Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Политико-правовые идеи средневековых юристов
Весомый вклад в развитие новейших взглядов на государственно-правовые явления сделали средневековые юристы. Одним из направлений исследовательской работы различных юридических школ X-XI вв. было сравнение действующего в странах права с римским правом. Происходила активная рецепсия (приспособление норм римского рабовладельческого права к регулированию феодальных отношений) римского права. Понимание сущности права опять свелось к идее справедливости и связанных с ней естественно-правовых представлений и политических взглядов. В начале XII в. юрист Ірнерий основал школу глосаторов, основным направлением деятельности которой стало толкование рукописи XI в. " Дигесты Юстиниана". Деятельность глосаторов утверждала в юридической практике приоритет правовых норм и законов. Был издан отдельный сборник, который суды использовали как источник действующего законодательства. Учение глоссаторов развили постглосаторы (Луллій Раймунд).Они считали естественное право правом высшей категории, требованиям которого должны соответствовать нормы действующего позитивного права. Постглосаторы считали свободу естественным правом, а рабство - порождением насилия. Наиболее Выдающимся постглоссатором был итальянский профессор Бартолл где Саксоферрато (1313/1314-1357). Бартолл где Саксоферрато и его последователи бартолисты, глосаторы и постглосаторы продолжали развитие юридической науки и стремились обобщить и систематизировать правовые понятия, а также совместить основные положения римского права с понятиями канонического, городского, обычного права. Немецкий дворянин и знаток права Ейнке фон Репков составил " Саксонское зерцало" - сборник норм обычного права и судебной практики северо-восточной Германии с комментариями составителя. Одна из главных идей работы - идея общественного мира и прекращения феодальных междоусобиц, причиной которых были притязания церкви светской власти. Изложил теорию " двух мечей", по которой Бог дал земному царству два меча для защиты христиан: Папе предназначен духовный меч, а императору - светский меч. Таким образом, папа не может устанавливать никакого права, которое ухудшало бы земское право. Выступил против рабства и крепостничества. Его правовые учения отразили тенденцию к отмене " первого" права к закрепощению людей. Средневековые взгляды на государство и право отразили и сторонники гуманистической школы права. Они отрицали феодальную раздробленность, отстаивали идею централизованного государства с единым кодифицированным законодательством. Юристы-гуманисты значительное внимание уделяли исследованию источников римского права, согласованию его с нормами действующего национального права, которое регулировало качественно новые общественные отношения. Сторонником идей естественного права был английский философ Уильям Оккам. Вопреки теологическим взглядам того времени, он резко критиковал посягательство папы на светскую власть. В своем политическом трактате " Диалог" мыслитель решительно осуждает верховенство власти папы, иерархическую структуру католической церкви, деспотичный моральный и духовный диктат католицизма. Основные политико-правовые идеи Уильяма Оккама: - полная независимость короля от папы; - верховенство императорской власти в отношении римского престола; - власть папы зависит от собора верующих; - собор имеет право избирать и смещать римских пап.
|