Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Учение Ф. Аквинского о государстве и праве
Вопросы государства и права нашли отражение в его трудах: «О правлении властителей», «Сумма теологии. Представления Фомы Аквинского о государстве – первая попытка развить христианскую доктрину государства на базе аристотелевской «Политики». От Аристотеля он перенял мысль о том, что человек по природе есть «животное общественное и политическое». В людях изначально заложено стремление объединиться и жить в государстве. По этой естественной причине и возникает политическая общность (государство). Процедура учреждения государственности аналогична процессу сотворения мира перед Богом. Деятельность монарха в государстве похожа на действия Бога. Монарх первым делом учреждает и устраивает государство, а затем начинает управлять им. Государство необходимо для создания общего благосостояния, обеспечения условий для достойной и разумной жизни. Сущность власти – это порядок отношений господства и подчинения. Аквинский выделяет следующие формы государственного устройства: монархия, аристократия, олигархия, демократия, смешанная форма правления. Среди этих форм мыслитель отдает предпочтение монархии, как высшей форме политического правления. Он выделяет две разновидности монархического устройства – абсолютную монархию и политическую. Основным признаком государственной власти является право издания законов. В правильных формах существует законность и признается общее благо; в неправильных– наоборот. Республику Фома считает государством, разделяемым беспорядками, борьбой партий и группировок, пролегающей путь тирании. Большое место занимает учение о законах, их видах и соподчиненности. Закон определяется как общее правило для достижения цели. Согласно Фоме Аквинскому, все законы связаны между собой. Пирамиду законов венчает вечный закон – универсальные нормы, общие принципы божественного разума, управляющего вселенной, от него произвольны иные виды законов. В их ряду– естественный закон, который есть не что иное, как отражение вечного закона в человеческом разуме, в сознании мыслящих существ. Конкретизацией естественного закона служит человеческий (позитивный) закон. Его предназначение – силой и страхом принуждать людей Наконец, еще один вид закона – божественный. Он изложен в Библии и необходим по двум причинам: Во-первых, человеческий (позитивный) закон не способен полностью истребить зло; Во-вторых, из-за несовершенства человеческого разума люди сами не могут прийти к единому представлению о правде, помочь им может Библия. Фома Аквинский ставит вопрос о возможности противоречий закона человеческого другим видам законов. Во избежание смуты надо подчиняться и таким предписаниям, поскольку сохранение общежития основано на господстве и подчинении, всякое сопротивление – грех. Но когда произвол правителя направляется против церкви, ее прав и привилегий – правителю нельзя повиноваться; в таких случаях церковь может низложить тирана, его же подданные освобождаются от присяги. Тезис о верховенстве божественных законов использовался Аквинским для обоснования притязаний католической церкви на власть, подчинение, ей светских феодалов, включая монархов.
|