляции. Биосфера как экосистема высшего порядка формирует облик планеты и реализует связи Земли с космосом. Учение о биосфере, ее строении, функциях и эволюции составляют особый раздел экологического знания — глобальной экологии.

В содержательной группе " Экосистемы биосферы" показаны необходимые условия формирования экологической ответственности, среди которых на первом месте познание объективных закономерностей, обеспечивающих устойчивость и продуктивность экосистем. Во взаимодействии экологических отношений находится каждое живое существо, каждый организм.

Знания о пространственной, трофической и временной структуре природного сообщества - биоценоза — позволяет объяснить появление таких свойств этой системы, как биологический круговорот веществ и потоки энергии. Поскольку сущевственные эволюционные сдвиги происходят лишь в сложных, богатых видами сообществах, где обостренная конкуренция вынуждает живые организмы занять наиболее выгодную позицию в экологической системе, то выявляется тесная связь понятий " популяция — природное сообщество — экосистема - эволюция".

Содержательная группа " Человек в экосистеме" лежит в центре экологического образования. Основополагающими здесь являются знания о человеческом здоровье и определяющих его экологических факторах. Ведущая идея здесь — сопричастность здоровья человека космическим и планетарным процессам, его зависимость от эволюции биосферы. Как биологический вид человек формировался в течение миллионов лет в относительно постоянных и медленно меняющихся экологических условиях. Сегодня человек живет в условиях искусственного шума, вибраций, искусственных магнитных полей. Все это сказывается на его здоровье.

Положения содержательной группы " Человека в экосистеме" утверждают, что физическое и духовное здоровье наряду с профессией, культурным уровнем, потребностями и мотивами, личностными качествами человека приобрело статус одной из составляющих национального богатства, трудового и творческого потенциала страны.

Содержательная группа " Человечество в биосфере" показывает, как по мере развития науки меняется интерпретация основного экологического отношения " организм — среда", возникает необходимость определенного учета разнообразных антропогенных воздействий на природную среду. Высшим уровнем экологических отношений стало отношение " общество - природа". Социальная экология, соответственно, призвана выявлять новые типы законов, отражающих взаимосвязь общества, техники и природы в рамках единого целого. Знание этих закономерностей необходимо, чтобы обеспечить устойчивое развитие общества.

Экологическое образование включает в себя не только собственно научные знания и представления, оно также дополняется образами искусства и литературы. Интеграция научных знаний и соответствующих художественных образов позволяет преодолеть разрыв между логической и образной формами познания действительности и служит гуманизации образования.

В целом в содержании экологического образования можно выделить следующие аспекты:

Научный - обеспечивает развитие познавательного отношения к окружающей среде. Он включает естественнонаучные, социологические и технологические; закономерности, теория и понятия которые характеризуют природу, человека, общество и производство в их взаимодействии.

Ценностный - формирует нравственное и эстетическое отношение к природной среде, преодолевает излишнюю рационалистичность и потребительство, призывает подрастающее поколение не только уметь видеть красоту окружающего мира и восхищаться им, но и вносить посильный вклад в охрану и восстановление окружающей среды, вести здоровый образ жизни.

Нормативный - ориентирован на систему норм и правил, предписаний и запретов экологического характера, непримиримость к любым проявлениям насилия.

Деятельностный - формирует познавательные, практические и теоретические умения экологического характера, развивает волевые качества обучающихся; учит проявлять активность в решении экологических проблем. Знакомство с экологизацией техники и технологии позволяет углублять представления о становлении принципиально новых направлений научно-технического прогресса.

В экологическом образовании выделяются ключевые понятия, отражающие инвариантные явления и процессы в различных направлениях экологии.

К таким понятиям, на наш взгляд, относятся: экосистема, экологическое взаимодействие, экологическое противоречие, экологическое развитие и экологическая устойчивость. Во всех направлениях экологии исследуются экосистемы разного уровня: глобальные, региональные и локальные, компонентами которых нередко являются и сообщества людей, поэтому в качестве исходной единицы содержания экологического образования целесообразно рассматривать именно данное понятие ЭКОСИСТЕМА. Все ее типы являются примером разнокачественных, открытых, неравновесных, самоорганизующихся систем. В экосистемах один из компонентов находится в центре, связывая все остальные и управляя ими. Классическая экосистема состоит из биотических и абиотических компонент, в ней происходит вещественно-энергетический и информационный обмен.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.011 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал